X

Новости

Сегодня
2 дня назад
19 сентября 2019
18 сентября 2019
Фото: Тимур Абасов
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Всё, что нужно знать о безналичных платежах в Пермском крае

Популярность безналичных платежей набирает обороты: несмотря на кризис, объём совершаемых операций растёт быстрее инфляции. «Звезда» проанализировала основные цифры регионального значения и результаты федеральных исследований.

Карточный расклад

Наиболее распространённый вариант безналичных платежей — это платежи с использованием банковских карт.

По имеющимся данным, на начало года число платёжных карт, эмитированных в Пермском крае, составляло 3,9 млн штук, то есть их количество в полтора раза превышало число жителей региона. По данным регионального подразделения Банка России, 16 % из общего количества действующих пластиковых карт приходится на кредитные карты, причём из-за сокращения объёмов кредитования эта доля в 2015 году даже чуть-чуть снизилась.

Несмотря на то что лишь 61 % всех пластиковых карт, выпущенных в регионе, активны, интенсивность их использования постоянно растёт. Объём операций, совершённых жителями региона с их использованием, повышается: с 553 млрд рублей в 2014 году до 633 млрд рублей в 2015-м. Прирост составил 15 %, что незначительно, но всё-таки выше инфляции.

Правда, три четверти этого объёма приходится на операции по снятию наличных и только одна четверть (27 %) — на безналичные платежи. Нужно отметить, что в целом по стране эта цифра выше 40 %.

Все цифры коррелируют с результатами Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опубликованными в начале апреля. Согласно им, 40 % опрошенных не осуществляют или почти не осуществляют безналичных платежей по карте, используя «пластик» только для получения наличных денег в банкомате.

Операции по карте - в среднемОперации по безналичному расчетуОперации снятия наличных21676887178Средн. размер операций, руб. Операции по карте - в среднемОперации по безналичному расчетуОперации снятия наличных21676887178
Платёжные карты: средний размер операций, 2015 год / Пермское отделение Банка России

А наиболее активно возможностью совершения безналичных платежей пользуются обладатели кредитных карт. Более половины из них указали, что доля безналичных платежей в их расходах равна 10 % и больше.

И всё-таки, отмечают в Банке России, за последние пять лет доля безналичных операций выросла в разы. Этому способствует в том числе и развитие соответствующей инфраструктуры. В частности, за 2015 год количество установленных в регионе POS-терминалов увеличилось на 15 % — до 39,2 тыс. штук.

Средний размер безналичного платежа в Пермском крае составляет 688 рублей, а операции по снятию — 7 178 рублей.

Дело молодых

Популярность дистанционного банковского обслуживания (ДБО) растёт уже не первый год, однако этот процесс заметно усилился в последние три года. Основных причин тому две.

Первая (и, по мнению профессионалов, основная) — естественный технический прогресс. Всё более широкое распространение получают устройства, позволяющие пользоваться интернет-банком и мобильным банком, а, кроме того, люди постепенно привыкают к управлению своими средствами без посещения офиса банка.

Вторая причина — намеренные усилия кредитных организаций по переводу своих клиентов на дистанционный банкинг. Основные мотивы таковы: сокращение операционных расходов и расширение спектра предоставляемых клиентам услуг.

Главная динамика ДБО сосредоточена сейчас в сегменте клиентов — физических лиц. Если в течение 2015 года общее количество счетов, принадлежащих им, выросло на 2 %, то количество счетов, обеспеченных интернет-банком, — в 2,1 раза, мобильным банком — на 35 %. В результате проникновение ДБО возросло в розничном сегменте с 27 % в 2014 году до 44 % в 2015-м.

Всего счетовОбеспечены ДБОв т.ч. интернет-банкв т.ч. мобильный банк92858382521806976886154492001.01.2015950131141669182104413206250501.01.2016Всего счетовОбеспечены ДБОв т.ч. интернет-банкв т.ч. мобильный банк9501311416691821044132062505928583825218069768861544920
Проникновение ДБО в сегменте физических лиц / Пермское отделение Банка России

Согласно данным НАФИ, каждый четвёртый россиянин (26 %) имеет банковский счёт с возможностью удалённого доступа, а основным каналом является Интернет-банк — 22 %. Доступ через мобильный телефон есть у 11 % опрошенных, возможность использовать оба способа отметило 7 % респондентов.

Технологии ДБО ожидаемо востребованы в большей степени среди молодых людей: в группе 25-34 лет таких 37 %, среди 18-24-летних — 33 %. Также значимыми факторами являются наличие высшего, неоконченного высшего образования (по 38 %) и доход более 35 тыс. рублей (34 %).

Корпоративный выбор

В сегменте юридических лиц дистанционное управление счетами начало развиваться раньше, поэтому сейчас здесь не отмечается кратного роста, как в розничном сегменте. За прошлый год количество счетов организаций, обеспеченных системами ДБО, увеличилось на 48 %. И тем не менее проникновение дистанционного банкинга в корпоративном сегменте пока выше, чем в розничном: 56 %.

Статистика пермского подразделения Банка России говорит о том, что из двух основных вариантов дистанционного управления счетами — интернет-банка и мобильного банка — корпоративные клиенты кредитных организаций предпочитают первый. Вот цифры: в 2015 году в нашем регионе через интернет-банк всеми клиентами было совершено 17,6 млн операций, а через мобильный банк — только 18 тыс.

Всего счетовОбеспечены ДБОв т.ч. интернет-банк107144601185896301.01.2016Всего счетовОбеспечены ДБОв т.ч. интернет-банк1071446011858963
Проникновение ДБО в сегменте юридических лиц / Пермское отделение Банка России

Ещё более серьёзный разрыв в денежном выражении: 3,7 трлн рублей прошло через интернет-платежи и только 4 млн — через мобильный банк.

Более того, активность использования мобильного банка понижается, и довольно активно. Количество совершённых с его помощью операций, как и их объём, в 2015 году упали сразу на 40 % по сравнению с 2014-м.

Основной мотив

Самым распространённым мотивом совершения онлайн-платежей являются покупки в интернет-магазинах — об этом свидетельствуют результаты ещё одного исследования, проведённого в 2016 году PayPal совместно с исследовательским агентством Data Insight среди активных пользователей интернетом. Сообщается, что за последний год 75 % респондентов-россиян имели такой опыт, в том числе 43 % — в заграничных онлайн-магазинах. Обе эти цифры выросли по сравнению с предыдущим годом на 12 %.

Количество, млнСумма, млн рубСредняя сумма, руб15.22994000196973.7201417.63654000207613.62015Количество, млнСумма, млн рубСредняя сумма, руб17.63654000207613.615.22994000196973.7
Онлайн-платежи: Интернет-банк / Пермское отделение Банка России

Есть данные и по мобильным платежам. С помощью мобильных приложений за последние 30 дней совершали платежи 64 % опрошенных, 79 % установили хотя бы одно приложение для платежей или покупок.

66 % всех владельцев смартфонов постоянно используют приложения для платежей и покупок, при этом особенно популярны банковские приложения (установлены у 52 %, использовались за последние семь дней у 40 %) и приложения магазинов, в том числе онлайновых (установлены у 38 % владельцев смартфонов, но активно используют их 25 %).

При совершении покупок в интернет-магазинах достаточно активно используются кредитные карты: доля платежей, совершённых с их помощью, составляет 44 %. Такие данные собрала группа компаний Assist, проанализировав статистику покупок более чем в 3 000 российских интернет-магазинах за 2014-2015 годы. Напомним, по количеству кредитки составляют только 16 % действующего в регионе «пластика».

Количество, тысСумма, тыс рубСредняя сумма, руб3006500216.72014184000222.22015Количество, тысСумма, тыс рубСредняя сумма, руб184000222.23006500216.7
Онлайн-платежи: мобильный банк / Пермское отделение Банка России

Более того, согласно этому же исследованию, средний чек по кредиткам в 2015 году вырос на 5 % — до 2,7 тыс. рублей, тогда как по дебетовым картам он снизился на 3 % — до 2,0 тыс. рублей.

Рынок одного игрока

Как и вся банковская система, сегмент ДБО является очень концентрированным. Согласно отчёту e-Finance User Index 2016, составленному по итогам исследований агентства Markswebb Rank & Report, количество пользователей «Сбербанк Онлайн» составляет почти 82 % всех пользователей интернет-банкингом в России. По количеству пользователей «Сбербанк Онлайн» опережает ближайшего преследователя в девять раз. Мобильными приложениями Сбербанка пользуются 14 млн человек, или 78 % всей российской аудитории мобильного банкинга.

В свою очередь, Assist оценивает долю Сбербанка в общем количестве платежей по дебетовым картам в российских интернет-магазинах в 77 %. Занимающий второе место Альфа-Банк имеет долю лишь 4 %, на третьем месте — Газпромбанк с долей 3 %.

В случае с кредитными картами концентрация меньше. Доля Сбербанка — 42 % по количеству платежей в российских интернет-магазинах, ВТБ24 — 12 %, Тинькофф Банка — 7 %.

Это данные в целом по России. Если оценивать региональный рынок Пермского края, то, по оценкам экспертов, доля Сбербанка в общем объёме безналичных платежей приближается к 80-90 %.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь