X

Новости

Сегодня
Вчера
18 мая 2019
17 мая 2019
16 мая 2019
Фото: Владимир Соколов

Когда же наши дети захотят выучить гимн?

Этот вопрос, кроме прочих, был возмущённо задан на круглом столе в детском центре «Рифей». Долгосрочная целевая программа «Патриотического воспитания жителей Пермского края» действует с 2011 года. Депутаты, общественные деятели и просто патриоты собрались, чтобы по прошествии воспитательной пятилетки подвести промежуточные итоги и построить новые планы.

Уже подзабытое слово «пятилетка» присутствовало в монологах участников круглого стола вполне гармонично. Не было перестройки, демократии, гласности. Не было смены государственно-экономической формации, лишь железный занавес слегка поржавел да фамилия отца всех времён и народов поменялась.

К подготовке встречи сотрудники центра «Рифей» подошли основательно. В фойе гостей встречал детский духовой оркестр. Перед началом заседания всех провели по залам музея истории Индустриального района. Мальчишки, которые выступали в качестве гидов, рассказали о своих прадедушках и прабабушках, принимавших участие во Второй мировой. Звучали стихи, крутились кадры военной кинохроники. Розданные всем леденцы — те самые петушки на палочке — добавили колорита, настроив гостей на ностальгический лад.

Фото: Владимир Соколов

С леденцов и начал депутат Пермской думы Юрий Уткин, открывая круглый стол. «Самое главное, что многие здесь сидящие наверняка сами изготавливали их на кухне в столовой ложке», — подвёл итоги экскурсии депутат. Кроме того, он дал всем «домашнее задание»: найти склад с настоящими октябрятскими звёздочками для музея и раздобыть старый велосипед — для «атмосферности».

Кругом враги

После этого, собственно, и перешли к теме круглого стола. Участники обозначили проблемы, рассказали о достижениях и планах. Главная проблема ни для кого не сюрприз — недостаток патриотизма у молодёжи. Многогранность проблемы раскрывали выступавшие.

— На пермских телерадиоканалах мы регулярно видим то, что нас не может не огорчать, — заявил Юрий Уткин. По его мнению, вместо того чтобы рассказывать молодёжи о нашем героическом прошлом и нелёгком настоящем, медиа её развлекают и разлагают.

— Когда же наши дети захотят выучить гимн? Их невозможно заставить, — посетовала Ирина Петроградских, замначальника департамента образования Перми.

— Иногда, когда я слушаю причины, почему нынешние дети не хотят идти в армию, волосы дыбом встают, — пожаловалась Лариса Ермакова, заместитель главы администрации Индустриального района. — Диву даёшься. Один юноша сказал, что было бы лучше, если бы Победы не было. Я спросила: «А ты не думаешь, что твой дед сейчас в гробу перевернулся?». А он говорит, что у него один дед за нас воевал, а другой — за власовцев...

Юрий Уткин добавил масла в огонь, рассказав о своей недавней встрече с немолодым человеком, который не понимает, зачем мы воевали в Анголе и воюем в Сирии. «Вот это — симптом!» — заявил депутат. В ходе беседы также выяснилось, что депутат Уткин по-прежнему верит в существование некого Яндекса, который сутками напролёт строчит негативные новости, умалчивая о хорошем.

Игорь Кощеев, председатель Пермской общественной организации ветеранов особого риска, обратил внимание на то, что сегодня ни в одном дошкольном учреждении не висит ни одного портрета наших великих генералиссимусов. А ещё в детских садах больше не поют песню «Хочется ребятам в армии служить, хочется ребятам подвиг совершить». Кощеев убеждён, что встреча с ветеранами принесёт малышам больше пользы, чем какие-нибудь курсы молодых мам, которые сегодня посещают многие родители.

Наиль Салахов, председатель Совета ветеранов ГУВД, заявил, что российская демократия намного демократичнее, чем в Америке и на Западе, потому что СМИ у нас вообще никем не контролируются и делают всё, что хотят. Причём «делают, что хотят» по указке США.

Фото: Владимир Соколов

— В прессе печатается только то, что выгодно Западу. На телевидении из передачи в передачу кочуют либералы. Зачем таким людям давать возможность говорить на всю Россию? — недоумевает Салахов. Председатель Совета ветеранов считает, что нельзя связывать рейтинг президента России с сытостью населения. Это неприемлемо в военное время, в которое, по его мнению, мы живём.

Ещё не всё потеряно

Несмотря на множество обозначенных проблем, выступающие много говорили также о заслугах и достижениях в реализации краевой программы «патриотического воспитания». Львиная доля работы — это организация встреч школьников с ветеранами войны и труда, знакомство их с историей победы.

Например, Евдокия Скачкова, председатель комиссии по патриотической работе Пермской организации ветеранов, рассказала, как готовят к встречам с учениками пожилых людей: проводят мастер-классы, выдают специальную литературу. Все районы обеспечены флешками, на которых записаны фильмы о Великой Отечественной войне. Ещё ветераны посещают призывные пункты.

«Невозможно переоценить влияние, которое имеет наш фестиваль „Виват, кадет!“. Военно-патриотическая игра „Уральский характер“ требует огромной системной подготовки для её проведения, огромное количество проектов. Сейчас идёт работа по присвоению школам имён героев России», — рассказала Ирина Петроградских.

Андрей Поздеев, председатель Пермского регионального отделения «Союза десантников», сообщил о консолидации демобилизованных, чтобы охранять устои государственности и организовывать патриотическое воспитание подрастающего поколения.

— Мы с коллегами второй год проводим Дни воинской славы, утверждённые президентом РФ, — доложил Юрий Уткин. — По массовости участия этот проект не имеет аналогов. В Дзержинском районе 12 с лишним тысяч школьников от 1 до 10 класса приняли в нём участие. А по городу — 34 тысячи школьников.

Так или иначе, все участники говорили о том, что рассказывают детям о прошедших войнах и их героях, о современных войнах и героизме, готовя к тому, чтобы нынешние девчонки и мальчишки стали героями грядущих войн. Очевидно, именно в таком ключе собравшимся видится воспитание патриотизма. Для этого налажено (и продолжает налаживаться) взаимодействие между департаментом образования администрации Перми, городским Советом ветеранов, профсоюзными организациями, отделами культуры, спорта и молодёжной политики.

Будущее за ними

Несмотря на трудности, многое преодолено, достижения — серьёзные. Ну, а планов на будущее у озабоченных патриотизмом общественников и чиновников так и вовсе громадьё. Правда, они не столько оригинальные, сколько масштабные. Для повышения градуса патриотизма планируется, например, использовать интернет.

— Это не только вред, но и благо. Мне кажется, эта технология правильная, которая уходит глубоко в историю нашей страны, — вдруг поделился своими соображениями Юрий Уткин.

Кроме того, депутат предложил не предоставлять архивные документы кому попало, чтобы их не интерпретировали как попало. Он считает, что прежде надо дать этим документам «правильную интерпретацию». Ещё депутат пообещал углублять и расширять межведомственное взаимодействие и отметил значимость пропаганды:

— 89,9 % сегодня (рейтинг президента РФ. — Прим. ред.), чего греха таить, это благодаря правильно организованной идеологической пропаганде. В хорошем смысле этого слова. Конечно, сегодня это вселяет уверенность и оптимизм.

Андрей Поздеев хочет сотрудничать с системой образования, чтобы ветераны недавних военных конфликтов рассказывали детям «о реалиях выполнения военной задачи», а также проводили «уроки мужества».

— Геополитические задачи перед государством стоят, и их необходимо решать, — сказал Поздеев.

Игорь Кощеев считает, что патриотический десант должен начинать работу с детских садов.

— Характер ребёнка и его психика формируются до 5 лет. Вот когда можно лепить из этого пластилина, — заявил Кощеев.

Подводя итоги

По итогам круглого стола было решено сформировать рабочую группу по созданию рабочей группы, которая подготовит министерству образования свои предложения по улучшению патриотического воспитания в крае.

