X

Citizen: скоро

29 апреля, 3:00
29 апреля, 12:00

Увидел и захотел такой же. Музей советской авиации своими руками

Фото: Тимур Абасов

В квартире Михаила около сотни собранных своими руками авиамоделей советских самолётов, про которые можно рассказывать часами. Интересоваться авиацией он начал ещё в раннем детстве, после того как впервые полетел с мамой в гости к бабушке на отечественном Ту-134. Слушая новости про успехи советских авиаконструкторов, лётчиков и космонавтов, собирая привезённые мамой из командировок авиамодели, он понимал, что авиация — это его. Стать лётчиком Михаилу не позволило здоровье, но связать свою жизнь с самолётами это не помешало. Он работает в пермском аэропорту и иногда проводит там экскурсии для детей.

Мы встретились с Михаилом Митиным на его работе, в аэропорту. Здесь он отвечает за всё электронное оборудование, включая компьютеры и оргтехнику, а в свободное время проводит экскурсии. В аэропорту есть старенький списанный Ту-134. Ребята могут не только узнать много интересного про самолёт, но и посидеть за штурвалом. К удивлению Михаила, больше интереса и эмоций проявляют девчонки. Мальчики же, в большинстве своём, остаются совершенно равнодушными. Это раньше мальчишки мечтали стать лётчиками, космонавтами и моряками-подводниками. Сейчас же, по мнению Михаила, они мечтают поскорее вернуться домой и сесть за компьютер.

Михаил Митин Фото: Тимур Абасов

Митин мечтал стать лётчиком, но одним из условий поступления в курсантское училище было идеальное здоровье. Идеальным здоровье не было. Выучился в пермском ВАТУ на специалиста по авиационной электронике в 90-е. Тогда военным жилось очень несладко, и приезжавшие на побывку выпускники училища, уже послужившие в Чите, на Камчатке и в других местах, рассказывали о том, что относительно неплохо живётся тем, кто успел обзавестись семьёй. Холостые же или спиваются от нечего делать, или уходят из армии. Наслушавшись историй, Михаил решил не испытывать судьбу и пошел в политех, чтобы получить гражданскую специальность «конструирование радиоэлектронных средств». Это уже никак не было связано с авиацией. С самолетами было связано хобби Михаила — он увлекался планёрным спортом ПланёрЛетательный аппарат без самостоятельной тяги.. Однажды они с приятелем даже сделали свой самолёт — усилили фюзеляж планёра и установили на него двигатель. К сожалению, во время одного из полётов он разбился.

Лет семь назад на глаза Митину попалась фотография модели самолёта Ту-134, изготовленной Андреем Пчельниковым, жителем Уссурийска. Модель была сделана очень хорошо. Захотелось изготовить такую же. Зарегистрировался на форуме, начитался, купил детали, собрал и понял, что до Пчельникова ему очень далеко.

Из тех наборов, что продаются в магазинах, хорошую модель просто так не собрать. Лет десять назад было ещё хуже. Надо было пилить, строгать. Сейчас получше, но всё равно работы много.

«Это так, сувениры. Из брака сделаны. У меня знакомый забраковал эту модель. Был очень толстый слой краски. Я его долго отмывал, шкурил», — показывает Михаил макеты Ту-134 и Ту-154.

Ту-154М Фото: Тимур Абасов

В планах — собрать все модели, начиная с сороковых годов. Аэрофлот начался в 1923 году, но тогда отечественных самолётов ещё не было. Можно считать, что первым самолётом советского производства был Ли-2. Он был сделан по лицензии. После войны уже появились Ил-12, Ил-14, Ан-2. Не все эти модели можно купить в пластике. Но, есть люди, которые печатают детали на 3D-принтере, делают слепки, отливают копии из смолы и продают их за большие деньги.

Ил-14Т Фото: Из личного архива Михаила Митина

«Собрать-то хочется, — рассказывает Митин. — Покупаешь у них эти смоляные болванки, собираешь. С ними работы намного больше, чем с пластиком. Это делают и в России, и в других странах. Я в Чехии заказывал».

Фото: Из личного архива Михаила Митина
Фото: Из личного архива Михаила Митина

Уже изготовлен почти весь модельный ряд самолётов отечественного производства. Пока нет только очень редких моделей. На днях товарищ доделает для коллекционера «в смоле» Ту-70. Он был построен в единственном экземпляре. Туполев сделал его из обрезков Ту-4, который, в свою очередь, был клоном американского В-29.

Из-за большого количества моделей в квартире пришлось переделать несколько шкафов — убрать двери, сделать стеклянные полки и дверцы. Складной рабочий стол тоже самодельный.

Михаил Митин Фото: Тимур Абасов

У Михаила два сына и дочь. Сыновья моделированием не заинтересовались. Один как-то попросил купить ему модель самолёта, чтобы собрать её самостоятельно. Терпения хватило только на один вечер. Другой попросил танк, но собрал только гусеницы. Дочери всего три года, и ей посвящена отдельная серия «мультяшных» самолётов. На их фюзеляжах изображены герои любимых мультиков. Иногда она просит показать «её самолётики».

Boeing 767-300 All Nippon Airways Фото: Из личного архива Михаила Митина

Как заявил Митин, он патриот и пацифист. Это необычное сочетание привело к тому, что большая часть коллекции представлена гражданскими самолётами отечественного производства. Но иногда появляется желание отвлечься. Так появились пилотажные группы «Стрижи», «Русь», «Frecce Tricolori» и другие.

L-39 Albatros. Пилотажная группа «Русь» Фото: Из личного архива Михаила Митина

Несколько моделей военных самолётов подарены Галине Смагиной. Она когда-то была командиром экипажа Ту-134, а сейчас преподаёт в авиационном техникуме, где есть музей пермской авиации.

Самая дорогая и выстраданная модель — макет самолёта Ту-134. Тогда в продаже не было пластиковых наборов желаемого размера. Пришлось заказывать изготовленную с помощью 3D-принтера модель в Чехии. На его изготовление ушёл год.

Ту-134 Фото: Из личного архива Михаила Митина

О прототипах своих моделей коллекционер может рассказывать часами и мог бы стать прекрасным гидом в собственном музее советской авиации, если бы таковой был. Под музей необходимо помещение. Пока лишь предлагают разместить несколько моделей в детском центре «Муравейник», но если коллекция будет неполной, то и история будет неполной. Есть надежда на то, что «муравейнику» дадут новое помещение в бывшем кинотеатре «Искра». Там можно было бы выставить все модели и проводить экскурсии. Режим работы Михаила это позволяет. Там же можно было бы поставить и кабину настоящего самолёта с программой-симулятором полёта. Митин когда-то занимался виртуальным моделированием кабин самолётов для Microsoft Flight Simulator и мог бы совместить программу с настоящей кабиной-симулятором. Увы, пока это лишь мечты и мы можем увидеть все модели только на страничке Михаила Митина ВКонтакте.

***