X

Новости

Вчера
2 дня назад
20 августа 2019
Фото: Анна Калинина

Музеи Перми проводят для детей игру-путешествие «На старт, внимание... В музей!»

С 22 октября по 22 ноября дети в сопровождении родителей или школьного педагога самостоятельно знакомятся с экспозициями пермских музеев

Для разных возрастных групп разработаны специальные путеводители с указанием маршрута из трёх музеев. Ежегодные «Межмузейные путешествия» проходят в Перми уже четвёртый раз. Тема этого года — «Эксперименты».

Дети 5-7 лет получают путеводитель, с которым можно пройти по маршруту «Музей на пробу». Путешествие может начинаться с любого музея, например, мемориального дома-музея Н. Г. Славянова, где тема эксперимента — «Электричество и звук». Далее — музей современного искусства PERMM, где показано, как экспериментируют разные художники. Завершается маршрут «Селенитовой комнатой».

Посетители от 8 до 12 лет могут начать знакомство с экспериментами также с Мемориального дома-музея Н. Г. Славянова. В путеводителе доступным для ребят языком рассказывается об изобретении электро-дуговой сварки и приборов, передающих звук. Следующий по курсу — музей пермских древностей, где на маршруте «Эксперимент „Полёт“» дети узнают о том, как природа «учила» летать своих созданий — птиц, насекомых или динозавров. Наконец, Пермская государственная художественная галерея познакомит с экспериментами художников, но уже не наших современников, а классиков.

Для организованных групп детей от 8 до 12 лет есть ещё один маршрут. Он начинается с Музея современного искусства PERMM. Ребята этой возрастной группы знакомятся там с экспериментами в искусстве Азербайджана (выставка работает до 15 ноября, поэтому начинать путешествие лучше с этого музея). Следующие на маршруте — Музей пермских древностей и Пермская художественная галерея.

Организаторы постарались учесть и интересы подростков с 13 лет. Музей-диорама в Мотовилихе, музей современного искусства PERMM и Пермская государственная художественная галерея расскажут юным посетителям об экспериментах в сфере межличностных отношений (маршрут «Экспериментируй это»).

Мы решили пройтись по отдельным участкам некоторых маршрутов. Путешествие началось с музея современного искусства PERMM.

Мы вооружились путеводителем для детей от 5 до 7 лет и отправились знакомиться с экспонатами в компании Хомяка-изобретателя (именно он, главный герой маршрута, и нарисован в буклете). Нам представлены художественные эксперименты с различными предметами быта.

В первую очередь Хомяк познакомил нас с ковром работы азербайджанского мастера Фаига Ахмеда. Детям предложено внимательно рассмотреть узор ковра и пофантазировать о том, как этот ковёр создавался.

Далее находим по путеводителю старинную дверь с узором и оцениваем степень её красоты по шкале, нарисованной в буклете.

Потом нашему вниманию предстаёт композиция «Посуда на столе». Из путеводителя узнаём, что смотреть здесь надо не столько на посуду, сколько на отбрасываемую ею тень на стене. И это действительно интересно: тень образует контуры городского пейзажа.

А вот следующий экспонат. На столе — травмированные художником игрушки. Куклы с оторванными головами, припаянные одна к другой, выползающие из их рта змеи и ящерицы, дырки, вырезанные в разных частях тела кукол...

На вопрос, почему эта работа попала в детский маршрут, нам ответила сотрудница Музея современного искусства PERMM Анастасия Шипицина:

— Эта работа Вусала Рагима посвящена знакомой художника, Саре. У неё было очень сложное детство (травмы, насилие). Поэтому куклы как символ детства изображены такими исковерканными. Работу Вусала Рагима, действительно, сложно назвать позитивной. Однако дети на экскурсиях и во время индивидуальных посещений часто подходят к ней, экспонат вызывает у них очень пристальное внимание. Именно поэтому авторы нашего путеводителя решили не обходить экспонат стороной, а попытаться обсудить его с ребёнком и его спутником. В путеводителе мы спрашиваем у ребёнка, какие эмоции вызывает экспонат. И многие дети абсолютно ничего не говорят ни о страхе, ни об отторжении. Наверное, потому, что они постоянно экспериментируют с игрушками, как и автор работы Вусал Рагим — меняют причёски, отрывают головы, присоединяют части одной игрушки к другой. Для ребёнка это нормальное исследование форм и свойств материалов, дети не пугаются получившихся «монстров». Страх испытывают именно взрослые, отчего начинают табуировать эту тему, «молчать о ней». Мы понимали, что у взрослых работа вызовет возмущение, однако всё равно пошли по этому пути, чтобы хоть как-то подступиться к обсуждению данной проблемы, а не замалчивать её.

Ну, а мы тем временем поднимаемся на второй этаж. Здесь можно посмотреть телевизор. Но не всё подряд, а только национальные азербайджанские танцы. Хомяк из нашего путеводителя предлагает ребёнку повторить движения.

Подходим к следующему эксперименту в сфере искусства — сложенным в круг веникам. По замыслу художника, каждый прутик — это человек; прутики, связанные в веник, — много людей; веники, связанные друг с другом, — это люди, помогающие друг другу.

Но, как любое произведение искусства, эти веники тоже воспринимаются каждым по-своему. Вот проходит экскурсия для жениха, невесты и гостей праздника. Заметив оригинальный экспонат, невеста спрашивает экскурсовода: «А можно встать в центр круга, где пустое пространство, чтобы сфотографироваться?» «К сожалению, нет, — следует ответ. — Эти веники привезены нам из Азербайджана, и мы должны вернуть их назад в целости и сохранности».

Подходим к подиуму с флагом Азербайджана. Здесь эксперимент состоит в том, что художник нашёл способ заставить флаг развеваться на ветру: сбоку стоит вентилятор. Детям предложено создать ветер, чтобы путеводитель тоже начал развеваться, как флаг.

Впрочем, про выставку искусства Азербайджана «Звезда» уже писала, так что, подробно описывать не будем.

Знакомство со всемирными экспериментами мы продолжили в Музее пермских древностей. Путеводитель маршрута для детей от 8 до 12 лет пообещал рассказать нам о том, какими бывают полёты.

По маршруту меня проводила автор путеводителя Юлия Глазырина.

— Тема этого года — «Эксперименты», — объясняет Юлия. — И для маршрута 8-12 лет мы выбрали «вселенский» подход. Говорим о всемирных экспериментах. Всё развитие жизни на Земле — это необыкновенные эксперименты природы, поэтому наш музей рассказывает именно о них. В данном случае мы хотим сосредоточиться на одном конкретном эксперименте — полёте.

Первый «прилетевший» объект, который мы рассматриваем, — Оханский метеорит. Ребятам предлагается поразмышлять о том, может ли «жизнь» путешествовать и летать в космосе и почему одна из сторон метеорита — чёрная.

Мы спросили, зачем всё это нужно знать детям.

— Во-первых, эти путеводители — опыт, уникальный в мировом масштабе, — поясняет Юлия. — Они рассказывают не только об одном музее, но и о междисциплинарных связях. В нашем музее мы можем говорить об экспериментах природы в процессе эволюции. В художественной галерее мы можем говорить о художественном эксперименте, о том, как в искусстве формировались разные направления. Это тоже эксперимент мышления. О нём же, но только с технической стороны, мы говорим в Музее Славянова.

— У проекта «На старт, внимание... В музей!» есть две самых главных цели, которые не изменяются уже на протяжении четырёх лет, — продолжает Юлия. — Первая — это сделать так, чтобы музеи не были океанскими островами, которые никогда не встречаются. Чтобы было понятно, что между художественным музеем, музеем с динозаврами и техническим музеем можно и нужно находить связи, ведь мир вокруг тоже пронизан множеством междисциплинарных связей. Вторая цель — с помощью путеводителей привлечь родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестёр приводить в музей детей, чтобы начался своеобразный диалог поколений. Часто бывает так, что родители приходят в музей и с трудом могут что-то объяснить ребёнку. Путеводители представляют собой как подсказку для родителей, так и стимул для ребёнка самостоятельно находить ответы на вопросы, изучив экспозицию.

Следующий «летающий» объект на нашем маршруте — рыбы. Изначально они «летали» только под водой, а потом начали преодолевать небольшие расстояния и по воздуху. В путеводителе ребёнку нужно дорисовать большие плавники рыбе, чтобы она смогла летать.

Самостоятельно ориентироваться в экспозиции помогают специальные указатели, где нарисован весёлый Мозг. Эти таблички позволяют быстрее находить в залах музеев экспонаты, о которых говорится в путеводителе.

Фото: Анна Калинина

Далее мы знакомимся с первыми существами, которые научились летать по-настоящему, без кавычек: древними летающими насекомыми, ящерами и динозаврами, а точнее, с тем, что от них сохранилось до нашего времени.

Закончить своё межмузейное путешествие мы решили просмотром экспонатов Пермской государственной художественной галереи. Кстати, не обращайте внимания на возведённые вокруг здания строительные леса: галерея работает в обычном режиме.

И снова у нас в руках — путеводитель для детей от 8 до 12 лет. Во втором зале первого этажа знакомимся с картиной «Римские бани». Эксперимент здесь состоит в поиске идеала и использовании художником правила золотого сечения.

Третий зал первого этажа погружает нас в мир творчества художников-маринистов. Они экспериментируют с изображением моря (точнее, с его «характером»), а детям предложено подписать в путеводителе, какую эмоцию вызывает та или иная картина.

В четвёртом зале первого этажа перед нашими глазами — эксперимент бытового сюжета. Художникам стало интересно изображать не только идеальную красоту, но и самых простых, обыкновенных людей. Детям предложено подумать, какие слова могут исходить из уст героев картин.

В восьмом зале первого этажа юные посетители могут с помощью путеводителя познакомиться с экспериментами художников-авангардистов. В самом путеводителе есть специальное место, где можно сделать свой рисунок в подобном стиле (например, нарисовать соседа по парте — но только с использованием геометрических фигур).

На этом наше путешествие заканчивается. Тем, кто прошёл все музеи своего маршрута и проставил печати на карте путешественника, вручаются дипломы и значки. А если дети завершили маршрут этого года и участвовали в игре прошлых лет (всего проекту четыре года), они получат суперзначок.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+