X

#ПроектFAQ: О ком заботятся власти, создавая парковочные места для инвалидов

86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

Фото: Владимир Соколов

Каждый будний день обитатели центра Перми могут наблюдать, как десятки резвых автоэвакуаторов снуют по улицам в поисках неправильно припаркованных автомобилей. Стоит автолюбителю по глупости или наглости своей не так или не там поставить свой экипаж и отлучиться, как откуда ни возьмись появляется дядя в рабочих перчатках, лихо грузит на эвакуатор и увозит в неизвестном направлении жалобно завывающее авто.

Это правильно. Существуют правила парковки, которые не высосаны из пальца, а написаны исходя из опыта и умозаключений. Изрядно понервничав, побегав и заплатив немалый штраф, владелец временно конфискованного автомобиля получит хороший урок уважения к порядку. Бюджет получит деньги, дядя в перчатках — гонорар. Особенно строго карают тех, кто занял парковку для инвалидов, не будучи таковым. Такая стоянка обойдётся автовладельцу в пять тысяч рублей, плюс «услуги» автоэвакуатора и оплата штрафной стоянки. Такие парковки в массе появились в центре города и призваны изображать заботу властей об инвалидах. Мы попытались разобраться: стало ли инвалидам от этого легче жить и что в приоритете заботливых властей.

В Пермской дирекции дорожного движения заявили, что в целях обеспечения удобства и доступности городской среды 10 % парковочных мест в центре города будут выделены для маломобильных групп населения. Оговоримся сразу, что речь идёт только об инвалидах I и II группы или их законных представителях, если их машина внесена в специальный реестр транспортных средств. Этот реестр появился 1 августа этого года, и на сегодня в нём 403 машины. Мамочки с колясками, люди с гипсом на ноге и пожилые граждане в число тех, кто испытывает сложности при передвижении по городу, не включены.

Критерии I группы инвалидности

  • неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к ориентации (дезориентация);
  • неспособность к общению;
  • неспособность контролировать своё поведение.

Критерии II группы инвалидности

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
  • неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;
  • способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;
  • способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность частично или полностью контролировать своё поведение только при помощи посторонних лиц.

Итак, предположим, что инвалиды I и II группы и их представители составляют 10 % автовладельцев. Наверное, они чаще других посещают медицинские учреждения и социальные службы. Наверное, доход у них невелик, поэтому они предпочитают магазины эконом-класса, социальные аптеки и т. д. Логично предположить, что специально отведённые места на парковках в первую очередь должны появиться именно в таких местах. Совершим небольшую экскурсию по городу и проверим, так ли это.

Вот пермский краевой госпиталь для ветеранов войн по адресу ул. Горького, 15.

Фото: Владимир Соколов

Стоянка платная. Парковок для инвалидов нет.

Вот подъезды к терапевтическому корпусу Клинического кардиологического диспансера на Сибирской, 84.

Фото: Владимир Соколов
Фото: Владимир Соколов

Мест нет. Парковки для инвалидов тоже нет.

Клинический кардиологический диспансер на Луначарского, 95б.

Фото: Владимир Соколов

Стоянка платная. Парковки для инвалидов нет. Зато есть к кому обратиться с мольбой о помощи.

Пермская краевая больница со стороны ул. Пушкина.

Фото: Владимир Соколов

Парковок нет вообще. Никаких. Остановка запрещена.

Попасть в краевую больницу можно и со стороны ул. Луначарского.

Фото: Владимир Соколов

Здесь есть парковки, но только общие, вечно занятые в рабочее время.

Через дорогу стоматологическая клиника им. Е. А. Вагнера.

Фото: Владимир Соколов

Здесь есть арка и большой внутренний двор, но заехать туда может только машина скорой помощи или спецтранспорт.

У магазинов специальные парковочные места — такая же редкость. Как же быть инвалидам? Совершенно случайно, на улице, мы увидели женщину в инвалидной коляске. Она передвигалась вперёд спиной, отталкиваясь от земли ногой. Подошли, разговорились. Её зовут Ирина. У Ирины ампутирована левая нога. Вся левая часть тела парализована.

— У вас есть машина?

— Нет.

— С появлением парковок для инвалидов для вас что-то изменилось?

— Мне от этого ни хорошо, ни плохо.

— Находясь в городской среде, вы чувствуете заботу об инвалидах? Вам легко попадать в магазины, преодолевать перекрёстки?

— Если говорить об удобствах для инвалидов, то нет. Например, сберкасса по Крупской, банк. Там на тротуаре рытвина на рытвине. Я проезжаю только задом. Передом — никак. Не раз видела там мамочек, которые волокут за собой коляски, старых людей, которые еле-еле идут, спотыкаются. Речь идёт не только об инвалидах, а вообще о заботе о людях.

