X

Новости

2 дня назад
15 ноября 2018
14 ноября 2018

#ПроектFAQ: Почему дорога от Хмелей до Ванюков такая кривая?

86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

Фото: Константин Долгановский

В октябре 2015 года у жителей Пермского края должна появиться новая современная дорога, ведущая от аэропорта Большое Савино в центр Перми. И хотя реконструкция шоссе Космонавтов ещё не закончилась, конфигурация, заданная шоссе, вызвала много споров и вопросов. Почему пермяки недовольны новой дорогой и кто в этом виноват, разбиралась «Звезда».

О необходимости реконструировать шоссе Космонавтов городские и краевые власти задумались ещё несколько лет назад.

Вот что писал об этом участке Олег Чиркунов в бытность свою губернатором Пермского края:

— Это трасса, по которой о нас судят все гости, в том числе инвесторы. Разные картинки у тех, кто заезжает в город по новой объездной, и у тех, кто прибывает самолётами. Помню, как реагировал на наш чёрный весенний снег на обочинах Герман Греф. :)

Речь идёт не только о качестве трассы, она там неплохая, а о всей картинке: снег на обочинах, сгоревшие остовы домов в частном секторе, автобусные остановки советских времён. С точки зрения безопасности трасса тоже не самая лучшая, немало пешеходов на ней погибло, в том числе из-за отсутствия освещения.

Об этой трассе думали и наши предки, посадили вдоль неё берёзы, интересно, когда это было и кто это сделал.

Задача — к летнему сезону привести всё в порядок, а за пару лет полностью реконструировать и сделать эту дорогу скоростной трассой.

В феврале 2011 года участок шоссе Космонавтов от аэропорта Большое Савино до моста через речку Мулянку был передан из муниципальной собственности в краевую.

Затем краевое управление разработало масштабный проект, получивший название «Авиа-ворота в город».

Этот проект включал реконструкцию участка шоссе Космонавтов от реки Мулянки до автомобильной дороги Пермь — У. Качка протяжённостью около 19 км.

Паспорт проекта «Авиа-ворота в город — обновление трассы из аэропорта до объездной дороги по общему стандарту до 2014 года»

Но дорога, несмотря на все принимаемые меры, явно требовала капитального ремонта и серьёзных вложений.

Так реконструкция трассы была не просто взята властями на заметку, но и включена в краевую инвестиционную программу автодорожного строительства.

3 октября 2011 года Министерство транспорта Пермского края провело открытый конкурс на выполнение проектно-изыскательных работ по разработке проекта реконструкции. Начальная цена контракта составила порядка 59 млн рублей. Планировалось, что реконструкция шоссе Космонавтов начнётся в 2012 году.

На конкурс поступило пять заявок, победителем была признана питерская фирма ООО «Гео-Проект», с которой и был заключён государственный контракт на сумму 47,25 млн рублей.

В апреле 2013 краевыми властями был объявлен аукцион на реконструкцию шоссе, но спустя всего неделю его отменили. Тогда многие специалисты высказывали мнение, что шоссе не нуждается в срочной и масштабной реконструкции.

Напомним, согласно техническому заданию проектом реконструкции предполагалось восемь полос движения от начала участка до транспортной развязки с Западным обходом Перми, далее — шесть полос движения до поворота на посёлок Сокол, ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», на остальном протяжении — четыре полосы движения.

Денис Гвоздев, в 2013 году руководитель департамента дорог и транспорта администрации Перми:

— С точки зрения приоритетов шоссе Космонавтов — не самое важное. Более злободневный объект сейчас — это улица Героев Хасана в районе тоннеля под Транссибом. Да, шоссе — это, конечно, связь с аэропортом. Дорогу надо привести в соответствие с нормами. Но мне сложно оценить: надо ли там восемь полос? Капитального ремонта, решающего вопросы освещения и пешеходных переходов, было бы вполне достаточно.

Но затем ситуация прояснилась.

Владимир Митюшников, в 2013 году — министр транспорта и связи Пермского края, объяснил, с чем связана отмена аукциона:

— Реконструкция будет. Проект у нас выйдет с окончанием в 2014 году. Сейчас он находится в стадии госэкспертизы, итоги будут около 20 мая. Тогда и будем выходить на торги, но сначала отработаем технические вопросы с проектантами.

Но, прежде чем утвердить проект, представленный питерцами, в Перми прошла серия общественных слушаний по данному вопросу.

По словам Ильи Стенина, руководителя ООО «Гео-проект», вся длина реконструируемого участка делится на две части: 5,6 км проходит в черте города, 2,890 км — в Пермском районе. Для того чтобы обеспечить высокую пропускную способность, проектом предусмотрено шесть полос в городской черте и четыре — за её пределами. Между полосами будет установлен пятиметровый разделительный барьер. Особенность проекта состоит в том, что все пешеходные переходы на протяжении всего участка будут заменены на восемь надземных пешеходных переходов.

Илья Стенин, руководитель проекта:

— Участок имеет 32 угла поворота — автомобилисты знают, что это такое. Мы оставим всего восемь. На всём участке требуется два вида работ: до автосалона Volvo нужно то, что по классификации называется «ремонт»: это замена верхнего слоя покрытия, бортового камня и прочее, устройство оттянутого разворота в обе стороны. Далее — уже реконструкция. Здесь основной элемент — надземные переходы. Все развороты, которые сейчас есть, будут закрыты, светофоры будут убираться. Тротуарные дорожки будут шириной 3 м. Около Volvo убираем и все левые повороты, а также около подъезда к Хмелям, чтоб обеспечить непрерывность движения.

По словам Ильи Стенина, в районе Ванюков запроектирован «карман» для автобусов. Все места для разворотов будут дополнены полосами разгона. Кроме того, на данном участке будет установлен единственный светофор — на перекрёстке улиц Промышленной и Оверятской.

Ещё тогда, на стадии обсуждения, депутат Законодательного собрания Олег Жданов указал на возможную ошибку проектировщиков. По его словам, водитель, огибая места для разворотов, делает четыре движения рулём, итого на пять участков в сумме получается 20, хотя было заявлено всего восемь без учёта маневрирования около этих мест.

Олег Жданов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Ни о каком скоростном режиме говорить не приходится! Где в мире так ездят?

Илья Стенин объяснил выбранную конструкцию тем, что такая схема движения применяется в Европе, а именно — в Швеции, Дании и Финляндии.

Олег Жданов:

— вы делаете широкую дорогу. Всё основание, выстроенное когда-то, уходит под газон. Трёхметровые тротуары — это дорога-дублёр. Надо знать наш менталитет. Применение отложенных разворотов абсолютно неоправданно. Надо либо обосновать такие решения, либо уходить в двухуровневые развязки или кольцо. Я не понимаю таких вспомогательных решений, как трёхметровые тротуары.

***

Прошло 4 месяца, в сентябре 2013-го краевыми властями вновь был объявлен аукцион на реконструкцию участка от реки Мулянки до аэропорта Большое Савино на сумму 1 876 022 600 рублей.

Среди претендентов на реализацию проекта были представленны холдинг «АТМ», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» и пермские подрядчики — ОАО «Пермдорстрой» и КТ «ДПМК». Но к торгам были допущены только два участника аукциона — ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» и «Пермдорстрой».

Победителем стал пермский подрядчик ОАО «Пермдорстрой», снизивший цену контракта на 5 % и предложивший 1 782 221 470 рублей вместо 1 876 022 600 рублей.

Подрядчику предстояло реконструировать участок дороги протяжённостью более 8,5 км, которая проходит по территории города Перми и Пермского муниципального района.

В общей сложности трасса пролегает через такие населённые пункты, как Большое Савино, д. Крохово, д. Ясыри, д. Ванюки, д. Хмели, д. Песьянка, а также по территории Индустриального района города Перми.

Если говорить об основных характеристиках новой трассы, то дорога, соединяющая территории Пермского края с краевой столицей, получит II категорию как магистральная улица общегородского значения, регулируемого движения: предусматривается 4-полосное движение, а на некоторых участках дорожное полотно будет расширено и до 6 полос, расчётная скорость составит от 80 до 100 км/ч.

Через несколько недель после выбора подрядчика состоялись вторые слушания, где руководитель проекта реконструкции Илья Стенин подвёл итоги работы:

— По следам критики проект откорректирован три раза: учтены схемы разворотов, проект «увязан» с объектами реконструкции, расположенными поблизости, а на «кольце» у аэропорта работы переквалифицированы из реконструкции в капитальный ремонт. Развороты мы сдвинули для удобства перевозчиков.

После обсуждения чиновники утвердили проект.

Реконструкция шоссе Космонавтов проходила в 5 этапов:

  • Ноябрь 2013 г. — июнь 2015 г. Валка леса, демонтаж опор освещения, вынос ЛЭП, разбивочные работы (подготовка геоосновы), заготовка основных инертных материалов.
  • Май 2014 г. — август 2015 г. Прокладка труб, строительство ливневых коллекторов, переустройство подземных и наземных коммуникаций (сетей связи, газоснабжения, водопровода). Строительство восьми наземных пешеходных переходов.
  • Июнь 2014 г. — июль 2015 г. Отсыпка оснований дорожного полотна, вертикальная планировка, планировка обочин.
  • Октябрь 2014 г. — сентябрь 2015 г. Фрезерование существующего асфальта под проектные отметки, возведение конструктивных слоёв дорожной одежды.
  • Сентябрь — октябрь 2015 г. Установка шумозащитных экранов, гранитного борта, пешеходных и дорожных ограждений, посадочных остановок (16 шт.), светофоров, дорожных знаков, освещения, нанесение дорожной разметки.

Ещё в марте 2014 года подрядчик уделил особое внимание участку Хмели — Ванюки. В городской черте и до деревни Ванюки шоссе Космонавтов сохранит статус улицы городского значения с максимально разрешённой скоростью движения 60 км/ч. Затем категория будет повышена с третьей до второй. На этом отрезке появится разделительная полоса на газоне с устройством повышенного борта, что, по словам подрядчиков, исключит несанкционированный выход на дорогу пешеходов.

Сейчас работы по реконструированию шоссе входят в завершающую стадию. Вот что по этому поводу сказал Игорь Балуев, первый заместитель генерального директора ОАО «Пермдорстрой»:

— Нам Виктором Фёдоровичем [Басаргиным, губернатором Пермского края] поставлена задача закончить к 1 сентября работы по верхнему слою асфальтного покрытия, установке бортового камня, а также работы по остеклению и обустройству 7 пешеходных переходов. Эти задачи будут выполнены. Что касается остальных сроков, то к 30 сентября мы должны построить тротуары, продолжить работы по установке наружного освещения. Сейчас на объекте работает большое количество нашей техники и субподрядных организаций. Все работы выполним в срок.

Фото: Константин Долгановский
Фото: Константин Долгановский

***

Но! Несмотря на то что работы по капитальному ремонту дороги ещё не закончены, пермяки уже смогли оценить новую трассу (орфография и пунктуация сохранены).

alexb4, пользователь городского портала teron.ru:

Из нормального прямого шоссе сделали кучу загогулин. Ну очень любят наши проектировщики-дорожники кривые. Можно было расширить ещё по одной полосе.

vas199, пользователь городского портала teron.ru:

PS Тому кто проектировал, надо запретить заниматься данной деятельностью. Это как надо было додуматься на скоростном шоссе сделать такие повороты (рядом с разворотными кольцами)? Еще помойму кто-то из чиновников, когда инспектировал, сказал замечательную фразу «трассу делаем по последним европейским стандартам» мне интересно где они такое на скоростных дорогах Европы видали?

Александр Лопатин, читатель интернет-журнала «Звезда»:

Самое страшное — это повороты при начале участков для разворота. Некоторые не такие резкие, но от парочки адреналинчик вырабатывается. Остальное увидим зимой.

Ирина Пушкарева:

Эх, я вот там каждый день езжу :) и для меня счастье, что шоссе наконец то открыли полностью и нет пробок на такие мелочи как странная геометрия дороги уже и внимания обращать не хочется.

Ольга Боброва:

Мы ездим по шоссе все лето, бывает по несколько раз в день, это просто ужас как организованы работы! Каждый день новый сюрприз, никаких знаков толком нет, нет освещения вообще, спец техника может тащиться в левом ряду с скоростью 10 км/ч весь участок ремонта! И каким то чудесным образом они подгадывают свои работы, чтобы осталась только одна полоса движения часам к 5 вечера в пятницу! Так было не один и не два раза за лето, а к каждым выходным стараются. Не знаю, что будет потом с аварийностью, когда будет свет, разметка и переходы, но сейчас там очень опасно, особенно в темноте. Будьте внимательны и не гоняйте

vas199, пользователь городского портала teron.ru:

100км/ч вполне себе скоростная дорога. Ну вот посмотрите на эскиз проекта в Пермском районе, где судя по новости разрешенная скорость будет 100км/ч (т. е. «безнаказанная» 120км/ч.) Неужели нельзя сделать более пологими повороты? к чему такие резкие маневры, к бабке не ходи такие резкие перестроения увеличивают аварийность.

Константин Долгановский, фотограф:

Съездил (пассажиром) в Протасы. Посмотрел на обновленное Шоссе. Дааа... Мне тоже не понравилось. И не то, что не понравилось — это просто опасно!

Ольга Боброва:

Забыла сказать про пластиковые заграждения, это просто позор этой организации! Каждый день наблюдала как они оказывались на середине дороги-их сбивали машины или дождем смывало и никто из работников их часами не убирал! Вот как так можно работать?! как можно подвергать нас опасности?! Я просто возмущена!

Владимир Соколов:

Да, проезжал там в прошлые выходные. Ночью. Оооочень неприятно ехать. Освещение, нормальная разметка и хорошее знание участка — и нормально будет.

***

Мы связались с разработчиками проекта, чтобы они прокомментировали мнения автомобилистов.

По словам Сергея Кузнецова, начальника отдела проектирования автодорог компании «БалтМостПроект», которую ООО «Гео-Проект» наняло на разработку проекта, концепция реконструкции шоссе была представлена заказчику в нескольких вариантах.

Выбор краевых властей пал на вариант с использованием так называемых оттянутых разворотов, то есть все повороты налево состоят из колец. Такой поворот вы можете увидеть после остановки «Олимпиец», «Совхозная», на участке Хмели — Ванюки и др. Данная конструкция была выбрана в соответствии с нормативами для данного типа дорог и получила положительные отзывы госэкспертизы.

Так как трасса скоростная, то перед разворотами буду поставлены дорожные знаки, понижающие скоростной режим, — 90-70-50, что позволит избежать аварийных ситуаций.

А вот что нам в телефоном разговоре сказал Валерий Исмаилов, руководитель проекта реконструкции участка шоссе Космонавтов, ОАО «Пермдорстрой»:

— Это низкое качество проектов. Проекты просто дурацкие, безобразные! Отвратительнейший проект. Это всё от того, что низкая квалификация у всех [у проектировщиков и госэкспертов]. Проект прошёл госэкспертизу. Соответственно, госэкспертиза у нас на таком же уровне, как и проектировщики.