X

Новости

Вчера
2 дня назад
13 ноября 2019
Фото: Анастасия Яковлева

«Тыл. Железные башмаки»: Тотальное погружение

Что такое тыл и жизнь в эвакуации? Ответам на этот вопрос посвящён уникальный проект Пермской государственной художественной галереи — выставка «Тыл. Железные башмаки». Она открывается 30 апреля и продлится до 28 июня.

Экспозиция объединяет артефакты военного времени из запасников Пермской галереи и частных коллекций, многие из них демонстрируются впервые. Основой выставки стала военная графика, агитационные плакаты, живопись художников, живших в Перми в 1941 — 1945 годах, эскизы театральных постановок, театральные костюмы, карикатуры на представителей Третьего рейха, публиковавшиеся в газете «Звезда».

Особенность выставки ещё и в том, что она создана при непосредственном участии пермяков — ветеранов войны и труда и их семей, предоставивших личные документы, фотографии, письма, предметы быта, сохранившиеся с военных лет. Сотрудники галереи, искусствоведы собирали предметы из личных архивов пермяков на протяжении полутора месяцев.

Молотовская область (так назывался Пермский край с 1940 по 1956 год) была в годы войны не только центром промышленности, снабжавшим фронт. Она стала новым домом для эвакуированных жителей Москвы, Ленинграда, Краснодара, приняв более 320 тыс. человек. В Молотов были эвакуированы 124 предприятия и многие образовательные учреждения Ленинграда.

Произведения живописи XIX века соседствуют с агитплакатами, которые изготавливались в годы войны в здании галереи. Фото: Анастасия Яковлева

Культурный центр страны также сместился в тыл. В Молотов было перевезено более 15 000 произведений искусства из фондов Русского музея. Коллекции Третьяковской галереи и других музеев также хранились здесь в годы войны. Причём ни одно произведение искусства за годы эвакуации не пострадало, все экспонаты вернулись домой невредимыми.

Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (Мариинский) прибыл в Молотов (Пермь) в августе 1941 года эшелоном в 86 вагонов. Театр провёл здесь три военных сезона, поставив на сцене Пермского театра оперы и балета 27 спектаклей. Преподаватели Ленинградского хореографического училища работали совместно с пермяками. В Березники был эвакуирован Ленинградский ТЮЗ. В годы войны в Молотове жили многие представители творческой интеллигенции: композиторы Сергей Прокофьев и Арам Хачатурян, балерина Галина Уланова, писатели Вениамин Каверин, Михаил Козаков, Юрий Тынянов, поэты Борис Ширшов, Анатолий Актиль, шахматист Михаил Ботвинник, «муза русского авангарда» Лиля Брик, художник Натан Альтман и другие.

Молотов (Пермь) в годы войны унаследовал лучшие культурные традиции Ленинграда и взял на себя миссию их сохранения и продолжения.

Население города на время войны увеличилось вдвое. Логика военного времени диктовала свои законы и уклад жизни. Определяющим принципом стало уплотнение. Именно этот уникальный богатый человеческий опыт, который принесли военные годы, отразился в концепции выставки «Тыл. Железные башмаки».

Надежда Беляева, куратор выставки «Тыл. Железные башмаки», президент Пермской государственной художественной галереи:

— Выставка «Тыл. Железные башмаки» — центральная часть большого долгосрочного исследовательского проекта, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы надеемся, что всё то, о чём мы начинаем говорить сегодня, в дальнейшем придёт к единому своду: и события истории эвакуации, и роль культуры в военные годы и её влияние на развитие территории. Культура создавала морально-психологический климат, когда человек мог чувствовать красоту и поэзию. Сохранение культурных ценностей — главная тема выставки. Ей также будет посвящён форум Союза музеев, который состоится осенью 2015 года. Несмотря на то что мы говорим о военном времени, эта выставка — о дружбе. Местные жители и эвакуированные жили в одном пространстве. Они не сразу приняли друг друга, но их судьбы навсегда переплелись.

Автор выставочного проекта, художник Катя Бочавар. Фото: Анастасия Яковлева

Как рассказала автор и куратор экспозиции Катя Бочавар, выставка посвящена удивительному времени, когда привычный порядок жизни нарушился: люди, события, предприятия, общественные институции, предметы быта, произведения искусства — всё сдвинулось с привычных мест и перемешалось. Поэтому структурно экспозиция построена на принципе контраста. Все предметы размещены вперемешку, неоднородно, и этот композиционный ход не случаен. Во время эвакуации произведений искусства коллекция Пермской художественной галереи точно так же уплотнялась, как уплотнялись люди. Эта примета военного времени отражена в экспозиции.

Катя Бочавар, автор экспозиции:

— Выставка — это непрерывный рассказ, а не просто ознакомление с артефактами военного времени. Экспонаты в совокупности дают представление о том, как взаимодействовали между собой люди, вещи, идеи, произведения искусства. Очень интересный факт для Перми — то, что именно в годы войны, несмотря на все её трудности, произошёл качественный скачок в культурном развитии региона. Экспозиция призвана отразить и эту сторону жизни. Выставка очень насыщенная. И принцип уплотнения как основа инсталляции отражается в расположении экспонатов. То, что я сделала, — это и есть моё видение и понимание слова «тыл».

«Тыл. Железные башмаки» — выставка, выполненная в технике тотальной инсталляции и занимающая шесть залов галереи. Тотальная инсталляция погружает зрителя в определённую атмосферу, задуманную создателями. Единое целостное произведение нельзя понять, увидев со стороны, в него нужно войти и погрузиться — интеллектуально, эмоционально.

Тотальная инсталляция погружает зрителя в атмосферу военного времени. Фото: Анастасия Яковлева

Для этой цели кураторы выбрали необычные приёмы. Например, в оформлении выставки-инсценировки использованы ящики как символ переезда и глобальных перемен. Картины, скульптуры, театральный реквизит, библиотечные фонды — во время эвакуации всё перевозилось в ящиках. Этот декоративный символический ход призван погрузить зрителя в атмосферу военной поры в уральском тылу.

Все предметы размещены вперемешку, и этот композиционный ход не случаен. Фото: Анастасия Яковлева

Катя Бочавар:

— На протяжении достаточно длительного времени я являюсь проводником мысли о том, что культура и весь остальной мир не существуют отдельно. Своим творчеством я хочу показать, что для восприятия искусства достаточно открытого взгляда, открытого сердца. Ведь что такое искусство в целом? Это странное и непонятное стремление человека к иррациональным действиям. В иных случаях это называют духовной практикой. Каждое произведение искусства — вещественное свидетельство духовной практики. Поэтому даже когда находишься рядом с этими предметами — независимо от того, нравятся они или нет, — ты сам исподволь меняешься.

Единое целостное произведение нельзя понять, увидев со стороны, в него нужно войти и погрузиться. Фото: Анастасия Яковлева

Экспозиции в технике тотальной инсталляции пока редки в современной практике российских музеев. Однако для пермяков подобная выставка не первая. В 2014 году Катя Бочавар была архитектором выставочного пространства экспозиции «Хроника движения» в Музее современного искусства PERMM (выставка пермских художников Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной). По словам Кати Бочавар, не каждая тема взывает использовать технику тотальной инсталляции. Для такой сложной выставки, в которой, как в котле, собрано колоссальное количество экспонатов, информации и смыслов, это наиболее оптимальный выбор.

В дополнение к выставке издан специальный выпуск газеты «Звезда». Посетители Пермской художественной галереи увидят, как выглядел областной печатный орган Молотовского обкома и горкома ВКП (б) военных лет. При этом содержание спецвыпуска целиком посвящено теме выставки «Тыл. Железные башмаки» — эвакуации и сохранению культурных ценностей на территории Молотовской области.

Скачать выпуск (PDF)

Журналист и коллекционер Аркадий Константинов предоставил экспонаты для выставки из личной коллекции. Фото: Анастасия Яковлева

Несмотря на сложность и многослойность, выставка создана таким образом, чтобы каждый зритель смог эмоционально прикоснуться к историям её героев и примерить на себя «железные башмаки» военного времени.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь