X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 июня 2018

Счастливый понедельник: На гребне волны

38статей

Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке

Фото: Flickr/tkellyphoto

Сегодня в «Понедельнике»: рассказ о самой летней музыке на свете — о сёрфе!

На свете не так уж много музыкальных жанров, которые бы напрямую соотносились с каким-либо временем года. Есть знойные латиноамериканские танцы, есть регги, сёрф-рок и сёрф-поп, или просто «сёрф». Если с первыми двумя всё ясно (кто же не слышал макарену или ламбаду, про «no woman no cry» я и не говорю), то с сёрфом немного сложнее, хотя один из хитов жанра слушали точно все! Поэтому сегодня в колонке небольшой ликбез на тему «что такое сёрф-музыка».

Сёрф как музыкальный жанр есть порождение молодёжной субкультуры, сложившейся в 50-х годах XX века в Южной Калифорнии вокруг нового вида спорта — сёрфинга.

  • Surf [происхождение неизвестно] (1685): 1. вздувающееся море, которое разбивается о берег,
    2. пена, брызги и звук «ломающихся» волн
  • Surf (1926): «оседлать» море
  • Surfing (1917): вид спорта, заключающийся в «езде» по морю на сёрфборде
  • Surfboard (1826): длинная узкая плавучая доска (из лёгкого дерева или пенопласта), используемая при сёрфинге.

Сёрфинг как вид спорта был представлен Западному Побережью в 1907 году сёрфером Джорджем Фризом, наполовину ирландцем и наполовину гавайцем, которого наняла железнодорожная компания Pacific Electric Railroad для демонстрации сёрфинга на пляже Redondo по выходным с целью привлечения новых пассажиров. В 20-х годах Олимпийский чемпион по плаванию и легенда сёрфинга Дюк Каханамоку привлёк большое внимание публики к этому спорту. Он собирал огромные толпы народа каждый раз, когда показывался на пляже со своей большой доской из красного дерева. Поначалу сёрфинг был спортом для зрителей, спектаклем. Доски для сёрфинга были громоздкими и тяжёлыми. После Второй мировой войны были сделаны попытки создать более лёгкие, плавучие доски, используя комбинацию материалов из дерева, стекловолокна и полиуретановой пены. Усовершенствовав таким образом доску для сёрфинга, производители добились существенного увеличения популярности этого вида спорта.

В марте 1959 года выходит первый художественный фильм о сёрфинге Gidget, который начал формировать богемный образ южно-калифорнийского привлекательного и обаятельного сёрфера. Фильм романтизировал сёрфинг и представил Калифорнию как солнечную Утопию, где опрятная, симпатичная молодёжь весело проводит время на пляже, танцуя и влюбляясь (что, конечно, было не совсем так, потому что уже тогда сёрферы объединялись в криминальные группировки и занимались наркобизнесом). К 1961 году сёрфинг стал настолько популярен, что вокруг него сформировалась целая субкультура. Представители её имели легко узнаваемый имидж: выгоревшие на солнце волосы, рубашки Pendleton, белые джинсы Levi’s, сандалии. Сформировался и сленг. Фильмы о сёрферах и танцы сёрферов («stomp» — топтание) стали чуть ли не ритуальными обрядами. Оставалось придумать только собственную музыку.

Танцы были еженедельным местом встречи всего «клана» в школах или городских залах-аудиториях. Повсеместно проходили танцы по пятничным вечерам, на которых обычно живьём выступала какая-нибудь группа. В 1960 и 1961 годах многие местные молодёжные гаражные группы черпали вдохновение в рок-н-ролле конца 50-х, ритм-н-блюзе и рокабилли. Эти первые инструментальные группы сохранили необработанный, спонтанный драйв рок-н-ролла, тогда как большая часть популярной музыки, звучащей на радио, была уже отполирована и «очищена» студийными продюсерами. Обычно молодёжь черпала вдохновение в творчестве таких инструментальных групп, как The Ventures, Johnny & The Hurricanes и гитариста Duane Eddy.

Несмотря на локальный успех, молодым калифорнийским группам не хватало самого главного — своего собственного уникального саунда. И он вскоре появился благодаря гитаристу Дику Дэйлу и его группе Dick Dale & The Del-Tones, которые на сцене Rendezvous Ballroom примерно между 1959 и 1961 и создали то, что называется сёрф-музыкой.

Фото. Дик Дэйл

Пытаясь воссоздать на гитаре физические и эмоциональные ощущения от «езды на волне», Дэйл начал экспериментировать со своей гитарой Fender, используя различные гитарные эффекты, и постепенно сформировал свой уникальный стиль, который сейчас считается эталонным для сёрф-рока. Кроме того, для пущей танцевальной энергетики Дейл ускорил барабанный ритм и вывел вперёд звучание мощного баса в своей группе. Он знал, что делать, ведь сам был отличным сёрфером: «Surf beat» появилась после того, как однажды меня несколько раз стукнуло по голове доской для сёрфинга, когда мы катались на волнах в Бальбоа. Волны тогда достигали 15-20 футов в высоту и несколько раз меня закручивало так, что доска оказывалась надо мной и долбила меня по голове». Успех не заставил себя долго ждать, и Дик Дэйл стал первой национальной звездой сёрфа!

Взлёт Dick Dale & The Del-Tones вызвал большой интерес к сёрф-музыке как со стороны музыкантов и слушателей, так и со стороны критики. Новые ансамбли появлялись как грибы после дождя, и некоторые из них (The Surfaris; The Lively Ones; Jan&Dean) добивались успеха, попадая в национальные чарты. Появляется поп-сёрф, или, как его называют, «сладкий сёрф», в нём меньше ритма, но больше поэтики и красивого гармоничного пения. Типичными представителями «сладкого сёрфа» считается знаменитая группа «Бич Бойз».

Популярность сёрф-музыки помогла переместить и сфокусировать внимание записывающей индустрии из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и способствовала появлению West Coast-психоделии. Технологические улучшения и достижения были сделаны в разработке и производстве гитар, гитарных усилителей и оборудования непосредственно для звукозаписи в начале 60-х годов, что оказало глубокий и продолжительный положительный эффект на весь музыкальный бизнес. Музыканты поняли, как много нового можно сделать, экспериментируя со звуком. Таким образом, благодаря успеху одного локального жанра, поп-музыка стала звучать гораздо интереснее и изобретательнее. Однако массовой американской музыкой сёрф стать не смог и по вполне объективным причинам — сама музыка была прочно связана с образом жизни и географическим положением Южной Калифорнии, с её endless summer. Стиль потерял свою популярность в 1964 примерно так же быстро, как и завоевал её в начале 60-х. Попадание Beatles в американские поп-чарты в январе 1964 и возросший интерес к музыке «motown» (воплощение ритм-н-блюза в 60-х) заставило рекорд бизнес переориентироваться на более прибыльные жанры. Убийство президента Кеннеди в ноябре 1963 года выветрили из страны всякий идеализм и ощущение благополучия и комфорта, сопутствующие самой сущности surf-музыки. Сёрф ушел в аутсайд.

К счастью, на этом история сёрфа не заканчивается! В 90-х годах, на волне начинающейся ретромании, сёрф снова стал популярен, причём эта популярность грозила затмить популярность 60-х. Существенное влияние на возрождение интереса к сёрфу оказал фильм Тарантино «Криминальное чтиво», вышедший в 1994 году. Сюжет фильма к музыке не имел никакого отношения, однако режиссёр вставил в фильм несколько старых сёрф-хитов. И они сработали! В фильм вошла, например, знаменитая «Misirlou» Дика Дэйла, но абсолютным хитом стала композиция «Surf Rider» в исполнении группы The Lively Ones (оригинал композиции был записан группой The Ventures). Вот как раз её-то вы наверняка слышали!

Сегодня чтобы играть сёрф, совсем не обязательно жить в Калифорнии. Необязательно даже наличие морских волн. Много отличных групп записывают и играют эту музыку в Европе, Азии (японский surf — это вообще нечто), да и вообще во всём мире. В России сёрф впервые зазвучал в конце 60-х в исполнении различных ВИА вроде «Поющие гитары» или полумифического ансамбля «Электрон». В 1968 году фирма «Мелодия» начала готовить к выходу пластинку «La Musique Sovietique. L’ete 1969», в которой звучала сёрф-музыка в исполнении советских музыкантов. Это должен был быть экспортный вариант советской «пляжной» музыки, предназначенный исключительно для западного, в основном французского, слушателя. Но 20 мая 1969 года Совмин РСФСР принял спецпостановление за номером 319 о размагничивании этой плёнки, уже подготовленной к тиражированию на пластинках. Очень жаль, возможно, эта пластинка немного изменила бы историю отечественной поп-музыки. После запрета пластинки сёрф надолго был забыт и снова стал актуален уже в 2000-х с появлением московской группы Messer Chups, которая вскоре после образования ушла от электронной сэмплоделики к живому сёрф-звучанию. Характерный саунд также иногда проскальзывает в игре Евгения Хавтана из «Браво».

Такова в общем виде история surf music — от локальных пляжных вечеринок до большой популярности во всем мире!

Вы, кстати, тоже можете попробовать! «Вики» говорит, нам что для этого надо всего лишь сыграть последовательность аккордов: Am Am Dm Am Em Dm Am.

Успехов на гребне волны!