X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
03 декабря 2019
Фото: KAMWA
11статей

В 2015 году состоялся юбилейный фестиваль KAMWA. За 10 лет накопилась масса интересных историй и фотографий.

История Камвы: 2009

В 2009 году в Перми стартовал эксперимент под названием «Культурная революция», наполнивший жизнь города новыми смыслами и амбициозными планами.

Пермь забурлила новыми проектами, приехали люди мирового масштаба. Глобализация нацелилась на провинциальную Пермь, испытывая на прочность устои города. «Камва» — один из немногих пермских проектов, который был оценён как самобытный и занял на карте культурных событий Перми, ставшей на ближайшие 3 года культурной столицей России, почётное место. «Камва» вошла в водоворот глобальных процессов, пройдя в итоге этот путь достойно, без потерь.

В 2009 году фестиваль набирал силу и дух. Четыре дня Пермь и Пермский край кружились в водовороте фольклора и этнофутуризма. Вопросов, как определить это понятие, уже не возникало. Зрители ощутили всю силу и глубину его воздействия и поддались удивительному потоку народной мудрости и красоты.

На фестиваль «Камва-2009» в Пермь съехались участники из Австрии, Норвегии, Индии, Украины. Россия была представлена коллективами из Петрозаводска, Ижевска, Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Иваново, Челябинска, Нягани, Йошкар-Олы, Казани, Екатеринбурга и Пермского края. Музыканты, художники, модельеры и танцевальные коллективы своим творчеством создавали уникальное полотно современной этнической культуры.

Программа фестиваля «Камва-2009» порадовала постоянных зрителей и, безусловно, привлекла новых.

Арт

На смену финно-угорскому этнофутуризму пришло осмысление пермяками своей корневой культуры, её исторической символики и эстетитки.

Первым событием фестиваля стал выставочный проект, который условно можно поделить на «женскую» и «мужскую» части. В арт-галерее «Марис-Арт» были представлены работы трёх пермских художников, работающих в жанре декоративно-прикладного искусства. Выставка «Волшебство» познакомила гостей фестиваля с новыми работами Инны Роговой, Натальи Корчёмкиной и Ольги Субботиной. А в фестивальном клубе отеля «Урал» была представлена мужская выставка «Коловерть», объединившая таких пермских авторов, как Михаил Павлюкевич, Алексей Балмасов, Владислав Дёгтев и Вячеслав Смирнов.

Музыка

Первый год сотрудничества Фестиваля «Камва» с московским промоутером Александром Чепарухиным познакомил зрителей с украинским коллективом «Даха Браха». Впервые в Перми на сцене Филармонии выступила молодая группа с презентацией альбома «На межi». Уже не финно-угорский, а современный славянский этнофутуризм вызвал бурные овации у пермской публики. Тогда у пермяков зародилась к «Дахе Брахе» любовь, которая продлится долгие годы.

Фото: KAMWA

Открытием для Перми стали «Волныки и Барабаны» (СПб). Единственный на северо-западе коллектив, профессионально исполняющий традиционную военную музыку шотландских горцев (марши, жиги, ретриты, слоу-эйры) на подлинных инструментах и в настоящих костюмах. Статные музыканты поразили гостей фестиваля красотой, энергией, вниманием к деталям. В Перми коллектив представил программу «AlbaGoBragh» («Шотландия навсегда»). В 2009 году было положено начало многолетней дружбе фестиваля с коллективом «Волынки и Барабаны» (СПб).

Традиционно внутри «Камвы» происходит много музыкальных открытий и событий. Европейская электронная сцена была представлена на фестивале австрийским ди-джеем [dunkelbunt] (Ульф Линдеманн). В Перми зазвучала настоящая современная цыганская музыка, гремучая смесь из балканских мотивов, клезмера, даба, реггей, джаза, трип-хопа и электро. Мировая эклектика вошла в музыкальную программу фестиваля, придав ей актуальность и новизну. Путешествие по разным континентам смогли совершить гости «Этнопати». Этномарафон для всех любителей клубной культуры представил три разных проекта — из Перми, Ижевска и Вены. В состав пермского проекта вошёл музыкальный продюсер фестиваля Эдуард Андриянов и мультиинтрументалисты Юрий Ситников и Дмитрий Анапов. Музыканты исполнили часовой сет с ритмами регги, даба, арт-транса.

И вновь ярко была представлена на фестивале финно-угорская музыкальная традиция. Среди участников 2009 года были Лади Мари (Мария Корепанова) — исполнительница старинных напевов (крезей) северных удмуртов и бесермян; семейный ансамбль «Sattuma», познакомивший пермяков с народной музыкой и инструментами Карелии, Ингерманландии и Финляндии; коллектив «Olemba», который представил традиционные финские, карельские и русские песни в джазовых, трансово-психоделичных, арт-роковых аранжировках.

