X

Новости

Вчера
2 дня назад
26 сентября 2020
25 сентября 2020
24 сентября 2020
23 сентября 2020
Фото: Юрий Туристмен

Мы все волнуемся. Чего ждать от премьерных показов спектакля по новой пьесе Ивана Вырыпаева «Волнение»

Независимые театральные проекты в Перми по значимости и масштабу теперь не просто не уступают, а даже превосходят то, что делают государственные театры. Одним из таких спектаклей можно назвать «Волнение» — вторую в России постановку последней пьесы знаменитого драматурга Ивана Вырыпаева, поставленную в Перми его учеником. Показы будут проходить в три этапа, сопровождаться разными мероприятиями, в частности творческим вечером автора пьесы.

В прошлом году хватало самых разных ярких событий в театральной жизни Перми. Одним из них был спектакль «Иранская конференция» по одной из последних пьес Ивана Вырыпаева. Поставил её Николай Гостюхин — из журналистов и кинокритиков перешедший в драматурги и режиссёры, многому научившись у самого Вырыпаева.

«Вообще всё началось с того, что я одним из первых прочитал пьесу „Волнение“, — рассказывает Николай Гостюхин. — Может, благодаря своему общению с Ваней [Вырыпаевым], понял, о чём она, о чём он хотел рассказать. Ещё мне хотелось на следующий уровень выйти. Потому что „Волнение“ — это челлендж и для меня, и для актёров. Особенно для меня, ведь это второй мой спектакль, но эта пьеса работает иначе, чем „Иранская конференция“. Тут нам надо сплотиться в коллектив и репетировать всем вместе».

Фото: Юрий Туристмен

Действительно, «Волнение» принципиально отличается от «Иранской конференции» тем, что это не набор монологов различных персонажей, и даже не типичный для Вырыпаева «поток сознания», а вполне традиционная пьеса с героями, сюжетом, действием и развязкой. Причём действием очень камерным.

Всё происходит в нью-йоркском пентхаусе известной американской писательницы польского происхождения Ульи Рихте, претендующей на Нобелевскую премию. По этому поводу агент писательницы Стив Ракун и её дочь Натали организуют интервью с польским журналистом Кшиштофом Зелинским, добивавшимся такой возможности целый год. Помогает ему модный фотограф Майкл. Все герои испытывают определённое волнение, поскольку от этого интервью зависят их жизни и карьеры. И разумеется, всё идёт не по плану. Ранее «Волнение» ставили только один раз — в петербургском Большом драматическом театре. Режиссёром спектакля был сам Вырыпаев, а роль Ульи Рихте исполнила Алиса Фрейндлих. На сайте БДТ приведены такие слова драматурга и режиссёра об этой работе:

«Мне кажется, что мне удалось сделать пьесу о том, что такое миф, настоящее значение мифа, как он устроен, откуда появляется Автор. Эта пьеса об Авторе и о том, как воспринимать искусство, об искусстве тоже».

В своём варианте «Волнения» Николай Гостюхин обратился к тем же актёрам, с которыми уже работал над «Иранской конференцией»: Алексею Каракулову (Кшиштоф), Вячеславу Чуистову (Стив Ракун), Екатерине Вожаковой (Натали), Дмитрию Нескоромному (Майкл). По словам режиссёра, для него было принципиально, чтобы главную роль сыграла Елена Старостина, и без неё персонаж Ульи Рихте просто бы не получился. И как отмечают все артисты, «Волнение» от «Иранской конференции» отличается принципиально тем, что здесь требуется абсолютно слаженная ансамблевая работа, где каждый актёр должен держать общий ритм, который увлекает зрителя, забирая его внимание.

Фото: Юрий Туристмен

«Мне очень нравится, что пьесы Вырыпаева всегда имеют вертикаль — условное обращение к богу, — рассказывает Елена Старостина. — И в любом спектакле это дорогого стоит. Ещё восхищает текст, ты его всё время догоняешь, догоняешь, догоняешь до последнего. Ещё у Вырыпаева есть такой приём, некое специальное словоговорение. Он как-то специально выставляет слова в тексте таким образом, что они должны быть сказаны именно так, как он их написал. Иногда тебе кажется, что это неверно, что сделаны какие-то повторы, но только благодаря этому складывается ритм у текста, и ты можешь его так телеграфно говорить потому, что автор это именно так составил. И это большая работа. На это нужно время, как и на то, чтобы сложился ансамбль, который работает на зрителя и против зрителя, потому что здесь очень важна эта ансамблевость, здесь никто не должен выпасть и играть свою игру. Мы тут как напёрсточники. Это всё обман, но этим игра так увлекает. Ведь этот спектакль про то, что произойти может только здесь и сейчас. Книга, спектакль, фильм могут произойти сейчас. Если сейчас зрители вовлечены, кто-то заплакал, захихикал, а потом пошёл домой что-то думать, то мы всё сделали правильно. В этом весь секрет, мы хотим рассказать про то, как это делается, но мы хотели дать вам это почувствовать. Если почувствовали, собственно, это как говорит Улья в конце — это я вам и хотела сказать».

Фото: Юрий Туристмен

Тому, чтобы спектакль мог сильнее погрузить зрителя в игру, должно поспособствовать и место первого показа (которых будет всего три — 10, 16 и 23 марта) — большой номер люкс на верхних этажах гостиницы «Урал». Как рассказывает режиссёр, он специально хотел сделать премьеру в таком месте, где бы состоялся необычный контакт между актёрами и зрителями. Чтобы пришедшие на спектакль стали полноценными гостями в апартаментах Ульи Рихте, присутствующими на этом интервью.

Фото: Юрий Туристмен

Остальные два показа «Волнения» пройдут в частной филармонии «Триумф». Самым примечательным должен стать спектакль, который покажут 16 марта. Там композитор Алексей Кестнер вместе с музыкантами из оркестра Пермского академического театра оперы и балета исполнит вживую музыку, специально написанную для этого спектакля (саму музыка доступна на стриминговых сервисах). Двумя днями ранее, 14 марта, Кестнер даст сольный концерт, где исполнит музыкальные темы из «Волнения», а также свои авторские произведения, из которых должна сложиться единая картина, дополняющая и расширяющая границы спектакля.

Фото: Юрий Туристмен

Кроме того, премьеру 16 марта посетит автор пьесы. Перед спектаклем, в 16:00, так же в «Триумфе», Иван Вырыпаев проведёт творческую встречу, где расскажет о своих новых проектах, почитает стихи и ответит на вопросы.

«Не буду скрывать, я волнуюсь, — говорит Николай Гостюхин, — тем более что приедет сам автор, и он уже поставил эту пьесу до меня. Это волнительное ощущение, но мы все волнуемся».

***

Ранее мы писали, как готовилась в Перми постановка пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Читайте также рецензию на сам спектакль.

Рецензия на спектакль «Пьяные», поставленный в Театре-Театре по пьесе Ивана Вырыпаева

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.