X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 ноября 2018

Достучаться до Перми. Как донести до властей своё мнение без митингов и демонстраций

4статьи

Цикл статей, посвящённых проблемам общественного участия в городе Перми. Согласование общественных интересов, учёт мнения населения при принятии решений, работа каналов обратной связи в условиях нарастающего экономического и политического кризиса в стране становятся вопросами «стратегической безопасности».

Фото: Константин Долгановский

Мы продолжаем цикл статей, посвящённых возможностям общественного влияния пермяков на решения муниципалитета. Напомним, в статье 15 Устава Перми предусмотрено целых 14 таких форм самоуправления. Мы будем разбирать наиболее важные из них и пойдём от простого к сложному. Начнём с обращения граждан в органы, к должностным лицам местного самоуправления города Перми.

Суть формы

Каждый российский гражданин (а также иностранец и человек без гражданства) имеет право быть услышанным органами власти и местного самоуправления. Это основа демократии, поскольку если власть не слышит рядового человека, то зачем она нужна? Любая власть содержится на деньги налогоплательщиков. Городская администрация — это всего лишь наёмная организация по оказанию массы бытовых услуг населению (44 услуги, если быть точным, согласно статье 11 Устава Перми). Соответственно, нужен постоянный канал донесения пожеланий и предпочтений горожан до муниципальных служащих. Механизм такой существует и достаточно чётко регламентирован.

Правовой фундамент

Органы власти не вправе требовать от человека обосновать свое обращение. Вы можете обращаться по любому поводу, запрашивать любую информацию, как и когда вам удобно. Но если вдруг вас спрашивают «на каком основании?», можете смело ссылаться на следующие документы:

  • Конституция РФ, статья 33: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
  • 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003.
  • 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006.
  • 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009.

Если хотите обратиться непосредственно в администрацию Перми, то существует специальный «Регламент работы по рассмотрению обращений граждан в администрации города Перми» № 260 от 06.06.2011. Кроме того, на сайте размещена краткая инструкция.

Как воспользоваться

Обратиться в любой орган власти можно в устной и письменной форме. Если дело для вас значимое, лучше делать это письменно (слова сложно доказать или опровергнуть). Писать письма можно по старинке, а можно электронной почтой (порядок рассмотрения одинаков). В любом случае, стоит придерживаться следующих правил:

  • Обращаться надо к тому, кто обладает компетенциями. Ну не отвечает президент за разбитую лампочку у вас в подъезде. Не беспокойте напрасно мужчину.
  • Будьте всегда вежливы (даже если очень раздражены). Отложите эмоции, выдохните и изложите только факты.
  • Вы не обязаны знать, какие статьи закона были нарушены в вашей ситуации, но проштудировать интернет, сделать ссылки на документы — значит продемонстрировать свою компетентность.
  • Не верьте обещаниям, особенно устным, готовьтесь к худшему, храните всю переписку, и тогда ваши шансы на успех сильно возрастут.

В целом алгоритм обращения выглядит следующим образом:

  1. Чётко формулируем проблему и суть обращения.
  2. Определяем орган власти, в который будем обращаться.
  3. Грамотно составляем обращение.
  4. Отправляем и потом храним всю переписку.

Пройдёмся по всем пунктам.

Определяем проблему и суть обращения

Для начала надо выбрать жанр, в котором будете обращаться. Это зависит от того, чего вы хотите. Наиболее распространены следующие варианты:

  • Предложение — рекомендации, мнения по совершенствованию законов или процедур.
  • Заявление — просьба о содействии в реализации прав либо сообщение о нарушении законов.
  • Запрос — просьба предоставить необходимую информацию по конкретному вопросу.
  • Жалоба — просьба о восстановлении или защите нарушенных прав.

Куда обращаться

Адресат также зависит от содержания обращения. Если не уверены, заходим на сайт администрации в раздел «Городская власть» и выбираем в структуре нужный орган. Если сомневаетесь, вот небольшая подсказка:

  • Запрос информации — орган, в чьей компетенции находится информация.
  • Пресечение нарушения — вышестоящие органы и/или прокуратура.
  • Восстановление нарушенного права — суд, судебные приставы.
  • Привлечение виновного к ответственности — полиция, прокуратура, надзорные органы, суд.
  • Жалоба на сотрудника ведомства — руководителю ведомства;
  • Жалоба на муниципальное ведомство — главе муниципалитета.

Пишем текст

Сила на вашей стороне. Для вас это просто письмо, а для чиновника — это обязанность. Он должен будет ответить вам по существу и в определённый срок. И всё, что он напишет, позднее может быть использовано вами против него. Не забывайте, что для чиновника предусмотрена ответственность за нарушение должностных обязанностей.

В самом тексте чётко формулируйте суть обращения (в чём ваша проблема). Также укажите, какие именно действия вы ожидаете от адресата обращения (что конкретно он должен будет с этим сделать). Чтобы к вам отнеслись серьёзно, приведите убедительные аргументы (документы и/или ссылки на законодательство). Не забудьте обязательно указать в обращении:

  • Адресата (наименование ведомства и/или ФИО сотрудника).
  • Собственные ФИО;
  • Ваш почтовый и/или электронный адрес для обратной связи;
  • Поставить дату и подпись (в случае электронных писем не требуется);

Отправляем и набираемся терпения

Терпение действительно потребуется, поскольку предельный срок рассмотрения обращения составляет 30 дней с момента регистрации и может быть продлен ещё на 30 дней в «случае необходимости». Но, как известно, терпение — великая сила. В конце концов, они все равно должны будут вам ответить. Или нет? Орган власти может не отвечать в следующих случаях:

  • Не указаны ФИО и/или адрес отправителя;
  • Текст письма не поддаётся прочтению (когда ваше правописание хромает);
  • Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы (вот почему нельзя проявлять эмоции);
  • Если орган власти ранее уже отправлял вам ответ на данный вопрос (поэтому в каждом новом письме должны быть новые доводы);
  • Если своим ответом орган власти может раскрыть государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (но это редкий случай).

Поэтому не спешим, запасаемся попкорном. Кстати, после направления обращения вы имеете право обратиться в этот орган власти и узнать, под каким номером было зарегистрировано ваше обращение, а также кто конкретно занимается его рассмотрением. Вы можете попросить номер телефона этого исполнителя и периодически звонить, интересоваться о сроках и результатах рассмотрения.

И ещё раз — не верьте устным ответам и обещаниям. Не записано, значит, не было. Добивайтесь письменных ответов по существу. Приучайте чиновника к порядку.

Сколько стоит

Нисколько. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно 59-ФЗ от 02.05.2006 статья 2). Поэтому можете писать хоть каждый день. Если переписка не приносит результатов, значит, меняем тактику. Об этом в следующей статье.