X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Комсомольский проспект, часть I. Страдающие скульптуры

124статьи

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Фото: Иван Козлов

Разобравшись с Тихим Компросом, мы переходим к Компросу обыкновенному и начнём с южной части микрорайона Центр — от улицы Куйбышева до Глеба Успенского. Пожалуй, после двух лет еженедельных прогулок пора уже перестать удивляться тому, насколько близко к главным городским улицам могут находиться маргинальные кварталы и изолированные от внешнего мира дворы. Пора, но всё никак не получается.

Первое здание на нашем сегодняшнем маршруте — общежитие ПГНИУ. Оно требует ремонта и выглядит ужасно, но в солнечный день кажется даже пёстрым. В пасмурный день на него, вероятно, лучше не смотреть в принципе.

Фото: Иван Козлов

Следующее приметное здание по улице Белинского — Трест № 14.

Фото: Иван Козлов

Судя по рельефу, украшающему входную группу, именно эта организация ответственна за появления в городе зданий кинотеатра «Искра», Драмтеатра, Законодательного собрания и других неплохих образцов советского модернизма. Ну окей, тут и правда есть, чем гордиться.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Теперь спускаемся по Пионерской до киносалона Премьер — идти придётся вдоль сплошной стены, которая в разное время была украшена разными граффити. Сейчас половина из них осыпалась, осталось вот такое странное про зоозащиту:

Фото: Иван Козлов

И ещё одно просто для красоты:

Фото: Иван Козлов

За шлагбаумом во дворе киносалона «Премьер», оказывается, спрятано одно из самых больших граффити в Перми.

Фото: Иван Козлов

Правда, стоит учитывать, что эта территория принадлежит Пермкино, и, несмотря на отсутствие знаков, препятствующих проходу, вас всё равно могут отсюда попросить. Хотя, кажется, гараж с веганским трафаретом скоро будет снесён, и это граффити будет и так видно с улицы.

Фото: Иван Козлов

Что касается дворов между улицами Куйбышева и Пионерской, то они выглядят преимущественно вот так:

Фото: Иван Козлов

По большей части эти кварталы состоят из старых двухэтажных домиков, многие из которых находятся если не в аварийном, то просто в плачевном состоянии:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Впрочем, у заросших зеленью малоэтажных кварталов, какими бы они ни были, всё же есть свой особый шарм. Например, именно в таких местах в Перми чаще всего встречаются действующие голубятни:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Правда, судьба у этой голубятни, похоже, незавидная — ну, легко представить, сколько случайных похожих с пониженной социальной ответственностью забредает сюда с Куйбышева или Пионерской. Центр города всё-таки. Вот местные жители и ведут агитацию, как умеют:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Ещё одно сооружение, похожее на голубятню, возведено в соседнем квартале — между улицами Седова и Глеба Успенского. Это сооружение выглядит таинственно, поскольку как голубятня оно не работает, а забраться на верхний ярус в принципе невозможно. Хотя местным жителям это и не нужно — они поставили на нижнем ярусе стол с двумя скамейками, и странная конструкция превратилась в зону отдыха.

Фото: Иван Козлов

Из этого двора можно выйти на улицу Глеба Успенского. В сквере, тянущемся вдоль неё, стоит часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Это одно из немногих пермских сооружений, построенный в неорусском стиле, правда, ценность его относительно невелика — в отличие от церкви на улице Пермской, это новодел. Часовня была возведена в 2003 году по инициативе бизнесмена Александра Флегинского и посвящена другим часовням и храмам, разрушенным в Пермском крае в ХХ веке.

Фото: Иван Козлов

Часовня — не последний объект, возведённый возле кинотеатра «Кристалл» по инициативе Александра Флегинского. Чуть дальше по улице стоит памятник Трусу, Балбесу и Бывалому авторства скульптора Алексея Залазаева. У этого памятника непростая судьба. Однажды вандалы отпилили Балбесу руку — она вскоре была восстановлена, но, как пишут пермские СМИ, Флегинский потом грозился забрать памятник себе на огород в случае, если акт вандализма повторится. К счастью или к сожалению, руку с тех пор больше не отпиливали.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Помимо Труса, Балбеса и Бывалого, на площади перед «Кристаллом» есть ещё целый парк скульптур из ржавого железа — все они созданы разными авторами в рамках фестиваля «Сезон искусств».

Фото: Иван Козлов

Если вы не обходите это место стороной — то, наверное, только потому, что вам до сих пор не приходило в голову вглядеться в лицо человека-мотылька.

Фото: Иван Козлов

Остальные скульптуры — медведь, кошка, изобретатель радио Попов и собачка на гусеницах — выглядят не так пугающе.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

От «Кристалла» можно пройти чуть выше по Компросу, чтобы исследовать окрестности Пермского строительного колледжа.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Если обойти колледж с правой стороны, вы попадёте в узкий, заканчивающийся тупиком переулок, в котором находится агентство по занятости населения и несколько других контор. В Перми, особенно в центральных кварталах, часто встречается такое — улица может образовывать целый ансамбль (как в этом случае — из нескольких зданий сталинских времён), но расположена она при этом так, что подходящего ракурса просто не существует.

Фото: Иван Козлов

С небольшим переулком, расположенным чуть дальше левого крыла колледжа, похожая история, а ведь тут тоже есть красивые здания — филиал ПГТУ и институт экологических проблем. Впрочем, похоже, про этот переулок вообще мало кто знает, кроме сотрудников этих учреждений — у него даже названия нет.

Фото: Иван Козлов

Дальше можно заглянуть во двор большого дома между улицей Полины Осипенко и Комсомольской площадью. Можно, но не обязательно. Вообще, удивительно (вы уже, наверное, это почувствовали), насколько скучными могут быть кварталы, расположенные в самом что ни на есть центре города. Если бы не такие вот смешные артефакты вроде особняка для птицы — можно было бы совсем затосковать.

Фото: Иван Козлов

А в остальном — типичный двор сталинки, даром что целый квартал занимает.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

За этой странной металлоконструкцией можно разглядеть мозаику «Комсомол в решающие моменты истории» — одну из самых больших и красивых монументальных советских мозаик в городе. В своё время мы делали подробный обзор с фотографиями каждой из них.

Фото: Иван Козлов

А вот аллея Компроса, которая... а, к чёрту это всё. Очень скучно. В следующий раз нужно будет забуриться в какой-нибудь квартал на окраине — наверняка там интереснее, чем в окрестностях центральной городской площади, где каждый закоулок выхолощен, а каждый куст всем известен.

Фото: Иван Козлов

Но, раз уж мы тут оказались, напоследок навестим медведя Потапку авторства Александра Суворова. Это самая несчастная из всех ржавых скульптур, которые во множестве установлены на аллее Компроса. У колченогого и нескладного Потапки настолько измученное выражение морды, что несколько лет назад он стал в каком-то смысле знаменитостью и мемом. Будете проходить мимо — посочувствуйте Потапке и погладьте его, ему ведь ещё жить да жить.

Фото: Иван Козлов