X

Новости

Сегодня
Вчера
13 июля 2019
12 июля 2019
11 июля 2019
10 июля 2019
Фото: Тимур Абасов

BYOD, бриколаж и сторителлинг: Пора учиться по-новому

Какие форматы образования входят в моду во всём мире и чем они интересны для родителей и современных детей?

В то время как пермские дети корпят над учебниками, по всему миру вводятся новые форматы образования. Одни школьники на уроках делают домашнее задание. Другие даже не ходят в школу, обходясь онлайн-курсами. Третьи вместо лекций слушают истории.

В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили ряд уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных форматах образования.

Перевёрнутый класс

Так называют американский метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. То есть всё в этом классе наоборот: лекции — дома, а домашняя работа — в классе.

Обучаясь по этой модели, школьники и студенты смотрят дома короткие видео-лекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео часто рассматривается как ключевой компонент в перевёрнутом подходе: лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике. Доступность просмотра видео в наши дни (наряду с предварительно записанными лекциями подкастом или в другом аудиоформате) играет настолько большую роль, что позволяет сделать видео-лекции частью концепции перевёрнутого обучения.

Понятие перевёрнутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение учащихся в общую деятельность, комбинированная система обучения и, конечно, подкаст. Ценность перевёрнутых классов заключается в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя — выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.

BYOD

Bring your own devices — это принцип, при котором для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Но устройства эти не предоставлены государством или бизнесом. Речь идёт о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников. Так почему же их не использовать?

Система впервые ярко проявилась в Америке, а затем постепенно охватила и другие страны, включая Россию. Сегодня даже в некоторых пермских школах дети приносят с собой планшеты, на которых, к примеру, установлено приложение с программой по истории.

Метаучёба

Метаязык — это система, использующаяся для описания системы (например, лингвистика). А метаучёба — это процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать с помощью различных онлайн-инструментов.

Впервые о метаучёбе написал американский учёный Дональд Б. Модсли, описав её как «процесс, посредством которого учащиеся узнают и контролируют своё восприятие, обучение и рост, который они усвоили».

Идея метаобучения была позже использована Джоном Биггсом, чтобы быть в курсе и держать под контролем собственное обучение. В настоящее время метаучёба частично используется в российских образовательных стандартах. Так, программа начальных классов Эльконина-Давыдова, получившая широкое распространение и в пермских школах, подразумевает, что школьники частично сами оценивают и свои знания, и то, как им удалось справиться с тем или иным заданием.

Событийное образование

Приверженцы событийного образования уверены: с наибольшим рвением дети учатся не во время ежедневных и рутинных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников. Другими словами, для учащихся надо устраивать такие мероприятия, чтобы все сами прибежали на них учиться.

Сегодня в большинстве западных стран событийный принцип в образовании занимает ведущее место. Его особенность заключается в сопричастности-событийности, ответственности за своё образование. Педагог должен с первых классов ориентировать ученика на то, что именно от него самого зависит собственный образовательный уровень.

Методика событийного образования принята на вооружение и российскими педагогами, особенно если речь идёт о начальной школе. Для младших школьников можно выделить три уровня «событий»:

  • события школьной жизни, оказавшие воздействие на их восприятие мира, к которым могут быть отнесены встречи с художниками, посещения музеев, уроки-игры, уроки-драматизации, уроки-презентации, уроки-лекции, практикумы;
  • запомнившиеся детям уроки и другие образовательные мероприятия, в процессе которых они приобретали новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности;
  • те мероприятия, которые были полезны для развития детской мотивации, самостоятельности, развития самооценки собственной изобразительной деятельности, а также способствующие извлечению выводов, переживаний, отношений, личностных качеств.

Сторителлинг в обучении

Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть как минимум хорошо и логично структурирована, а как максимум — эффектно подана. И первым, и вторым занимается сторителлинг. В последнее время появляется всё больше приложений и сервисов, позволяющих преподнести новую тему не только в виде лекции и презентации, но и в виде комикса или смсок.

Сторителлинг представляет большой интерес для педагогов и психологов по всему миру, поскольку объяснение материала в виде рассказывания историй развивает фантазию, логику и повышает культурное образование. Истории позволяют рассказать о том, как принимаются решения и строятся отношения. Через обмен историями, выстраивая эмоциональные связи, ученики и учителя создают правильные и более качественные взаимоотношения.

Западные педагоги, использовавшие в своей работе сторителлинг, отмечали, что это привело к усилению культурного самосознания. Дети стали более лояльно относиться к разным национальностям и культурам, оценив их богатство.

К слову, в российском образовании сторителлинг практически не применяется.

Бриколаж

Бриколаж — термин, использующийся в различных дисциплинах и означающий создание предмета или объекта из подручных материалов, а также сам этот предмет или объект.

Такую деятельность обычно обозначают словом «бриколаж». В своём прежнем значении глагол bricoler применяется к игре в мяч, бильярд, охоте и верховой езде: обычно для того, чтобы вызвать представление о неожиданном движении отскакивающего мяча или лошади, повернувшей в строну, чтобы обойти препятствие. В наши дни бриколер — это тот, кто творит сам, самостоятельно, используя подручные средства, в отличие от средств, используемых специалистом.

Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, кроме специально созданных инструментов вроде учебников. Самым простым примером бриколажа можно назвать всем известные опыты на уроках химии, когда про законы и химические реакции дети не только читают, но и могут опробовать их самостоятельно.

Парк-школы

Школа-парк — это образовательная система, противоположная традиционному обучению. В этой школе нет звонков, общего расписания и отметок, а учатся здесь и учитель и ученики.

Такую концепцию разработал профессор МГУ им. Ломоносова Милослав Балабан ещё в 1993 году.

Школа-парк, или Образовательный парк открытых студий, — совокупность открытых образовательных пространств (парк-студий), в которых ученики разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. В каждой парк-студии есть ученики-гости (те, кто пришёл туда с ещё не определившимся интересом), ученики-клиенты (ребята, которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам) и ученики-подмастерья — максимально заинтересованные в конкретном предмете дети.

В расписании занятий детям предлагаются не уроки, а набор из 4-5 одновременно работающих (по 6 академических часов подряд) парк-студий. Дети имеют право прийти в любую студию и остаться там на любое время. Правила обговариваются на общих сборах, где и ребёнок, и педагог имеют одинаковые права.

Такая система уже работает в трёх школах: Бердске (Новосибирская область), Иркутске и Нижнем Новгороде.

***

Мы спросили у пермских педагогов, как они относятся к подобным инновациям в образовании.

Ольга Головнина, педагог-психолог:

— Единого мнения у меня нет. Однозначно, что многие нововведения, даже такие, как ЕГЭ в старших классах и ЕМТ в начальных, являются пустыми и ненужными. Мало того, что они ничему не учат, но ещё и доводят детей до невроза. Ведут к шаблонности ответов, отучают мыслить... А что касается именно новых методик?.. Считаю, что это к лучшему. Это приучает и детей и родителей к выбору и ответственности за свой выбор. В конечном итоге базовые знания, необходимые при поступлении, при любой методике даются одинаковые.

Ирина Керимова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ № 22:

— За подобными новыми методиками будущее нашего образования. Уже сегодня во многих школах мы пробуем внедрить подобные инновации. В Стратегию пермского образования 2030 включено многое из новых методик: дети смогут выбирать предметы на своё усмотрение, использовать в образовательном процессе не только учебники, но и дополнительные нестандартные источники информации и прочее.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
10