X

«Агенты А. Н. К. Л.»: Запад есть Запад, Восток есть Восток

101статья

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Шпиономания шагает по экранам. Мы уже видели комиксовых суперагентов в «Kingsman», смеялись над пародирующим весь жанр «Шпионом» и уже неделю наслаждаемся неувядающим Томом Крузом в новой серии «Миссия невыполнима». В конце года нас ждёт очередная встреча с Джеймсом Бондом в «Спектре», а сейчас в прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Агенты А. Н. К. Л.», который составит достойную конкуренцию всем шпионским лентам года.

Много ли вы знаете фильмов, в которых спецслужбы двух враждующих стран — КГБ и ЦРУ — работали бы вместе? На ум сразу приходит только последняя картина великого Леонида Гайдая — комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди».

Но, оказывается, в США с 1964 по 1968 год (!) с большим успехом (приз «Золотой глобус» и четыре номинации в разные годы) шёл сериал «Агенты А. Н. К. Л.». В этом сериале матёрый вор Наполеон Соло, ставший сотрудником ЦРУ, работал бок о бок с агентом КГБ Ильёй Курякиным на международную организацию U. N. C. L. E. (United Network Command for Law and Enforcement), противостоящую другой международной (только преступной) организации T. H. R. U. S. H. (Technological Hierarchy for the Removal of Undesirables and the Subjugation of Humanity). Вышедшей из другого сериала шпионской франшизе «Миссия невыполнима» уже двадцать лет. А вот «Агенты А. Н. К. Л.» — поскольку с ними было много трудностей: смена режиссёра, актёров, нехватка денег... — стали фильмом только сейчас. И ненароком получилось так, что кино, в котором русский и американский шпионы вместе спасают мир, вышло тогда, когда отношения между Россией и США натянулись не меньше, чем во времена холодной войны. Поэтому фильм «Агенты А. Н. К. Л.», действие которого происходит в 60-е годы (сразу после Карибского кризиса), необычайно актуален именно сейчас.

Старт всему действию фильма даёт начальный конфликт. Цэрэушник Наполеон Соло (Генри Кавилл) пытается вывезти из Восточного Берлина Габи (Алисия Викандер) — дочь бывшего нацистского учёного-ядерщика, который работал на американцев, но куда-то пропал. Кагэбэшник Илья Курякин (Арми Хаммер) пытается ему в этом помешать. Однако после красивой погони по Берлину и нескольких попыток спецагентов убить друг друга Соло и Габи уходят на Западную сторону. Каково же их удивление, когда на следующий день выясняется, что, для того чтобы найти особую ядерную бомбу, которую неведомо где создают нацисты-недобитки, ЦРУ и КГБ решили объединить усилия и, что называется, внедрить в банду всех троих. Естественно, одиночки Соло и Курякин сразу начинают искрить, не принимая друг друга. Весь фильм они будут пикироваться и соревноваться в том, кто круче.

