X

Citizen

Вчера
2 дня назад
18 сентября 2017
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017

«Ноябрь длинных ковшей». Как и почему в Перми сносят ларьки и павильоны

Фото: Администрация города Перми

В Перми идёт массовый снос ларьков и павильонов, который уже сравнивают с московской «ночью длинных ковшей». Администрация объявила, что за последние две недели ноября должны быть демонтированы 300 нестационарных объектов торговли. В аппарате уполномоченного по правам предпринимателей говорят, что мэрия действует в рамках закона, однако к рамкам здравого смысла вопросы имеются.

Демонтаж незаконно установленных и размещённых нестационарных торговых объектов (НТО) в Перми проходит регулярно. Но столь масштабных действий не было давно. До 1 декабря в разных районах Перми в добровольном и принудительном порядке должны быть ликвидированы около 300 объектов.

Предприниматели, понимая неизбежность борьбы с незаконными объектами, 100 объектов в городе убрали в добровольном порядке. Остальные будут демонтированы за счёт бюджетных средств, — цитирует заместителя начальника департамента экономики и промышленной политики Ахсо Арекееву сайт городской администрации.

На сегодняшний день больше всего незаконных НТО размещено в Свердловском (58 объектов), Индустриальном (56) и Мотовилихинском (41) районах.

Фото: Администрация города Перми

По словам уполномоченного по правам предпринимателей в Пермском крае Вячеслава Белова, в законности действий администрации у него сомнений нет.

«Сейчас, когда объявлено о масштабном сносе НТО, нет вала обращений в адрес уполномоченного, поэтому я могу сделать вывод, что сносят всё-таки незаконно установленные ларьки и павильоны. Вообще, за последние два года было только пять обращений в наш адрес в связи с демонтажом торговых объектов, и лишь в двух случаях есть признаки нарушения прав предпринимателей».

Фото: Администрация города Перми

По словам Вячеслава Белова, суть проблемы со сносом НТО в том, что, с одной стороны, предприниматели не следят за меняющимся законодательством, а с другой, администрация не всегда действует в рамках здравого смысла.

«Ментально эти проблемы из девяностых годов. То есть предприниматель, один раз заключив срочный договор на один год, три года или пять лет, считал, что соглашение будет продлеваться с ним автоматически. И действительно, муниципалитет продлевал право использования участков земли под размещение торговых объектов. Но сейчас законодательство изменилось. С 2010 года федеральный закон требует наличия так называемой схемы размещения торговых объектов. Если участка земли нет в этой схеме, то по истечении срока аренды объект должен быть снесён. А если участок входит в схему, то объявляется аукцион, и предприниматель должен принять в нём участие, чтобы получить право на дальнейшую работу».

Фото: Администрация города Перми

Предприниматель Нина Бамбурова как раз стала «жертвой» появления схемы размещения торговых объектов. По её словам, законы и правила в России меняются так быстро и часто, и без учёта интересов предпринимателей, что работать очень сложно, а порой и просто невозможно:

«Я арендовала землю под павильоном в 1997 году, по адресу ул. Макаренко, 56. Мы стали заключали договоры с мэрией на год. Потом вдруг, с 2005 года, договоры стали на 4 года и 11 месяцев. Я свой последний договор с администрацией подписала в 2006 году, а в конце 2011 мне пришло извещение, что соглашение со мной продлено не будет. Я обратилась в управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми и выяснила, что участка, на котором расположен мой павильон, нет в схеме размещения торговых объектов. На протяжении 2012 года я ещё работала, делала все необходимые выплаты по аренде и по налогам, потому что рассчитывала на то, что, может быть, мне удастся как-то решить проблему и остаться на этом месте. Однако в итоге стало ясно, что это бессмысленно, и под конец 2012-го года я закрыла павильон, и он в итоге был демонтирован администрацией. Но сейчас, что интересно, мне пришло уведомление, что я должна, оказывается, за последний квартал 2012 года, за период, когда я уже оставила павильон и до момента его сноса. Проблема в том, что я работала на этом участке с 1997 года на абсолютно законных основаниях. Платила всё, что необходимо: и аренду, и налоги. Но неожиданно появилась эта схема, в которой меня не оказалось, и мне просто сказали: всё, работать ты больше здесь не будешь. Не предложили взамен какой-то другой участок, не пытались договориться. А теперь ещё деньги требуют за период, когда меня там уже не было. Я понимаю, схема, но ведь не я виновата, что она появилась».

Но сносят сегодня и те ларьки и павильоны, что расположены на участках, включённых в схему. Рассуждая о действиях администрации по демонтажу таких НТО, Вячеслав Белов выделяет несколько типов предпринимателей. Первые — это те, кто, получив разрешение на размещение нестационарных объектов, по сути, установил капитальные строения. Вторые — те, у кого срок аренды давно закончился, а они вовремя не предприняли мер по продлению договоров. В данном случае объекты стоят без каких-либо на то оснований, и зачастую предприниматели не платят аренду в бюджет, хотя фактически прибыль с этого участка получают. Третьи — это те, которые вообще никогда не получали никаких разрешений, но ведут на участке, по сути, предпринимательскую деятельность.

«Я считаю, что в своей работе по наведению порядка с НТО городские власти должны правильно расставлять приоритеты, — говорит Вячеслав Белов. — Первыми должны подлежать сносу те объекты, которые вообще незаконно установлены. Дальше, по этой логике, стоят те, у кого закончились соглашения и они не делают выплаты в бюджет. Ну и, наконец, те, кто платит, с ними надо разбираться в последнюю очередь. Таким образом, с одной стороны, я понимаю, что муниципалитет должен наводить порядок в этой сфере. Но при этом считаю, что в первую очередь надо разбираться с теми, кто устанавливал свои ларьки незаконно, порой эти люди вообще не зарегистрированы как предприниматели. Они наносят вред и государству, и другим предпринимателям».

Фото: Администрация города Перми

Итогом работы должен стать полный демонтаж НТО, сведения о которых включены в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных объектов.

— При этом у владельцев киосков есть шанс узаконить свои ларьки и киоски. Для этого им необходимо подать заявление в департамент экономики и промышленной политики для включения в схему и дальнейшего проведения торгов на право размещения НТО. По окончании сроков действия договора владелец торгового объекта в месячный срок должен демонтировать объект и восстановить благоустройство территории. Администрации районов рекомендуют собственникам торговых объектов произвести демонтаж в добровольном порядке, — говорится на сайте администрации Перми.