X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
25 сентября 2020
24 сентября 2020
23 сентября 2020
Фото: Анастасия Яковлева

Возможность дышать и жить. Как фестиваль «Тайны горы Крестовой» открывал сезон после карантина

Пермь потихоньку оттаивает от карантина (пардон, самоизоляции). Открывается общепит, разрешаются, пусть и с ограничениями, мероприятия и спектакли. Можно сказать, что новый театральный сезон в Пермском крае в режиме офлайн открыл фестиваль «Тайны горы Крестовой» в Губахе, который провели буквально через несколько дней после того, как сняли ограничения. Первое его мероприятие, традиционное начало фестиваля — «Закат на горе Крестовой» — неплохо олицетворял те обстоятельства, в которых проходил фестиваль. Ведь это был праздник в крайне суровых условиях.

Ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой» в Губахе все девять лет своего существования проходит в непростых условиях. Суровая уральская погода любит предавать постановкам неожиданные акценты, а их просмотр превращать в испытание. Хотя раз на раз не приходится. Бывали относительно спокойные года, когда можно было без проблем полюбоваться закатом на фоне спектакля на той самой горе Крестовой. Это было красиво. Но в прошлом году, во время показа мюзикла Jesus Christ Superstar Пермского Театра-Театра, на всю неделю, что шёл фестиваль, зарядили проливные дожди. Это было неприятно. Зато очень эффектно. Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера на горе, да под ливнем, выглядел во много раз драматичнее, чем на спокойной сцене под крышей. А эпизоды с Иудой и Джизусом были запредельно сильными, в том числе и за счёт подвигов Марата Мударисова и Альберта Макарова, которые играли на разрыв, хотя в лица буквально хлестали ветер и струи дождя.

Кажется в этом году фестиваль, проходил в самых тяжёлых условиях за всю его историю. Долго было не ясно, пройдут ли вообще «Тайны горы Крестовой». А провести фестиваль явно очень хотелось, ведь терять такое популярное мероприятие, посещаемость которого в среднем колебалась в районе десяти тысяч человек, никому не нужно. Ни минкульту, ни губахинскому студии-театру «Доминанта», который и проводит этот ландшафтный театральный фестиваль при поддержке местных властей и предприятий. Всем хотелось праздника (и отчётности). Про возможность проведения «Тайн...» министр культуры края Вячеслав Торчинский даже отдельно справлялся на одном из заседаний оперативного штаба по коронавирусу. В итоге фестиваль провели с невероятной оперативностью — буквально через несколько дней после того, как сняли ограничения.

Любовь Зайцева Фото: Анастасия Яковлева

«Мы начали готовить этот фестиваль, как и положено, сразу после окончания прошлого, то есть работали целый год, — рассказывает Любовь Зайцева, идейный вдохновитель фестиваля и художественный руководитель Молодежной студии-театра „Доминанта“. — За это время мы его перенесли четыре раза. И, естественно, каждый раз заново его готовили. Постоянно менялась программа, ведь некоторые участники не могли поменять планы под наши новые даты. Театры из-за рубежа, по понятным причинам, не смогли вообще.

Сначала всё перенеслось на июль. Потом с июля на август, и, видимо, мы так натренировались, что когда нам сказали, что можно работать, но с какими-то ограничениями, уточнениями, что можно делать и что нельзя, мы очень быстро всё сделали. С такой скоростью мы никогда не работали. Билеты продавали за три дня. Но самое главное, что наши участники стойко терпели наши переносы. И сейчас идёт такая радостная волна, не взирая на то, что дождь и холодно, но вот есть какое-то ощущение, что нам дали возможность дышать и жить».

Из-за всех этих причин в этому году непосредственно фестиваль «Тайны горы Крестовой» шёл три дня. За два дня в заброшенной Верхней Губахе показали четыре спектакля либо перенесённых на ландшафт, как «Уезжаю» Березниковского драмтеатра, либо изначально на нём выстроенные, как «Апокалипсис. После» от хозяев фестиваля, студии-театра «Доминанта».

Но, как всегда, гвоздём программы был открывающий «Закат на горе Крестовой», прошедший 22 августа. Это самое масштабное мероприятие — показ какого-то балета или мюзикла на той самой горе Крестовой — обычно и собирало десяток тысяч человек на вершине хребта Рудянский спой. В этом году привезли одноактный балет «О чём молчат камни» Башкирского государственного театра оперы и балета. Балет композитора Николая Попова в постановке Рината Абушахманова пригласили в Губаху, потому что он очень удачно подходит по теме к ландшафтному фестивалю, ведь в основе спектакля лежит наскальная живопись из Каповой пещеры в заповеднике Шульган-Таш.

Ринат Абушахманов Фото: Анастасия Яковлева

К проведению фестиваля с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм подготовились очень тщательно. В этот раз на «Закат на Крестовой» могли попасть не более тысячи человек, которые пришли по билетам (традиционное свободное посещение за символический «зелёный сбор» было отменено). Для соблюдения социальной дистанции территория плато на горе была размечена полутораметровыми кругами, внутри которых индивидуально или же малыми группами смогли разместиться зрители. На входе всех ждал контрольно-пропускной пункт с бесконтактными термометрами, санитайзерами, а также масками (фирменными, с надписью «О чём молчат камни») и перчатками для зрителей. К этим уже привычным и стандартным средствам защиты гости фестиваля могли добавить ещё одно — дождевик. Урок прошлого года, когда на горе до нитки вымокли все тысячи человек, явно был хорошо усвоен.

Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева

Но проведение продолжило мытарить «Тайны горы Крестовой» не только погодой. Испытание для тех, кто ехал в Губаху из Перми, началось не на горе, а в пробке у моста через Чусовую, где ВНЕЗАПНО начался ремонт. В образовавшемся заторе можно было провести пару часов. Тех же, кто добрался до Крестовой, ждали свинцовое небо над горой и туман, сквозь который невозможно было разглядеть закат, холод и мелкий моросящий дождь.

И вот представьте себе — десятки людей в масках и дождевиках сидят на поляне, а вокруг них буквально растекается в воздухе хладная, сырая и давящая серость. Жутковатое описание сцены, которая бы отлично украсила бы собой любой арт-хаусный фильм про постапокалипсис, вроде «Писем мертвого человека». Там бы это точно смотрелось органично.

Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева

В общем, в этот раз атмосфера «Заката на Крестовой» из-за предшествующих обстоятельств, погоды и меньшего числа зрителей, была не такой мощной, яркой и размашистой, как в прошлые года. Но всё равно это был праздник, так необходимый людям в наше время. Зрители явно были настроены на хорошее, и поэтому даже туман и дождь не были такими уж гнетущими.

Фото: Анастасия Яковлева

У всех этих суровых обстоятельств с пробками и погодой даже нашёлся один неочевидный плюс. Кажется, что из-за них сорвался традиционный официоз перед спектаклем. Ограничились лишь представлением членов оргкомитета и парой приветственных слов. На сцену (и к прессе до начала) не вышли ни министр культуры края, каждый год произносивший на Крестовой речь, ни врио губернатора, хотя это кажется, был первый раз, когда руководитель региона присутствовал на открытии «Тайн горы Крестовой». Как будто они просто приехали спектакль на природе посмотреть. Хотя неважно, почему так случилось. Главное, что затягивать открытие не стали и быстро оставили сцену для артистов.

Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева

И то, что в тот вечер сделал балет из Башкирии, было настоящим подвигом. «О чём молчат камни» — очень необычная постановка, не только за счёт народных мотивов в музыке. Это фантазия на тему того, как жили те первобытные люди, что оставили свои рисунки в каповой пещере.

Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева

Балет буквально сочился некой первобытной энергией, силой и мощью. При этом артистам приходилось танцевать на сцене, сырой от дождя и тумана, практически раздетыми, когда зрителям в куртках и дождевиках-то было холодно. И несколько раз танцовщики поскальзывались, но это ничего не портило.

Фото: Анастасия Яковлева

Несмотря ни на что, артисты башкирского балета смогли дать зрителям совершенно невероятный чувственный опыт. И сделали они это так, что когда всё закончилось и зрители стали аплодировать стоя, артистам кричали не общепринятое «Браво». Им кричали «Молодцы».

Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева

От этого казалось, что «Закат на Крестовой» в этом году пусть и обошёлся без скрытого за тучами заката, тысяч посетителей и вообще состоялся чуть ли не чудом, был по-своему душевнее и важнее чем прошлые фестивали. Ведь в тот вечер организаторы «Тайн горы Крестовой» и артисты из Башкирии очень наглядно показали как, несмотря ни на что, можно по полной воспользоваться возвращённой нам всем после карантина возможностью снова свободно жить и дышать. Пусть даже через маску и в дождевике.

***

Читайте также репортажи с «Тайны горы Крестовой» 2015-го и 2016-го года.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.