— На каком этаже вы живёте?

— На первом.

— Там есть пандус, подъёмник?

— Нет.

— А как вы попадаете в квартиру?

— Приспособилась. Сама, без помощи.

— Что бы вы попросили у городских властей для того, чтобы вам стало проще жить в городе?

— Да ничего. Если бы они могли здоровья добавить или годы убавить. Я инвалид с 2000 года. Это у меня вторая коляска. Тарахтит, барахлит вся. Разваливается. Проблема в том, что нет пандусов. Я стараюсь забраться, куда мне надо, но случается так, что падаю. Одна коляска сломалась. Эта вот тоже уже еле держится. Скоро ещё одну оформлять придётся.

— А электроколяску?

— Мне будет неудобно. Она тяжелее этой, а затаскиваю я её сама, стараюсь никого не просить.

— А если вам надо ехать в автобусе?

— Никогда не езжу. Я смотрела, как туда заехать. Ну, я заеду. А чтобы выехать, мне надо развернуться. А как я там развернусь? Я, когда выписывали коляску, просила самую маленькую. Вот, мне прислали такую.

— Прохожие помогают в случае необходимости?

— Вот тут ничего плохого не скажу. Всегда помогают. Мне если трудно, я задом еду, а люди думают, что я не могу развернуться. Подбегают, разворачивают. А я ведь не буду каждому объяснять, что у меня левая часть тела парализована, и, когда я устаю, поворачиваюсь и еду задом.

Фото: Владимир Соколов

Ирина приехала в Пермь из другого города, ещё когда была здорова. Она по-прежнему переписывается и созванивается со старыми друзьями, но не рассказывает им о своей инвалидности.

— Вы только лицо не фотографируйте. Я же была красивая, здоровая. Не хочу, чтобы друзья узнали, какой я стала.

Про пандусы и парковки коротко высказался и Андрей, инвалид-колясочник.

— Машины у меня нет.

— Появление парковок в центре — это для вас?

— Мне всё равно — есть они или нет.

— Что необходимо сделать в городе, чтобы вам было проще передвигаться?

— Дороги ровнее.

— А железные пандусы на лестницах вам помогают?

— Я не считаю это пандусами. Это для галочки. Просто выбросили деньги на ветер.

Наверное, все видели то, о чём говорили Ирина и Андрей.

Фото: Владимир Соколов

И всё-таки есть те, кому специальные парковочные места действительно нужны. И иногда именно там, где они уже есть.

Рузанна, инвалид-колясочница

— Парковки для инвалидов, которые появились в центре города, имеют для вас какое-то значение?

— Конечно. Когда едешь по делам или прогуляться, негде остановиться. Все парковочные места обычно заняты. У магазинов, у больниц места тоже обычно заняты.

Анастасия, мать ребёнка-инвалида

— Есть ли смысл в парковках у мэрии Перми, Заксобрания, приёмной губернатора?

— Конечно, есть. У инвалидов и родителей детей-инвалидов основная проблема — это сложность отстаивания своих прав. Я, как мама ребёнка-инвалида, часто посещаю приёмную президента, приёмную Павла Микова, городскую администрацию. Часто бывает так, что не с кем оставить ребёнка и приходится брать его с собой.

— Я сегодня взял комментарий у двух инвалидов, которому такие парковки не нужны, потому что нет машин. Даже если бы и были, с этих парковок невозможно попасть на тротуар.

— Я вчера была в департаменте дорог и транспорта и смотрела план организации дорожного движения. Там предусмотрено много парковок. Сейчас переходный период. Не все парковки ещё размечены.

Нужны инвалидам парковки или нет — это не обсуждаемо. 10 % парковочных мест должны быть для них. Есть случаи, когда это может очень пригодиться. Должны быть равные возможности для всех категорий граждан.

— А как же комплексный подход к созданию доступной городской среды?

— Я так понимаю, что это будет решаться поэтапно. Действительно, я не видела ни одного места, где инвалид беспрепятственно мог бы покинуть машину, достав коляску. Место должно быть шире, оно должно быть специально обустроено. В проекте организации дорожного движения всё это есть.

Возможно, когда-нибудь все эти замечательные проекты будут реализованы, но пока картина такая:

Куйбышева, 14. Администрация губернатора.

Фото: Владимир Соколов

Парковок для инвалидов нет. Они есть поблизости, на Петропавловской.

Фото: Владимир Соколов

И даже заняты машинами. Итак, приёмная Виктора Басаргина для инвалидов доступна.

Есть парковка на углу Комсомольского проспекта и Петропавловской.

Фото: Владимир Соколов

Поблизости кондитерский магазин, салон красоты, ресторан, нефтяная компания, управление Федерального казначейства и прочие пользующиеся популярностью у инвалидов заведения. Пересев в коляску, здесь необходимо выехать на проезжую часть и заехать на тротуар по «зебре».

Неподалёку парковка у Петропавловской, 51.

Фото: Владимир Соколов

Здесь кадастровая служба, несколько кафе, гипермаркет, аптека, Федерация настольного тенниса, туристическая компания и т. д.

Есть места для инвалидов и на перекрестке улиц Ленина и Сибирской.

Фото: Владимир Соколов

Отсюда можно попасть в театральный сквер, в Оперный театр и в Администрацию города.

Парковка около медицинского университета на Сибирской, 13.

Фото: Владимир Соколов

Отсюда довольно далеко ехать на коляске по проезжей части, чтобы найти заезд на тротуар.

Целых две парковки рядом с МФЦ на Куйбышева, 9.

Фото: Владимир Соколов
Фото: Владимир Соколов

С одной из них можно попытаться попасть в тенистый сквер Уральских Добровольцев. С другой — прямо в МФЦ. Здесь знак стоит так, что увидеть его можно, только свернув в парковочный карман. Много работы для автоэвакуаторов.

Парковка для инвалидов возле здания на Ленина, 49.

Фото: Владимир Соколов

Здесь ювелирный салон, масса не самых дешёвых магазинов, столовая, коллегия адвокатов, аптека, ЦУМ.

Специальных парковок в центре теперь немало. Около приёмной президента РФ, около школы № 2, рядом с администрацией Перми и т. д.

Автоэвакуаторы не успевают справляться.

Фото: Владимир Соколов

Но и в этом случае всё продумано. У нас есть передвижные комплексы видеофиксации, поэтому, если машину и не успеют увезти, это не значит, что владельца не настигнет штрафная квитанция с кругленькой суммой.

А вот о том, что инвалиду-колясочнику придётся выбираться на проезжую часть и ехать против движения, чтобы попасть на тротуар, почему-то не подумали.

Фото: Владимир Соколов

На странности, наблюдаемые в заботе об инвалидах, обратила внимание и Елена, инвалид-колясочница.

— Вы пользуетесь парковками для инвалидов, которые появились в центре города?

— Сейчас уже нет. Машину водить некому. Таких парковок в городе очень мало. Некоторые магазины выделяют места, а у больниц я вообще не видела парковок для инвалидов. Нет на Куйбышева, 111 — там больница, нет у МСЧ № 9, нет у стационаров, где лежат инвалиды.

— Предположим, инвалид припарковался и каким-то образом пересел на коляску. Как ему попасть на тротуар через бордюр?

— Едешь по дороге до ближайшего перехода. В нашем городе мы так и ездим — по дорогам. И не только у парковок, но и в других местах. Раньше Краевое общество инвалидов следило за тем, чтобы была доступная среда, чтобы делали съезды. Сейчас ситуация ухудшилась. Меняют асфальт, ставят новые высокие бордюры. Например, на пересечении улиц Куйбышева и Солдатова был съезд. Сейчас там сделали ремонт и поставили высоченные бордюры. На этом перекрёстке невозможно перейти дорогу.

Пока мы говорим в этой связи только об инвалидах, забывая о мамочках с колясками и пожилых людях, ситуацию изменить очень трудно. Доступность нужна не только нам.

— А как вам пандусы в виде двух железяк?

— Это не пандус. Пандус — это то, по чему я могу на коляске подняться самостоятельно, без помощи людей. Должны быть поручни, правильный угол наклона, нескользкое покрытие. Что говорить о магазинах, если нам нет доступа даже в административные здания!

Те специальные парковки, которые сейчас появились в центре, и постоянно снующие эвакуаторы — это скорее бизнес. Деньги там «стригут» хорошо. Не так уж много инвалидов у нас ездит в администрацию или Заксобрание. А люди могут просто не заметить, что под знаком стоянки появилась табличка с инвалидным креслом. Надо делать большие знаки прямо на асфальте.

Инвалид-колясочник Владимир ведёт очень активный образ жизни. Он считает, что ситуация всё-таки улучшается, но городская среда всё же очень далека от совершенства.

Владимир, инвалид — колясочник:

— Если совсем по-быстрому, кратко, то очень плохо убирают снег, этой зимой совсем была катастрофа. На коляске практически невозможно было ездить. Это существенно портит качество жизни и эффективность деловых отношений человека в кресле-коляске.

Доступность среды улучшается, это заметно. Но она по-прежнему на зачаточном уровне, нужно проделать ещё много работы, чтобы жизнь инвалидов была комфортной в Перми. Особенно осенью, зимой и весной.

Что же мешает властям быть логичными и последовательными в своей заботе об инвалидах? Мы точно знаем, что не неосведомленность о проблемах. В этом нас убедила общественная активистка Надежда Баглей. Она давно занимается вопросами создания комфортной городской среды на добровольных началах.

Ничего не сделано, вопрос закрыт

Ниже приведены предоставленные Баглей примеры конкретных попыток добиться хоть каких-то изменений через обращений к главе города Перми.

Надежда Баглей, 15 октября 2015:

ТЦ «7 пятниц» захватил при постройке и не обеспечил возможность перемещения пешеходов и колясочников по тротуару. Верхний уровень имеет лестницу без съездов со стороны автовокзала, а нижний уровень имеет лестницу без съездов со стороны ул. Куйбышева и слишком узкие тротуары, перегороженные бордюрами и автопарковками.
Человек на коляске или мама с коляской фактически не могут преодолеть этот участок от автовокзала до ул. Куйбышева. Необходимо обеспечить нормативные съезды в верхнем и нижнем уровне, а также заграждения от автопарковки и расширение тротуара на нижнем уровне.

Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив.

Надежда Баглей, 14 октября 2015:

У здания на б. Гагарина 82 в середине тротуара вбетонирован столб с табличкой «Остановка трамвая по требованию».

Летом он мешает проходу, а зимой очистке снега.
Освободить тротуар от столба. Обеспечить свободный проход снегоуборочной техники.

Ничего не сделано, проблема открыта.

Надежда Баглей, 12 октября 2015:

У ТЦ Солдатова, 26 на пешеходном переходе через ул. Уфимскую бордюр более 10 см. Обеспечить пологий съезд с тротуара шириной не менее 0,9 метра.

Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив.

Надежда Баглей, главе города Пермь от 08.09.2015:

Прошу обеспечить доступный пешеходный проход от дома по ул. А. Гайдара, 11а до стадиона «Трудовые резервы», по правой стороне улицы А. Гайдара. В случае с частной собственности участков с пешеходными путями — возложить на собственника.
Проблемы с юга на север:

  • переход через трассу по ул. А. Гайдара к Ивовому скверу — в порядке,
  • переход от Ивового сквера к аллее в районе заправки — знак перехода стоит, необходима «зебра» и съезды с поребриков с обеих сторон,
  • ивовая аллея — необходима подсыпка дорожки природным материалом,
  • выход из аллеи у дома по ул. А. Гайдара, 8б — отодвинуть бетонные блоки на 2 метра от стволов деревьев, обеспечить проход на аллею, свободный от авто, для этого сделать огражденный коридор для пешеходов,

Вход у дома по ул. А. Гайдара, 8б — убрать цепь, перегораживающую проход, обеспечить съезды с поребриков с двух сторон.

От дома по ул. А. Гайдра, 8б до дома по ул. А. Гайдара, 5 — заасфальтировать тротуар, где его нет.

Ответ: Здравствуйте. Из районной администрации мне сообщили следующее. Пешеходный проход от дома по ул. Аркадия Гайдара, 11а до стадиона «Трудовые резервы» обеспечен по пешеходному переходу через проезжую часть и вдоль жилых домов по четной стороне ул. Аркадия Гайдара. Подходы к зданиям по ул. Аркадия Гайдара, 8а, 8б и к жилым домам № 1,3,5 по данной улице обеспечены по пешеходным переходам. От здания № 8 Б и далее вдоль здания № 8 А и жилых домов № 1,3 и 5 по ул. Аркадия Гайдара также имеется пешеходный тротуар, обеспечивающий проход к стадиону «Трудовые резервы».
В соответствии с Перечнем объектов озеленения общего пользования, утвержденным постановлением администрации города Перми от 29.04.2011 № 188, территория по ул. Аркадия Гайдара между домами № 14 и № 18, а также, территория по ул. Аркадия Гайдара между домами № 8 Б и № 14 Б являются объектами озеленения общего пользования «Объект озеленения по ул. Аркадия Гайдара, 16» и «Газон по ул. Аркадия Гайдара, 8б».
Объект озеленения по ул. Аркадия Гайдара, 16 предназначен для удовлетворения потребности жителей в кратковременном отдыхе, и в настоящее время активно используется местным населением для прогулок, в том числе с детьми.
Тропинка, протоптанная жителями по газону по ул. Аркадия Гайдара, 8б, ведёт к земельному участку по ул. Аркадия Гайдара, 12б с кадастровым номером 59:01:4311905:75, предоставленному 06.02.2015 в аренду ООО «Проспект» под строительство административного здания со встроенными помещениями торгового назначения и подземной автостоянкой. В связи с этим обустраивать ее под пешеходную дорожку нецелесообразно.
Зеленая зона вдоль здания по ул. Аркадия Гайдара, 8б огорожена бетонными блоками ООО «Проспект» для предотвращения заезда автотранспорта на корневую систему зелёных насаждений.
Дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» на переходе от Ивового сквера к аллее через ул. Аркадия Гайдара будет нанесена до 30 сентября 2015 года.

В отписке предлагается дважды перейти через дорогу, а на переходах съездов опять же нет. Ниже каждая проблема расписана отдельно.

Надежда Баглей, 13 октября 2015:

У здания А. Гайдара, 8б, на участке, арендованном ООО «Проспект»
Пешеходный проход из сквера перегорожен автомобилями.
Обеспечить ограждение пешеходного прохода от паркующихся автомобилей.

Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив.

Надежда Баглей, 13 октября 2015:

По улице А. Гайдара между домами №№ 5 и 8 Б есть участок без ровного покрытия. Совсем без асфальта — просто строительный мусор и глина.

Обеспечить безопасное нормативное покрытие тротуара.

Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив.

Надежда Баглей, 13 октября 2015:

На улице Солдатова тротуар от ул. Куйбышева до ул. Моторостроителей используется как автопарковка, проход для пешеходов зачастую полностью перекрыт, зимой не может пройти снегоуборочная техника.
Обеспечить ограждения пешеходной зоны от автомобилей. Ширина тротуара должна быть достаточной для проезда снегоуборочной техники.
Обеспечить нормативные съезды на переходе через улицу Солдатова.

Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив. По этой проблема есть еще обращения Главе города и ГИБДД и их отписки. Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив.

Надежда Баглей 13 октября 2015:

Пешеходную аллею в Ивовом сквере пересекает ул. Гайдара. В этом месте есть нерегулируемый пешеходный переход с нанесенной разметкой. Но нет съездов с высокого бордюрного камня.
Обеспечить съезды с обеих сторон перехода.

Ничего не сделано, проблема открыта.

Надежда Баглей, 13 октября 2015:

На перекрестке улиц Солдатова и Яблочкова четыре пешеходных перехода. Все они ограждены высокими бордюрными камнями без съездов.
Оборудовать все восемь съездов согласно нормативам.

Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив.

Надежда Баглей, 13 октября 2015:

Возле здания по улице А. Гайдара, 8б по всей ширине тротуар выстроен подиум с высоким бортовым камнем без оборудованного съезда. Тротуар перегорожен цепью. Вдоль улицы Гайдара на тротуаре паркуются автомобили.
Обеспечить съезд с обеих сторон подиума, убрать цепь с прохода, поставить ограждение, ограничивающее парковку вдоль улицы А. Гайдара обеспечивающее нормативную ширину тротуара для безопасного прохода пешеходов.

Ничего не сделано, проблема закрыта, списана в архив.

08.09.2015 Князева Варвара Кирилловна, главе города Перми:

Добрый день! Я мама, житель Ленинского района города Перми. На основе СНИП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНИП 35-01-2001, пункта 3. Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам, подпункт 3.4, высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озеленённых площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м. Прошу провести реконструкцию бортовых камней в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, которые не могут превышать 4 см по высоте, и ширина которых не должна быть меньше 1.8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Представляю наглядную карту. Жду ответа о сроках реконструкции бортовых камней в местах пересечения тротуаров с проезжей частью в Ленинском районе.

Ответ:
Здравствуйте. Инженерами МКУ «Благоустройство Ленинского района» проведено обследование и составлены дефектные ведомости на выполнение работ по приведению пешеходных переходов, указанных в Вашем письме, в нормативное состояние. Стоимость работ по ремонту борта составляет 110 тыс. рублей. Текущий ремонт улично-дорожной сети на территории Ленинского района в 2015 году выполнен в полном объёме в рамках выделенного финансирования.
Работы по установке бортовых камней в соответствии с ГОСТ 50602 в Ленинском районе включены в план работ на 2016 год за счёт сложившейся экономии бюджетных средств от проведения конкурсных процедур и штрафных санкций к подрядчику.

***

Как видим, борьба идёт на всех фронтах. Активисты сражаются за комфортный для маломобильных граждан город. Власти ежедневно отвоевывают для инвалидов места, наказывая виновных рублём. А инвалиды привычно воюют с ямами, бордюрами, видимостью пандусов и заботы о них.