X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
27 марта 2020
26 марта 2020
Фото: Александр Медведев
159статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Добренький театр. Спектакль «Прибайкальская кадриль» как симптоматичная работа на юбилей ТЮЗа

Пермскому театру юного зрителя исполнилось 55 лет. Этот юбилей отметили премьерой спектакля худрука театра Михаила Скоморохова «Прибайкальская кадриль». Эта безусловно милая, смешная и добренькая, но при этом очень необязательная постановка всем своим видом говорит о том, что к юбилею ТЮЗ пришёл в не очень хорошей творческой форме.

Музыкальная комедия «Прибайкальская кадриль» даёт ровно то, что можно ожидать от спектакля с таким названием и жанром. «Прибайкальская кадриль» веселит, даже несмотря на то, что пьеса Владимира Гуркина (сценариста главного отечественного ромкома «Любовь и голуби»), в которой две деревенские старушки-соседки решили, как в кадрили, махнуться на время мужьями-пьяницами (кто сказал «свингеры»? стыдитесь!), безнадёжно устарела из-за её постперестроечных реалий вроде нехватки в магазине папирос. Причём устарела эта пьеса ещё к концу 90-х, когда по ней был снят фильм «Кадриль», в котором играли такие выдающиеся актёры, как Олег Табаков, Станислав Любшин, Любовь Полищук, Валентина Теличкина и Нина Усатова (хотя в 90-х наши выдающиеся актёры в чём только не снимались).

Но спектаклю Михаила Скоморохова это не мешает, время действия для него не так важно, а всё остальное по-своему нормально функционирует — и в меру пошловатые гэги, и музыка «Квартета Каравай» с песенками на стихи Ксении Жарковой, и актёрские работы. Хотя последние решены довольно неожиданно, потому что роли пенсионеров худрук ТЮЗа доверил не ветеранам, а в основном артистам, что называется, среднего возраста. Это немного диссонирует с текстом, но Александр Шаров и Елена Бычкова (Коля и Лида Звягинцевы) Михаил Шибанов и Ирина Шишенина (Саня и Валя Арефьевы), а также Валентина Лаптева (Макеевна) со своими комедийными образами справляются хорошо, благо что семейные пары решены на ярком контрасте даже чисто визуально: Арефьевы — строги и интеллигентны, а Звягинцевы — разухабисты и народны. Кстати о визуале: тут тоже всё в порядке, Ирэна Ярутис решила всё оформление спектакля в народно-деревянно-рыбном стиле. То есть на сцене всё связано с рыбалкой и сделано из дерева: лодки, сети и даже деревянное солнце из рыб (что? да!).

Фото: Александр Медведев

На этом, собственно, разговор о «Прибайкальской кадрили» можно было бы и заканчивать. Ну смешная, милая, профессиональная комедия, чего добавить тут? Но добавить есть что. Главное — это то, что новый спектакль ТЮЗа как-то чересчур угодлив по отношению к зрителю. Это видно во множестве простеньких гэгов, типа спадающих с мужика штанов. Они, конечно, веселят, но на каком-то примитивном уровне средненькой антрепризы. Что касается музыки — «Квартет Каравай» хорош, как всегда, но никакой необходимости находиться в живую на сцене у него нет. В действие музыканты никак не вписаны и в основном сидят лишь на заднем плане, поэтому, если бы их заменили на фонограмму, «Прибайкальская кадриль» ничего бы не потеряла, кроме качества звука. А песни, которые несколько раз исполняют актёры, спектаклю вообще не нужны, поскольку они возникают из ниоткуда и ни с чем не связаны по сюжету. Это всего лишь такая небольшая зрительская радость. И во всём этом нет никакой проблемы. Да, «Прибайкальская кадриль» — это такой добренький, смешной и жизнеутверждающий спектакль, явно сделанный на зрителя, и сделанный хорошо, да и к тому же к 55-летнему юбилею театра. Но проблема в том, что подобных спектаклей в репертуаре ТЮЗа становится всё больше, и в дни юбилея это видно отчётливо, особенно на фоне прошлых заслуг театра.

Фото: Александр Медведев

Пермский ТЮЗ никогда не был стереотипным добреньким ТЮЗом. В театре ставили очень разные спектакли, которые неизменно пользовались успехом как у зрителей, так и у критиков. При этом набор тем был довольно обширен —от классики до серьёзной работы с подростками и современной драматургией. Михаил Скоморохов вообще был единственным в стране режиссёром, который смог поставить пьесу братьев Пресняковых «Европа-Азия», с которой даже Кирилл Серебренников не справился.

Достижения и успехи Пермского театра юного зрителя были несомненны, потому что театр не боялся рисковать, брать необычнее темы, задавать сложные вопросы. Но вот последнее время с репертуаром творилось что-то непонятное, и это всё это стало исчезать. Конечно, появляются интересные и актуальные вещи, но и они уже выглядят, как и все остальные новые спектакли этого театра — не добрыми и искренними, как раньше, а добренькими и стандартными.

К сожалению, это касается в первую очередь спектаклей художественного руководителя ТЮЗа Михаила Скоморохова. Его постановки всегда были в каком-то правильном, не слащавом виде позитивными и светлыми, и говорили о том, что, несмотря ни на что, надо верить в лучшее. Благодаря этому появлялись такие яркие спектакли, как «Чонкин», «Охота жить», «Золочёные лбы» и та же «Европа — Азия». Из последних постановок Михаила Юрьевича ярче всего это выражалось в милейших «Сказках про Ёжика в тумане». Остальные его недавние работы были качественными, но этот позитив в нём был уже каким-то натужным.

Фото: Александр Медведев

Вот и «Прибайкальская кадриль» тоже добренькая и натужная, и то, что её выход приурочен к юбилею театра, выглядит очень симптоматично и идеально показывает то состояние творческого плато, на котором последние пару сезонов застыл Пермский театр юного зрителя. И чтобы выбраться с него, театру остро необходимо что-то делать со своей репертуарной политикой, чтобы остаться тем самым искренне добрым и сердечным ТЮЗом, а не скатиться до состояния стереотипно добренькой тюзятины. Благо у юбиляра всё для этого есть — и новая отреставрированная сцена (ещё готовится постройка малого зала), и отличная актёрская труппа. Самое главное, чтобы на это хватило творческой воли и сил. Чего мы в честь 55-летия Пермского театра юного ему искренне желаем.

***

Читайте также: интервью с Михаилом Скомороховым.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь