X

Новости

Сегодня
Вчера
19 мая 2018
18 мая 2018
17 мая 2018

«КТО» выходит из подполья, или как создать в Перми независимый театр

Фото: Анастасия Яковлева

Независимые, частные и негосударственные театры — для Перми явление совсем не новое. Но в последнее время таких театров стало возникать всё больше, и деятельность их становится всё активнее. Самым показательным примером можно назвать театр «КТО», который недавно обзавёлся собственным помещением.

От Ленина до Куйбышева

Про театр «КТО» мы уже писали. Два года назад супруги Рамис Заббаров и Елена Костарева, недавние выпускники актёрской мастерской Виктора Афанасьевича Ильева в ПГИКе, только-только начинали создавать собственный театр и были полны разных амбициозных планов. Среди них была идея собственными силами снимать художественные фильмы в Перми. Поэтому название «КТО» расшифровывалось как «Кино-театральное объединение». Фильм действительно сняли, под названием «Сириусы», по сценарию драматурга Евгения Ионова. Сценарий он потом переделал в пьесу «Про снежинки и говно», и занял с ней призовое место на престижном драматургическом конкурсе «Евразия». А вот сам фильм, в итоге, лёг на полку, а Елена и Рамис решили отойти от кино и сосредоточиться на театре.

Сначала для репетиций и показов они арендовали подвал в самом центре города по адресу Ленина, 52а. Удобное расположение было плюсом этого места, хотя само помещение было небольшим, и его значительную часть занимал бетонный короб, закрывавший какие-то коммуникации. Гардероба и туалета в этом подвальчике не было. Но для первых постановок и таких условий хватало. Репертуар «КТО» поначалу наполнялся преимущественно моноспектаклями: «Чёрное на белом» по одноимённой книге Рубена Гонсалеса Гальего, «Смена» и «Урок философии» по пьесам всё того же Евгения Ионова, и «Моцарт» по Пушкину. Также иллюзионист Максим Головизнин проводил в театре «Вечера уличной магии».

Но на первых порах зарабатывать молодым артистам приходилось не только спектаклями, но и продажей одежды в собственном магазине, открытом в том же подвале.

Фото: Анастасия Яковлева

Рамис Заббаров:

«Мы его открыли, чтобы как-то снимать и поддерживать площадку. Ведь первые полгода было сложно продавать спектакли, потому что их у нас было всего два».

Но через полгода такого необычного совмещения искусства и коммерции осталось только первое. Магазин был закрыт.

Фото: Анастасия Яковлева

Елена Костарева:

«Было странным такое переформатирование — днём мы магазин, а вечером театр. Это было сложно для восприятия зрителей, и для нас тоже».

Так театр «КТО» стал исключительно театром, а недавно сменил один подвал над другой — теперь на улице Куйбышева.

Вход со двора

Чтобы найти дом по адресу Куйбышева, 67/1 надо свернуть с улицы во дворы. Чтобы найти переехавший в этот дом театр «КТО», снова надо зайти во двор. Дверь, напоминающая обычную подъездную, ведёт в новое помещение частного театра. Это тоже подвал, но различия с тем, что было на улице Ленина разительны: здесь много места, камерный зал на семьдесят мест, полноценное закулисье с гримёрками, и даже отдельное помещение для репетиций и занятий. Ну и свой туалет, естественно. В свой новый зал Рамис и Елена вложили множество сил. Сначала был долгий и сложный поиск помещения, подходящего по требованиям и стоимости. Затем большой ремонт, ради которого чете артистов, по их словам, пришлось три недели буквально жить в этом подвале. Но результат того стоил — им удалось создать пространство, которое без подсказки легко принять за какой-нибудь муниципальный, а не частный, камерный театр.

Фото: Анастасия Яковлева

Рамис Заббаров:

«Для нас один из главных факторов — это именно пространство, чтобы был свой дом, где мы можем репетировать, ставить, и обустраивать это пространство под себя. Да, оно находится не в центре, как было на Ленина. Но нас это не остановило. Как показала практика, зрители покупают билеты на спектакль, а не на адрес. Это правда. У нас сейчас спектакли идут с полными залами».

Фото: vk.com/k.t.o_theatre_film

Репертуар театра «КТО» продолжает расширяться, причём спектаклями, очень разными по жанрам: недавно состоялась премьера лирической комедии «Будем знакомы», в которой задействован уже не один актёр, а двое. В ближайших планах — постановки детской кукольной сказки и, ни много ни мало, настоящего экшн-боевика, в котором артисты хотят показать искусство сценического боя.

Фото: Анастасия Яковлева

Рамис Заббаров:

«Возможно, это плохо, но у нас нет определённого принципа формирования репертуара. Если есть какая-то тема, которая нас волнует в данный момент, и мне нравится именно этот материал, то я его ставлю. Полноценного плана репертуара мы пока что не составили. Но мы заметили, что комедия продаётся лучше. На неё всегда полный зал без рекламы. А на какие-то вещи очень сложно продать билеты. Я не хочу сказать, что зрители глупые и не хотят думать. Все зрители очень умные, но, возможно, они устали быть умными».

Ещё в «КТО» есть спектакли «Human» и «Третий путь главного направления», которые играют артисты студии, работающей при театре. Как рассказывают Рамис и Елена, они открыли эту студию год назад для занятий актёрским мастерством с людьми, которые хотят реализовать свои цели и мечты. Чтобы попасть в эту студию, надо пройти кастинг, а обучение там ведётся по свёрнутой до двух лет институтской программе подготовки актёров. Студийцам преподают сценическое движение, актёрское мастерство, проводят с ними тренинги и ставят этюды. После каждого полугода работы следует выпуск спектакля. Всего сейчас в студии в трёх группах занимаются около тридцати человек, возраст которых варьируется от 16 до 40 лет.

Студийцы театра «КТО» Фото: vk.com/k.t.o_theatre_film

Но, кроме своих спектаклей и постановок студийцев, на сцене «КТО» можно увидеть работы других небольших городских театров. Кто-то просто берёт площадку в аренду, а с кем-то театр постоянно сотрудничает. Таким образом, «КТО» становится местом, объединяющим сразу несколько независимых театров Перми.

Фото: Анастасия Яковлева

«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»

Таких театров, как «КТО» — независимых, живущих без систематической господдержки, в Перми множество. Есть довольно опытные и известные, вроде «Большой стирки», «Новой драмы», «Карабаски», «Туки-луки». А есть возникшие относительно недавно, и у таких «новых независимых» свои проблемы. Например, отсутствие своих постоянных площадок для показа спектаклей. Частично эту проблему решали, пуская к себе разные театральные проекты, такие площадки, как Дом актёра, Центр городской культуры, Фестивальный дом, частная филармония «Триумф» и даже ПДНТ «Губерния». Ещё одной проблемой для независимых театров стало то, что они фактически не были замечены профессиональным театральным сообществом и не участвовали в региональных конкурсах. Они находились в своеобразном театральном «подполье».

Но недавно ситуация начала меняться к лучшему, и театр «КТО» играет в этом процессе не последнею роль. Точкой отсчёта перемен для независимых театров Перми можно считать показ спектакля «Что-то с памятью моей стало...» театра-лаборатории «ПТАХ» на последнем краевом фестивале-конкурсе «Волшебная кулиса». Этот показ проходил вне конкурса, на сцене театра «КТО», которая тогда ещё была в подвале на улице Ленина. Некоторые члены жюри фестиваля, именитые российские критики, смотрели спектакль, добровольно взобравшись, не стесняясь, на тот самый пресловутый бетонный короб ограждения коммуникаций.

Признание профессиональным сообществом продолжилось. На пресс-конференции, приуроченной ко дню театра в Доме актёра, недавно было объявлено о создании настоящей Ассоциации независимых театров Перми. В неё вошли семь коллективов: драматические театры «КТО», «ПТАХ», «Век жизни», «Большая стирка» и «Драма-альянс», а также Свободный театр современного танца и театр танца и пластики «Артис». Также было объявлено, что театры, входящие в эту ассоциацию, теперь будут участвовать в ежегодном фестивале-смотре «Пермская театральная весна» наравне с профессиональными театрами края.

Примечательно, что, по словам худрука «ПТАХа» Евгении Пашиевой, до создания ассоциации у руководителей независимых театров была идея объединить четыре коллектива — «ПТАХ», «КТО», «Свободный театр» и «Артис» — на одной площадке, но она не состоялась из-за разницы форматов драматических и пластических спектаклей. Но «КТО» фактически реализовал идею единой театральной площадки по-своему. На их сцене играет некоторые свои спектакли театр «Век жизни», а «ПТАХ» перенёс почти все свои проекты в подвал на улице Куйбышева, 67/1. По словам Евгении Пашиевой, после переезда у них немного изменилась посещаемость, потому что эта площадка ещё не такая раскрученная, и, в отличие от тех сцен, где они играли ранее, у неё ещё нет своей устоявшейся аудитории. Сейчас им сейчас предстоит нарабатывать её вместе.

Фото: Анастасия Яковлева

Рамис Заббаров:

«Мы становимся некой независимой площадкой для театров города. Мы рады принять любых актёров. Мы даже пока не знаем, что для нас важнее — постановка и раскрутка своих спектаклей или продвижение площадки как таковой».

Свой спектакль «Любовь у сливного бачка» для «Театральной весны» в мае «ПТАХ» тоже будет показывать на сцене «КТО». Хозяева зала тоже будут участвовать в смотре сразу с двумя спектаклями — «Моцарт» и «Чёрное на белом». Последний спектакль также будет участником грядущего юбилейного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest». Пожалуй, это всё можно назвать самым лучшим профессиональным признанием как площадки, так и самого театра. Так что, можно сказать, театр «КТО» уже вышел из театрального «подполья».

А если говорить об этом театре как о проекте, то можно назвать его отличным примером успешной «инициативы снизу». Это самостоятельный и независимый театр, созданный семейной парой, страстно влюблённой в своё дело. При этом им удаётся не только развивать свой театр, но и определённую часть театрального пространства города. Кроме того, по словам Рамиса и Елены, им удаётся быть ещё и коммерчески успешными. Это убедительно доказывает, что сейчас самостоятельный театральный коллектив вполне может обойтись без поддержки «сверху». А это в последнее время очень актуальный вопрос для российского театра.

***