X

Новости

2 дня назад
13 июня 2019
12 июня 2019
11 июня 2019
Фото: Владимир Соколов
6статей

Цикл статей, посвящённых проблемам общественного участия в городе Перми. Согласование общественных интересов, учёт мнения населения при принятии решений, работа каналов обратной связи в условиях нарастающего экономического и политического кризиса в стране становятся вопросами «стратегической безопасности».

Субботники, парады и городские праздники. Общественное участие или имитация

Этой статьей мы открываем цикл материалов, посвящённых проблемам общественного участия в городе Перми. Согласование общественных интересов, учёт мнения населения при принятии решений, работа каналов обратной связи в условиях нарастающего экономического и политического кризиса в стране становятся вопросами «стратегической безопасности». Поэтому очень хочется разобраться с тем, как всё это работает в «столице российского гражданского общества».

Менять неправильный закон — дорого и долго, проще «договориться»

Если задать рядовому пермяку вопрос «способны ли вы влиять на решение городских властей?», он, скорее всего, ответит отрицательно. Большинство горожан далеки от политики, сторонятся её, а своё влияние сводят исключительно к выборам. Проголосовали, и хватит. Главное — выбрать правильного человека, а там уж пусть он сам разбирается.

Выборы — это контроль на «входе» в политическую систему. Необходимое, но явно недостаточное явление. И по поводу своего неучастия в политике граждане лукавят. Каждый человек постоянно влияет на процесс принятия решений органами власти. Только делает это обычно не через официальные каналы и институты, а через неформальные, бытовые практики.

Зачем нужны депутаты, если во власти интересы гораздо лучше представляет родственник, сват, брат, тётка, бывший одноклассник и т. д. Большинство населения недовольно медициной, образованием, полицией и т. д. Но вместо того, чтобы требовать реформ, просто обращаются к знакомым врачам, учителям и силовикам для решения возникших проблем. Менять неудобный и неправильный закон — дорого и долго, проще поменять практику правоприменения индивидуально, «договорившись». Если не удаётся договориться, тогда угрозы и шантаж — от писем к президенту до бойкота выборов. Поэтому формальные институты общественного участия и не работают. Они просто не нужны: неудобно, долго, неэффективно, дорого.

Не нужны эти механизмы взаимодействия с обществом и муниципалитетам. Вмененные обязательства по учёту мнения граждан — не более чем дань демократическим преобразованиям 90-х и чтобы перед европейскими партнерами не стыдно было. Участие горожан рассматривается властью не как часть процесса принятия решения, а как издержки, необходимые для легитимации уже принятых решений. Участие не нужно, нужен «одобрям-с».

Фото: Тимур Абасов

Чем меньше мнений, тем проще продавить нужное решение

Далеко ходить не будем, возьмём решение Пермской городской Думы от 4 сентября 2018 года о внесении изменений в Положение о проведении публичных слушаний по рассмотрению Генерального плана Перми. Если кратко, то теперь участвовать в обсуждении изменений в Генплан смогут только жители и собственники тех территорий, в отношении которых планируются изменения. Всех остальных это больше не касается. То есть депутаты специально ограничивают количество участников, которые могли бы высказать своё мнение о том или ином городском проекте. Чем меньше мнений, шумихи, тем проще продавить нужное решение или, точнее, «легитимизовать». Если рядом с вами начнут вырубать парк или возводить очередной торговый центр, то даже публично высказать свое мнение вы уже не сможете. Формально вас это больше не касается.

То есть город сознательно исключает горожан из процесса принятия решения. Ну что ж, тогда не стоит удивляться, что люди отвечают тем же: исключают Пермь из своей повестки дня, уезжают. За прошлый год Прикамье покинуло почти 89 000 человек. Много и приехало, но динамика всё равно отрицательная и, кроме того, уезжают наиболее перспективные, а те, кто приезжают, в основном ориентированы на заработок, и они не готовы вкладываться в развитие «чужой для них» городской среды. Обидно смотреть, как Пермь проедает свой потенциал, теряет свое будущее. Доминирует местечковое короткое мышление: «урвать здесь и сейчас, а потом хоть трава не расти».

Ведь можно и нужно строить умную городскую политику. Например, во Франции действует специальная национальная комиссия по общественной дискуссии, которая занимается вовлечением как можно большего числа граждан в обсуждение градостроительных проектов. Самое интересное, что оплачивают организацию публичных слушаний застройщики. Причём суммы не малые — могут доходить до 700 000 евро при крупных проектах. Но в конечном итоге это оказывается дешевле для застройщика: учесть все мнения до начала строительства, чем потом отбиваться от многочисленных и многомиллионных судебных исков. Из 91 проекта, которые были вынесены на рассмотрение, 19 были изменены, 17 приостановлены и от 16 отказались, а всего в обсуждениях приняло участие 6000 человек. Это пример прекрасно работающего инструмента.

Перми до Парижа, конечно, далеко, но хочется хотя бы двигаться в ту же сторону, а не в противоположную. Нужно не устранять людей из публичных слушаний, а вовлекать их туда. Просто стыдно в XXI веке звать людей на слушания посредством объявлений на деревянных стендах и печатного бюллетеня Думы, который никто не читает. Разве сложно делать это через социальные сети? А ещё лучше завести специальную электронную рассылку, на которую может подписаться любой желающий и выбрать те вопросы, по которым ему важно получать информацию. Повторюсь, нужно расширять, а не сужать круг участников. Развивать дистанционные формы участия в электронном виде.

Пермские же власти действуют противоположно, играют в имитацию участия, оправдываясь нехваткой финансирования, особенностями федерального законодательства, неготовностью и безответственностью самих граждан и т. д. Таких «оправданий» десятки. Но даже если их все принять и допустить, что всё это правда, то даже в этих условиях всегда «можно что-то сделать». Сделать хотя бы первый шаг, затем второй, третий и т. д.

Если заглянуть в Устав Перми, мы найдём там много правильных и красивых слов. Что местное самоуправление в городе осуществляется, исходя из принципов законности, народовластия, открытости и доступности органов местного самоуправления, гарантий участия населения в решении вопросов местного значения. Это всё верно и правильно.

Фото: Тимур Абасов

Современное общество становится слишком дифференцированным, чтобы кто-то мог навязывать ему решения из единого центра

Общественное участие — не просто чья-то прихоть и красивая упаковка для «чёрного ящика» политической системы. Участие граждан, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений и союзов в выработке и принятии политических решений является краеугольным камнем административной реформы, которая стартовала ещё в 2005 году. Российское государство само взяло на себя обязательства по созданию прозрачной, доступной и понятной системы государственно-муниципального управления, основанной на согласовании интересов различных социальных групп.

Современное общество становится слишком дифференцированным, разноплановым и противоречивым, чтобы кто-то мог навязывать ему решения из единого центра. Такие решения пусть и принимаются, но они не работают. Граждане не собираются их исполнять, поскольку никто не спрашивал их мнения. Система ещё как-то функционирует по инерции, но эти нестыковки, этот взаимный неучёт власти и населения не может продолжаться долго. Если формальные каналы обратной связи не работают, люди вынуждены обращаться к неформальным (непубличным — система блата) и публичным — протестным. Зачем до этого доводить?

Нужно обучение муниципальных служащих, особенно молодых, по вопросам участия граждан в процессе принятия управленческих решений. У них уже нет опыта комсомола, поэтому для них надо разработать систему стимулов к вовлечению граждан. Важно, чтобы городская администрация публично провозгласила особую политическую и общественную значимость участия в муниципальном управлении. Общественное участие — это ключевой фактор повышения доверия населения к власти, особенно в условиях социального и экономического кризиса.

Со своей стороны, мы готовы способствовать просвещению граждан о существующих механизмах общественного участия. В уставе города Перми перечислены 14 форм участия в осуществлении местного самоуправления. В реальности их гораздо больше, и мы хотим подробно разобрать и объяснить пермякам, как конкретно они могут воспользоваться тем или иным механизмом гражданского влияния. Разберём наиболее важные, эффективные, а также те, которые появились относительно недавно, и многие горожане попросту не знают об их существовании: российская общественная инициатива, гражданский контроль, общественная экспертиза и т. д.

Перми требуется мощное расширение пространства общественных диалогов. Общественное участие не должно довольствоваться субботниками, парадами и городскими праздниками. Муниципалитет обязан рассматривать общественный капитал не как помеху, а как ресурс городского развития. Искать партнеров не среди лояльных организаций «ручной общественности», а среди продвинутых модернистских сил, которые пока не включены в диалог. Без них невозможно создать действительно новые точки роста. Перми нужны перемены, так давайте сделаем их вместе.