Фильм «Агенты А. Н. К. Л.» интересен не только конфликтом двух героев, но и своей приверженностью некоторым традициям жанра. Эта картина по-хорошему старомодна. В отличие от многих шпионских блокбастеров, «Агенты А. Н. К. Л.» не делают упор на экшн. Он тут, конечно, есть, но не в качестве основы всего действия. И этот фильм не набор небрежно прихваченных сюжетом боевых сцен. За головокружительными трюками и взрывами обращайтесь к отряду «невыполнимых миссий» или портным из фирмы «Kingsman». Наполеон Соло и Илья Курякин заняты более интеллектуальной работой: добычей информации, внедрением в логово врага, а также шутками друг над другом. Хотя, когда надо, они будут метко стрелять, яростно драться, устраивать затяжные погони и громкие взрывы. Но сразу видно, что Гаю Ричи было интереснее сделать не боевик, а нечто другое — более близкое к жанру шпионского детектива. Даже сцена, в которой герои штурмуют базу злодеев вместе с британскими коммандос, подана не как большая битва, а показана быстренько и красиво в виде некоего комикса, чтобы скорее позволить действию раскручиваться дальше, раскрывая подробности борьбы американского и советского агентов с затаившимися нацистами. В этом сюжете нашлось место даже парочке резких, пусть и немного предсказуемых, поворотов. Правда, без нестыковок тоже не обошлось. В конце фильма есть несколько странно сделанных монтажных моментов, которые, впрочем, не мешают восприятию и теряются за общей канвой повествования. И вообще... Все немногочисленные минусы этой картины исчезают за её безупречным внешним стилем. «Агенты А. Н. К. Л.» лихо погружают зрителя в 60-е: время новых музыкальных течений и тенденций в моде, время холодной войны и первых фильмов бондианы, чьё влияние так очевидно в этом кино. Гай Ричи восстанавливает на экране атмосферу тех лет благодаря музыке (пара сцен — по сути клипы) того времени, винтажной одежде, машинам, телефонам, оружию, рациям... Одним словом, на это работает всё, что слышит и видит зритель. Каждый элемент видео или звукоряда идёт на создание тонкой и лёгкой атмосферы тех лет, поэтому «Агенты А. Н. К. Л.» — это ещё и очень стильное кино.

Другая удивительная вещь в новом фильме Гая Ричи — это личности главных героев. Точнее то, как они показаны. На роли Наполеона Соло и Ильи Курякина планировалось множество известных голливудских актёров, таких как Джордж Клуни, Том Круз и прочие. Но в итоге их сыграли Генри Кавилл и Арми Хаммер, известные только по ролям в сомнительных блокбастерах. Первый играл Супермена в «Человеке из стали», второй — главную роль в «Одиноком рейнджере». Но выбор нерастиражированных актёров оказался очень правильным, поскольку известные лица помешали бы усвоению истории и характеров героев. Зритель воспринимал бы популярного актёра, а не персонажей и их особенности. Вот в этих-то нюансах и кроется самое интересное в «Агентах А. Н. К. Л.». Дело в том, что (и это совершенно неожиданно для голливудского фильма!) цэрэушник в данном шпионском дуэте смотрится гораздо бледнее и хуже кагэбэшника. В фильмах Гая Ричи всегда были яркие русские персонажи, вспомнить хотя бы Бориса Бритву из «Большого куша» или олигарха Юрия Омовича из «Рок-н-ролльщика». В «Агентах А. Н. К. Л.» Илья Курякин, сыгранный Арми Хаммером, — самый интересный герой. У него есть тяжёлая личная история, тонкая романтическая линия с Габи (по легенде для злодеев они жених и невеста), он постоянно преодолевает себя, даже тяжёлый моральный выбор в финале ложится именно на него. Более того, в одной из сцен русский отказывается пить водку! Стоит ли говорить, что право прикончить главного злодея тоже досталось кагэбэшнику. Наверное, Илья Курякин — это один из самых небанальный и глубоких положительных русских героев в западном массовом кино. На его фоне герой Генри Кавилла — Наполеон Соло — выглядит просто шаблонно-картонным плейбоем — холодным, как дуло его бессменного браунинга, рыцарем без страха и упрёка. И какого-либо желания ему сочувствовать у зрителя не возникает. Может быть, за этим различием героев скрыта та самая извечная разница между эмоциональным Востоком и расчётливым Западом? Если так, то начало фильма в разделённом на две стороны света Берлине можно воспринимать символически. Но к финалу представители Востока и Запада всё-таки найдут общий язык — как в балладе Киплинга:

«Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт?».

А если не копать так глубоко, то «Агенты А. Н. К. Л.» выходят ярким, грамотно собранным шпионским боевиком с небанальными героями, энергичным действием, уравновешенным игрой ума, отличным стилем и хорошим юмором. Таким комплектом может похвастаться не каждая картина этого жанра. Финал «Агентов А. Н. К. Л.» даёт почву для возможного продолжения, и не исключено, что возникнет новая интересная франшиза. Так что, возможно, господам Бонду и Ханту придётся подвинуться — в их полку спасающих мир шпионов прибыло. И один из них — русский.