У меня же свои итоги. Вот как мне представилась картинка того, как планируют воспитывать патриотизм в наших детях.

Итак, по версии собравшихся, история России строится на истории войн. Причём только победоносных. При этом разговоры о цене победы, сравнение затраченных на войну ресурсов противников не приветствуются. Господин Уткин на круглом столе, кстати, заявил, что между патриотическим и военно-патриотическим воспитанием есть большая разница, но «есть и что-то общее»: «Цели и задачи отличаются, хотя инструментарий один и тот же».

Идеологические десантники умышленно смешивают понятия «государство» и «родина». Получается: любишь родину — значит, любишь и государство, и президента... Значит, ты патриот. Говорим «партия», подразумеваем — «Ленин». Говорим «Ленин», подразумеваем — «партия». У нас получается: говорим «патриотизм», подразумеваем — 89,9 %.

Необходимо патриотов лепить с детсадовского возраста. На стенах, рядом с чебурашками и ромашками, должны висеть портреты усатых дядек — наших генералиссимусов. Петь дети будут про войну и подвиги и, как сказал Андрей Поздеев, целенаправленно готовиться стать героями.

Чтобы стать героем, надо служить в армии. И не просто служить, желательно воевать. За что воевать? Тут всё просто. Опять цитируем Поздеева:

— По Афганистану нам задавали вопрос: а что же вы там делали? Посмотрите на решения руководства страны по военной операции в Сирии. Вот вам ответ! Тянутся к сильному, который сможет разобраться в ситуации и выполнять защиту каких-то устоев.

Непонятно, правда, устроит ли маму гибель сына за какие-то устои. Ту, что не спала по ночам, стирала пелёнки, растила сына, провожала в первый класс, мечтала понянчить внуков, а теперь — хоронит останки того, что когда-то было смыслом жизни. Достанет ли отваги генералу объяснить матери, что её ребёнок отдал жизнь ради решения геополитической проблемы в Гонолулу? Ну, это лирика...

Мы же сейчас мыслим другими масштабами — масштабами страны, которой должны гордиться, которую должны любить. Этому может помешать подробное знакомство с историей этой страны, поэтому на круглом столе, например, ни слова не сказали о том, что делать с «нехорошей» историей. Как преподнести детям факты массовых репрессий? Как объяснить существование пакта Молотова — Риббентропа, в котором Германия и СССР договаривались о «распиле» Европы? Как говорить про резервации, в которые свозили доживать свой век изувеченных ветеранов ВОВ? Видимо, никак. Об этом не говорят. Это помешает патриотизму.

Не говорят и о том, чем ещё могла бы гордиться страна с нашими возможностями. Потому что не получается. Не получается гордиться развитием научно-исследовательского потенциала, здравоохранением, качеством товаров, экономикой, дорогами, уровнем жизни. Поэтому молчим. Молчим и о том, как доживают свой век ветераны в нашей стране. Те самые ветераны, которые идут на встречу со школьниками, надев единственный пиджак, который уже лет 30 «как новый».

Надо сказать, что на круглом столе была произнесена, пожалуй, единственная реплика, выбивающаяся из стройного хора патриотов. Валентина Зиновьева, председатель общественной организации «Память сердца. Дети-сироты ВОВ», сказала, что патриотизм — это не только любовь к родине, но и любовь к семье, и начинается он с нравственных ценностей, привитых в семье. Но прочие собравшиеся были едины словно бильярдный шар.

И получилось, что есть у нас героическое прошлое и есть светлое будущее. А светлому будущему нужны воины — герои, которых и собираются делать из наших детей с младых ногтей. Патриотический десант придёт в каждый дом! Ну, а настоящего у нас как будто бы и нет.

Интересно, что пермские радетели формируют свою патриотическую повестку на фоне планов Минкульта РФ, который совместно с НИИ Лихачёва разрабатывает стратегию патриотического воспитания на 2016-2020 годы. И в ней, на минуточку, предусмотрена смена вектора с военного патриотизма на гражданский. Возможно, пермские «патриоты» пока просто не знают об этой новой, одобренной наверху, парадигме.