Sattuma Фото: KAMWA

В фестивале принял участие и необычный пост-этнический проект, созданный на стыке культур, стилей, жанров, направлений, — Kalashnikovband. Музыканты удивили пермяков смесью народных певческих традиций Азербайджана и России, разбавленной элементами рока, джаза, этники. Африканскую, австралийскую, ямайскую музыку замиксовал коллектив из Екатеринбурга BuDa & Friends.

Соединение современных музыкальных жанров и аутентичной традиции, культурный вневременной обмен — это то, что отличает фестиваль «Камва» и каждый представленный на нём проект. Песни, собранные во время экспедиций по весям России, глубоко и широко представили на фестивале «Дербенёвка» (московский фольклорно-этнографический центр) и «Суюрка» (совместный проект фольклористов из Перми и Екатеринбурга).

Аутентика

Важным культурологическим событием фестиваля стала программа «Аутентика». «Камва» с первых лет существования стремилась изучить и, главное, зафиксировать уходящую культуру многонационального Прикамья. В 2007 году был начат крупный проект по созданию аудиоэнциклопедии, которая должна вобрать в себя фольклор коми-пермяков, удмуртов, марийцев, татар, башкир и русских. Запись песен началась в 2007 года во время экспедиций по Пермскому краю. Программа «Аутентика» на фестивале 2009 года стала важным пунктом на пути к большому культурологическому проекту «Антология традиционного фольклора народов Прикамья». В программе приняли участие коллективы, воплощающие русскую, удмуртскую, марийскую, коми-пермяцкую песенные традиции — ансамбль «Кукушка» из Коми-Пермяцкого округа, ансамбль «Купанча» из Куединского района Пермского края. Гостем программы стал марийский фольклорный коллектив «Ныжыл Сем» из села Курки Свердловской области. Программа «Аутентика» была разделена на две части: концерт фольклорных коллективов и мастер-класс-дискуссия, где современные исполнители могли пообщаться с аутентичными исполнителями, чтобы ощутить присутствие народной традиции в современной жизни.

Танцы

2009 год был отмечен в истории фестиваля «Камва» как время познания не только музыкальных и художественных, но и танцевальных традиций. Фестиваль подарил своим гостям уникальную программу «Танцы на радуге». Это было яркое шоу — путешествие в мир танца. Впервые на одной сцене и в течение одного вечера зрители смогли увидеть... Во-первых, финно-угорские танцы в исполнении пермского пластического театра «Мимикрия». А во-вторых, танцы норвежские (ансамбль Norwegian dancers, Норвегия) и ирландские (коллектив Iridan из Москвы). Афро-бразильское боевое искусство капоэйра продемонстрировали участники ToqueDaCapoeira (Нижний Новгород). Многоцветная Индия была представлена известным в России театром индийского танца «Апсара» из Санкт-Петербурга, уже знакомым пермякам по прошлым фестивалям «Камва», и пермской школой индийских классических танцев «Шакунтала».

SONY DSC Фото: KAMWA

Sayari. Шоу «Roots of Gypsy»

В 2009 году фестиваль «Камва» открыл пермякам народные традиции Раджастана (Индия). Коллектив Sayari привёз на фестиваль премьеру мирового шоу Roots of Gypsy, в которой соединил страстный цыганский танец, виртуозность индусов-инструменталистов, экстатическую мусульманскую перкуссию и трансовую суфийскую вокальную традицию «каввали».

Фото: KAMWA

Этномода

Настоящий прорыв в мире этнической моды был совершён в 2009 году именно в Перми на фестивале «Этномода». Всё — от формы до содержания — на «Этномоде» было новым, смелым, качественным. В залах пермского Речного вокзала был выстроен подиум. Специально завезённый речной песок и синие камни с берегов Камы создавали образ древнего Камского моря. Модное дефиле блистало представителями лучших школ российского дизайна и этнической моды. Крупнейшие текстильные академии и вузы прислали свои коллекции для показа на «Этномоде».

Ивановская государственная текстильная академия, Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды, кафедра дизайна Челябинского государственного педагогического университета, кафедра истории искусств Уральского государственного университета, творческая мастерская Йошкар-Олинского техникума сервисных технологий, Общество Русской Народной Культуры «Большая медведица». Более 20 успешных и востребованных дизайнеров этнической одежды представили свои коллекции в номинациях «Арт», «Этнические мотивы в современном костюме», «Традиционная одежда», «Боди-Арт» и «Коллекционный костюм». Роскошные народные костюмы, выполненные вручную; сложнейшие по технике вышивки; актуальные и практичные образцы эко-моды и дизайна, соединившие традицию и современность... И это только малая часть того мира, который создал фестиваль «Этномода».

Фото: KAMWA

Хохловка

Отдельного внимания (как и отдельного дня) заслуживает большой Open-Air в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка». Большой фестивальный день открыл полюбившийся пермякам и гостям фестиваля Праздник Нового Хлеба — реконструкция старинного обряда, приуроченного к окончанию лета и сбору урожая. Специально к этому празднику в Хохловке весной засеяли хлебное поле, чтобы гости и участники могли собрать свой сноп-именинник, взять на память спелые колосья...

Фото: KAMWA

Кульминацией праздника стал большой гала-концерт.

Фото: KAMWA

Весной 2015 года в Хохловке снова засеяли хлебное поле. Ждём X юбилейный фестиваль «Камва», который подарит нам новый урожай творческих открытий.

***

«Камва» четыре дня вела нас от частного к целому. Через клубные вечеринки и концерты, показы от кутюр и круглые столы с перспективной бизнес-тематикой. Фестиваль предложил несколько форматов погружения в тему — от комфортного времяпрепровождения до вариантов реализации собственного потенциала через мастер-классы или торговые ряды ремесленников. В тот момент, когда, казалось бы, уже наступило пресыщение впечатлениями, последним актом стал выход «Даха-Браха». Открылось второе дыхание; и показалось, этого мало. Потребность удовлетворена, аппетит остался. Браво, «Камва»!

«Пусть всегда будет KAMWA». Газета «Аргументы и факты», 06.08.2009

Вообще, «Камва» — далеко не рядовой фестиваль, где просто даётся срез того или иного вида искусства. Начавшись с продвижения этнофутуризма, «Камва» стала лабораторией, дискуссионной площадкой, творческим и общественным движением. Это уже особая система координат, где в центре — иные ценности, нежели в обществе потребления. Вокруг «Камвы» собираются люди, которые не просто увлечены идеей сохранения и преобразования традиционного искусства, но искренне заинтересованы в том, чтобы жить в мире с особыми культурными и духовными основами. И — камертон общественных настроений — таких людей довольно много.

«Исток один, притоков — много». Газета «Удмуртская правда», № 90 (19 августа 2009)

Фестиваль «Камва» получился интересным не только и не столько как развлекательное действо. Здесь находят немало материала и специалисты-этнографы. Один только «информационный повод» завершающего гала-концерта в Хохловке дорогого стоит: в поле устраивают реконструкцию праздника Нового хлеба. Главный же урожай в начале XXI века собирают пермяки, наслаждаясь в отсутствие пьяных гопников умной музыкой, основанной на тех мотивах, которые были близки нашим предкам.

Константин Баканов, Пермь. «Бабушки-кукушки». Газета «Новые известия», 05.08.2009

«Камва» — это не просто фестиваль, это водоворот событий, слияние стихий. В четвёртый раз Пермь принимает гостей, и в четвёртый раз удивляет всех. Три кита нынешнего праздника — музыка, танец и мода. Поэтому программа — от старта до финиша — была многогранной и насыщенной. Иногда даже возникало чувство, что объелся этнокультурой. Но нет! Последействие возвышало. И мощней и ярче проступали все смыслы и понимание корней — куда надо идти, зачем, почему и какое во всём этом здравое начало. Это живой фестиваль, — в один голос говорили все гости и участники. — Он притягивает и даёт толчок вперёд. Мало того, «Камва» объединила, примирила и взяла под крыло представителей самых различных направлений.

Олег Плюснин. «Пермь зачарованная и околдованная». Газета «Комсомольская правда», 06.08.2009

«Уровень фестиваля очень высокий. Чувствуется огромный объём работы, высокое качество, демократичный подход. „Этномода“ — это и несколько номинаций, и театр, и танцы, и музыка. Представлены разные школы и направления, это расширяет рамки — можно выбирать, определять, что лучше выглядит. Но всё-таки контекст самого фестиваля „Камва“ больше музыкально-хореографический. Не хватало именно моды. Костюм — продукт промышленный: если его никто не будет носить, пропадает его первичный смысл. В то же время, он должен быть модным. Модный костюм, созданный руками настоящего художника, должен состоять из образа и практицизма. Поэтому я высоко оцениваю „носибельные“ коллекции. Подобного фестиваля нет нигде. Здесь замечательно связаны местные интересы и интересы России вообще, а это очень актуально и разумно».

Наталья Мизонова, профессор Ивановской государственной текстильной академии, о фестивале «Этномода-2009». Из обзора «Модные события фестиваля KAMWA»
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь