X

Новости

Сегодня
Вчера
20 сентября 2019
19 сентября 2019
Фото: Килин А. Н.

«КидБург — это маленькая жизнь»

Так назвала летнюю проектную школу, которая проходила в июне на базе лагеря «Огонёк» в г. Чайковском, одна из её участниц — школьница Наташа Лукина. Для сорока четырёх детей в возрасте от 7 до 16 лет, отдыхавших в лагере, педагогами было создано открытое поликультурное образовательное пространство «КидБург — город для детей», где подростки получили навыки индивидуальной проектной деятельности и прошли профпробы.

С передовыми педагогическими методиками, реализуемыми сегодня в Чайковском, корреспондента «Звезды» познакомили авторы летней проектной школы —Марина Владимировна Тюмина, директор «Центра информационно-коммуникационных технологий» Чайковского муниципального района, руководитель регионального отделения развития тьюторских практик Пермского края, и Константин Павлович Захаров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Фото: Килин А. Н.

Современный образ образования

Отсутствие мотивации к обучению, снижение познавательного интереса, низкий уровень самостоятельности и ответственности учащихся, неготовность делать выбор, отсутствие представлений о своей будущей профессии — вот наиболее распространённые характеристики подростков, учащихся 7-9 классов.

Для того чтобы выпускник основной школы пришёл в 10-11 класс с ясным представлением о своих мотивах и устремлениях в будущем образовании, он должен получить индивидуальный опыт, выбрать собственные ориентиры и понять, какое профессиональное направление ему подходит. В идеале должно быть так. Реальность же и на 50 % не соответствует желаемому. По словам авторов проекта, противоречие предметно-классно-урочной системы образования заключается в том, что в ней трудно найти место таким индивидуальным явлениям, как проба, личный опыт, удивление. Система, в которой один преподаватель доносит до всех учеников одну и ту же информацию и обеспечивает её усвоение, имеет свои цели, но не позволяет получить каждому ребёнку индивидуальную практическую пробу его будущей взрослой жизни.

Образовательные реформы сегодня — примета времени. И они отражают необходимость создавать такую образовательную реальность, которая способна конструироваться и быть эффективной. Эта задача требует коллективных усилий педагогов, методистов и учёных.

Доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы ПГНИУ Виктор Имакаев, руководитель Концепции муниципальной модели основной школы г. Перми «Основная школа — пространство выбора», в своей научной работе «Образовательная реальность: опыт социокультурного проектирования» утверждает: «Социокультурное проектирование в образовании — одна из наиболее эффективных сегодня практик конструирования образовательной реальности».

Летняя проектная школа в Чайковском — живой пример такого конструирования. Что это такое?

Практика индивидуализированного образования

Как пояснили авторы летней проектной школы, история её проведения началась в 2009 году, когда в г. Чайковском шла подготовка к созданию образовательного учреждения нового типа — Нового образовательного центра для старшеклассников. Команда авторов, сформированная на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», под руководством Марины Тюминой и при научном сопровождении Константина Захарова организовала педагогический проект «Летняя проектная школа — пространство индивидуализации подростков» как модель будущего НОЦ. В 2010 году Новый образовательный центр открылся, а проектные школы стали проводиться ежегодно на базе летнего детского лагеря «Огонёк».

«Есть три вида образования: формальное, неформальное и информальное (индивидуальная познавательная деятельность за пределами стандартной образовательной среды), — уточняет Константин Захаров. — Информальное образование тесно связано с созданием открытого поликультурного образовательного пространства, в котором ребёнок активен, самостоятелен, у него работает внутренняя мотивация, он может сам выбирать и делать. За него никто ничего не решает. В таком пространстве создаётся избыточная образовательная среда, в которой каждый ребёнок выстраивает свой индивидуально-образовательный маршрут. Сопровождают детей в их образовательной деятельности профессионалы — тьюторы. Ещё одно условие — возможность применения различных организационных форм деятельности детей. Вот это и есть отличительные черты проектной школы».

Почему образовательное пространство поликультурное? В его основе лежит синтез различных педагогических методик и культур. В данном случае — это народная фольклорная традиция; методика Игоря Петровича Иванова, которую называют педагогикой сотрудничества; проектная деятельность; коллективное взаимообучение по методике Александра Григорьевича Ривина; тьюторское сопровождение; педагогическая система Марии Монтессори и другие. Именно эти методики создают поликультурное пространство ЛПШ, поскольку есть их носители — организаторы проекта. Ведь только носитель той или иной педагогической культуры может передать её детям в непосредственном общении.

Наиболее простой, понятный каждому пример организации открытого образовательного пространства — эффект фитнес-клуба. В нём есть множество разнообразных спортивных снарядов в свободном доступе. Выбирай любой, пробуй по очереди. Но для поддержания интереса и мотивации посетителей клуба количество тренажёров и спортивного инвентаря должно быть избыточным. Ведь на каждом снаряде одновременно не могут тренироваться шесть человек. Иначе такой клуб станет непопулярным местом. Кроме того, в фитнес-клубе каждый выбирает свой маршрут и способ тренировок. Можно записаться в группу, можно нанять персонального тренера или прийти в клуб с друзьями и совмещать фитнес с общением, а можно тренироваться одному.

Только в случае образовательного пространства необходимо создать избыточность нематериальных педагогических методик и способов действий для детей. И это намного сложнее, чем наполнить фитнес-зал спортивными снарядами.

В проектной школе дети могут попробовать тот вид деятельности, с которым они встретились впервые. У ребёнка, оказавшегося в открытом образовательном пространстве, всегда рождается индивидуальная познавательная цель. А индивидуально-образовательный маршрут — это не заданный план действий, а веер свободных возможностей и ресурсов.

Ключевое слово, которым авторы характеризуют свой проект, — индивидуализация. Как гласит профессиональный стандарт «Тьюторского сопровождения в образовании», это «процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности». Он связан с накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.

Фото: Килин А. Н.

В открытом пространстве дети совместно с профессиональным взрослым совершают свои первые профессиональные пробы. Например, если вы хотите узнать, как работает фотограф, то имеете возможность общения с профессионалом, который даст вам в руки современную камеру и покажет, как делаются и обрабатываются снимки.

В проектной школе, как рассказал Константин Захаров, специально для одной из её участниц, ученицы 7 класса, была организована встреча с фармацевтом. И в своём итоговом эссе, которое писали все дети после окончания ЛПШ, эта девочка написала: «Спасибо за возможность узнать, что такое фармацевтика. Это именно то, что мне нравится, я буду стремиться к этой профессии».

В лагерь к участию в профпробе детей были приглашены 18 специалистов разных профилей. Организаторы проекта заранее провели опрос, какая профессия интересна детям, с каким специалистом они хотели бы встретиться, чтобы получить знания из первых уст. И дело даже не в выборе профессии на данном этапе. Так, например, профессией психолога заинтересовалось в лагере восемь человек. Во время профпробы выяснилось, что только один ребёнок имеет представление о том, чем занимается психолог. Поэтому возможность профпробы приблизила детей к реальным представлениям о том или ином виде взрослой деятельности, позволила им понять, насколько их знания точны и в какой мере они соответствуют их желаниям реализовать себя в этой профессии в будущем.

Фото: Килин А. Н.

«КидБург — город для детей»

Каждый год для проведения летней проектной школы в Чайковском организаторы выбирают тему, которая задаёт тон всем познавательным событиям. В этом году такой темой стал «город КидБург». Этот интерактивный проект реализован в трёх крупных городах России: Санкт-Петербурге, Москве и Ростове-на-Дону. Он построен как деловая сюжетно-ролевая образовательная игра на основе новаторской методики Edutainment. На пространстве площадью около 2 000 квадратных метров создан взрослый мир в миниатюре, в котором дети — главные. Цели проекта — социальная адаптация детей, знакомство с профессиями, воспитание самостоятельности в принятии решений, коммуникабельности, умения обращаться с деньгами и ценить труд.

Фото: Килин А. Н.

К идее организации «КидБурга» педагоги проектной школы подводили детей планомерно, совместно обсуждая, каким может быть город профессий, без чего он не должен существовать. Опросив детей, разрабатывали законы и правила, по которым на территории лагеря «Огонёк» и жил «КидБург». Был выбран бургомистр, который руководил жизнью города для детей. Каждый гражданин «КидБурга» получил свой паспорт, а также внутреннюю валюту — «сантики». Выдавал деньги «Банк». Туда же сдавалась валюта после окончания игры. За соблюдением порядка на территории импровизированного городка следила служба «Полиции».

Разъясняло все вопросы граждан города «Информационное бюро». Всего в «КидБурге» действовало 13 «офисов». Так назывались тематические площадки, на которых разворачивалась деловая игра. Также здесь работала «Пожарная дружина», «Издательский дом», «Полицейский участок», «Кафе знакомств», «Библиотека чудес», салон «Королевство красоты», программный офис «ТехноЛаб», «Школа танцев» и игровая зона Play Games.

Фото: Килин А. Н.

Помимо профпробы, дети получили в «КидБурге» навыки проектной деятельности, которые для современной школы становятся необходимостью. Каждый имел возможность организовать свой «офис». Для этого нужно было разработать и защитить перед проектной комиссией план, а затем реализовать его для всех остальных детей. Кто-то выбрал организовать футбольный матч, кто-то предложил провести весёлую эстафету, кто-то провёл мастер-класс и так далее. Главное, что дети осуществили свой замысел по собственному выбору и почувствовали ответственность за успех его реализации. Они узнали, что такое продуктивное сотрудничество взрослых и детей. А педагогам этот проект помог понять запросы и потребности современных детей.

Важным элементом проектных школ является позиция взрослых, которая не укладывается в привычные представления об учителе. Функции педагога определяют образовательные цели, набор содержания и методы воздействия. Тьютор не передаёт имеющуюся у него сумму знаний. Он вместе с учащимся идёт по пути освоения и присвоения знаний, каждый раз оставаясь на полшага сзади, давая возможность ребёнку двигаться вперёд самому.

Завершая разговор о проектной школе, Марина Тюмина подчеркнула идею, сформулированную Татьяной Михайловной Ковалёвой, доктором педагогических наук, профессором, основателем тьюторства в России: «Сегодня мы переживаем этап смены целей образования, кардинального изменения его содержания, в котором на первое место выходит компетентность как индивидуальная характеристика, возникающая в результате проб, накопления опыта и осознания этого опыта. В результате такого „образовательного путешествия“ за спиной ребёнка оказывается не багаж знаний, прихваченный „на всякий случай“, а индивидуальная образовательная история. Она не забывается, а значит, может быть использована как ресурс в любых жизненных ситуациях».

Подрастает новое поколение, которое пробует, что значит жить в городе, в котором жить нельзя, и как жить в городе, в котором жить можно.

Фото: Килин А. Н.

Из эссе детей — итоги летней проектной школы

«Я рада, что попала в этот лагерь... В первый день я очень хотела уехать домой. Потом я привыкла к такой обстановке и подружилась со многими. Но так же я благодарна всем, кто был со мной... Здесь все добрые, дружелюбные. Я познакомилась с людьми не только из проектной школы, но и из другого лагеря. Третий и четвёртый дни мне запомнились больше. На третий день было много знакомств. А на четвёртый мы организовали „КидБург — город для детей“. Но я не только разрабатывала офис, но и получила очень много опыта. Хочу сказать спасибо тем, кто придумал проектную школу. Ведь здесь интересно и весело. Обязательно приеду снова!» / Тина Редер

«Когда я ехала в лагерь ЛПШ, я точно знала, что будет интересно, как и в том году. Когда я ехала, то была уверена, что я готова на все сто процентов. У меня был готовый мастер-класс, название, законы, девиз отряда. Но когда я уже прошла все эти дни, поняла, что была готова на 20 %.

Было очень интересно: мы научились аргументировать что-либо. Я прошла профпробы модели и стюардессы. Защитила проект „плетение браслетов из резиночек“, и мой офис в „КидБурге“ „Королевство красоты“ занял третье место по посещаемости детей. Мне всё-всё понравилось, и я с радостью приеду сюда в следующий раз. Я была бы рада, если бы город „КидБург“ был и в нашем городе. Я с удовольствием поучаствовала бы в нём сама». / Полина Иванова

«Когда я ехала сюда, представляла, что будет интересно, и мои ожидания оправдались. Я попробовала себя в профессии модели, и мне очень понравилось. Я узнала много нового об этой профессии. Я впервые сделала проект. И в этой работе у меня получилось почти всё. Мне понравилась идея про „КидБург“, в котором мы сделали офис „Школа танцев“». / Полина Крылова

«Профессиональные пробы запомнились мне тем, что взрослые старались объяснить нам не саму суть выбранной нами профессии, а донести до нас, сможем ли мы работать в сфере, которую мы выбрали». / (без подписи)

«Собираясь в ЛПШ, я вообще не понимала, куда я еду. Так как в лагерях я раньше не бывала. Я сама от себя не ожидала, что буду что-то делать здесь...

Я очень была рада, когда узнала, что могу пройти профпробу на полицейского. У меня мама полицейский. И я давно интересуюсь этой профессией. Ещё я рада, что смогла посетить мастер-классы, связанные с танцами, так как я увлекаюсь ими и мне очень нравится танцевать». / (Мышь)

«Чем дольше продолжался лагерь, тем меньше оставалось личного времени. Но, как говорил Александр Суворов, „тяжело в учении — легко в бою“. В нашем случае „бой“ — наша будущая жизнь и профессия. И если не быть к ней заранее подготовленным, то человек может сбиться с выбранного пути. Поэтому я с огромным удовольствием поддержал бы организаторов таких проектных школ в будущем. Благодаря этому проекту многие нынешние проблемы страны будут разрешены в будущем подготовленными людьми. После этих пяти дней я стал ориентироваться в выборе моей профессии и считаю, что ЛПШ поможет ещё очень многим людям». / Саша Шаршавин

«В начале, когда я только собиралась в ЛПШ, я надеялась на то, что получу массу эмоций и опыта. Так и было. Для меня этот лагерь — место совсем иное. Это место, где ты свободен душой, волен делать так, как ты считаешь правильным. Это мне здесь очень нравится. Но я ожидала больше веселья, хоть это и школа в каком-то роде. Мы получили незаменимый опыт в создании проектов и уверены, что они нам пригодятся в будущем.

Так как в будущем моя профессия будет, возможно, связана с детьми, мой опыт в общении с ними очень поможет мне в будущем. Но даже если я выберу второй вариант дальнейшей деятельности, этот опыт не пропадёт без следа. Ведь в будущем у нас всех будут дети и эти навыки общения пойдут только на пользу». / Бородина

«С самого начала, когда я собиралась в этот лагерь, мне было некомфортно, потому что я не знала, куда и зачем еду. Проживая день за днём в лагере, я открыла себя с новой стороны. Все мастер-классы и профпробы помогли мне. Я знаю точно теперь, с какой профессией будет связана моя жизнь». / Наталья Лукина

«В лагере нам можно было самим составлять расписание дня, так как мы сами решали, какие проекты мы реализуем. Этот лагерь воспитывает в ребёнке самостоятельность и лидерство, по моему мнению, это важные качества в формировании взрослого человека!» / Юрков Егор

«Летняя проектная школа — шикарный шанс узнать себя и попробовать себя в разных проектах. Когда я ехала сюда, я думала, что мы будем просто сидеть по комнатам, но в первый же день я поняла, что это не так. Мне очень понравилось, что здесь дают свободу мыслям и чувствам. Для нас это очень важно.

Тема наших пяти дней „КидБург — город для детей“. Во второй день мне было очень трудно принимать новую информацию. Но после мне всё разъяснили. Приготовление офисов вызвало много волнений, было немного страшно. Я, конечно, не очень люблю детей, но, работая в „КидБурге“, мне удавалось их понимать. Наши участники ЛПШ все очень отзывчивые, дружные, сообразительные. О взрослых могу сказать: они молодцы. Они всегда нам помогали, но не заставляли нас. Сейчас осталось несколько часов до отъезда, но я очень не хочу уезжать. Хочется остаться здесь ещё чуть-чуть». / (без подписи)

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь