X

Новости

Сегодня
2 дня назад
16 августа 2019
15 августа 2019
14 августа 2019

«Terra inсognita в центре мегаполиса»: три российских фестиваля, проходящих на дне оврагов

Пермский ландшафт уникален — поэтому внимание к долинам малых рек и стало «точкой сборки» для многих городских активистов и независимых инициатив. «Звезда» много писала (и ещё не раз напишет) на эту тему — в частности, про фестиваль «Экология пространства в долинах малых рек», который, как ясно из его названия, всецело посвящён речной тематике вот уже два года. Но всё-таки городские речки, овраги, долины и лога есть и в большинстве других городов России. И проблемы у них всегда общие: угроза застройки и равнодушие местных жителей. Оттолкнувшись от «Экологии пространства», мы решили рассказать ещё о трёх российских фестивалях, которые в разное время проходили в оврагах и на речных склонах. Надеемся, что для местных активистов этот рассказ станет не только вдохновляющим опытом, но и хорошим способом почувствовать единение с другими регионами: к счастью, забота о городских зелёных зонах сегодня, похоже, становится трендом.

«Ключ» (Тюмень)

Фестиваль музыки и поэзии «Ключ» ежегодно проводится в Городищенском логу, на дне которого течёт закатанная в трубу речка Тюменка. Там, где Тюменка впадает в Туру, примерно в 14-м веке возник город сибирских татар Чинги Тура. После похода Ермака в этой местности появился русский острог. А затем славная история лога закончилась и началась бесславная:

— Туда весь 20-й век, а возможно, и 19-й, кидали мусор, привозили целыми машинами, — рассказывает Арсений Заргарян. — Если зайти поглубже, можно найти свалившиеся вниз деревянные туалеты, кузова жигулей и девятки.

Место проведения «Ключа» Фото: Дарья Пухова

Арсений переехал из Армении в Тюмень в 2000-м году и почти сразу заскучал: Тюмень не казалась ему особенно живым и интересным городом. Поэтому он стал гулять по разным неочевидным закоулкам и открывать для себя интересные уголки, в которые горожане обычно не забредали.

В какой-то момент они с другом Андреем Заплатиным познакомились с Верой Баровой, директором Благотворительного фонда развития Тюмени. Вместе с Верой они организовали несколько интересных событий, вроде концертов академической музыки на главпочтамте и железнодорожном вокзале, а потом у Баровой возникла идея провести на свежем воздухе мероприятие в честь Года литературы. Андрей и Арсений вряд ли стали бы участвовать в мероприятии, связанном с государственной повесткой, но Баровой они доверились, и не напрасно: она поддержала их довольно безумное видение, в соответствии с которым фестиваль должен был пройти на дне оврага (примечание: пермские активисты борются за название «речные долины», но, поскольку с момента заключения речки в трубу водоток во всех описываемых случаях перестал быть постоянным, слово «овраг» здесь вполне оправдано).

— Идея фестиваля была в том, — говорит Арсений, — чтобы чувствовать себя в городе как у себя дома, а не в гостях, где чиновники делают что-то непонятное на своей волне.

А ещё ему хотелось дать понять всем — и в Тюмени, и за её пределами — что этому городу есть чем гордиться в плане современной культуры. Для него было важно развивать местную идентичность, но «не превращать всё в квазипатриотичный проект, типа покупай всё местное, пусть оно и говняное».

«Ключ» Фото: Александра Кутергина

Но главной целью было всё же открытие оврага для местных жителей:

— У нас овраги активно засыпают, а сверху делают недвижимость. Если люди не знают об овраге, то и защищать его не будут, — рассуждает Арсений.

Довольно быстро сформировалась команда единомышленников, состоящая в основном из местных поэтов: к Арсению, Андрею и Весе присоединились Лизавета Гоголь, Федор Корандей, Софья Заргарян и Владимир Богомяков. На «Ключ» уходило от 50 до 100 тысяч рублей — довольно скромная сумма, большую часть которой находил Благотворительный фонд развития города Тюмени, а меньшую — активисты и их друзья. Конечно, можно было бы находить и побольше, но организаторы слишком ценили независимость и опасались, как бы спонсорские деньги не повлекли за собой разные обременения. Арсений, впрочем, верит, что адекватные источники финансирования существуют в природе и собирается вплотную заняться их поисками в наступившем году.

Хотя, кажется, Заргарян зря волнуется по поводу «квазипатриотизма» или конъюнктурности — учитывая состав гостей «Ключа», и то, и другое кажется немыслимым. В Тюмени действовали и действуют многие герои рок-андеграунда и сибирского панка, и на лайн-апе «Ключа» это не могло не сказаться. Например, на сцене фестиваля играл знаменитый гитарист «Гражданской обороны» и «Коммунизма» Игорь Жевтун, а также «самая известная из неизвестных групп тюменского андеграунда» «Центральный гастроном».

А в списке выступающих поэтов были, например, Фёдор Корандей, Александр Курбатов и Владимир Богомяков. Последний даже подготовил целую лекцию про образ оврагов в мировой литературе:

Овраг — это особое и необычнее место, — рассказывает Богомяков. — Ты находишься, можно сказать, в центре города, но вот проходишь буквально метров 200 и попадаешь в какую-то сельскую местность, причём, словно бы не сибирскую, а какую-то непонятную — может, германскую. И ещё это очень поэтичное место. С одной стороны, доступное человеку, а с другой стороны, как бы под землёй — место, где начинаются таинственные процессы и могут встретиться особые существа. Овраг связан с некой тайной. Он вызывает тревогу, но, с другой стороны, в нём можно укрыться. Поэтому в мировой поэзии так много написано про овраги.

— Все прошедшие фестивали «Ключ», — говорит Арсений, — это удивительный опыт общения, это среда, в которой люди проявляют прекрасные и, может быть, невидные окружающим стороны личности. Мы вместе строим сцену, у нас в основной команде несколько самых разных людей и довольно много помощников. Мне кажется, год или два назад в Тюмени появились люди, отстаивающие овраги. Они ходят на слушания в городскую думу, пишут письма в разные инстанции. На Ключ приходят, наверное, в основном пассионарии. И они, мне кажется, разносят некий вирус из оврага.

«Комната в овраге» (Нижний Новгород)

В Нижнем Новгороде, как и в Перми, ландшафт весьма специфический, поэтому здесь проходят сразу несколько событий, так или иначе связанных с оврагами. Одно из них — фестиваль «Комната в овраге», ради которого объединились независимые нижегородские музыканты и общественники.

Один из организаторов фестиваля — Даня Альшевский — признаётся, что, в отличие от Городищенского лога или долины Егошихи, у Сергиевского оврага нет какой-то особенной исторической значимости. Это просто лог, в котором до момента организации фестиваля тусовались в основном собачники, бомжи и молодые геодезисты на учебной практике. А ещё там росло огромное количество крапивы и лопуха.

Сергиевский овраг

— Крапива была с человеческий рост, — вспоминает Альшевский, — а под ней в полуметровом слое земли — куча осколков стекла и кирпича, разный бытовой мусор и бесконечное число упаковок от еды и фантиков. Обычные горожане обходили эти места стороной, так как там попросту было нечего делать. Этакая terra inсognita, прямо как на картах в компьютерных играх, только в реальной жизни и в самом центре крупного мегаполиса.

Тем не менее, организаторам фестиваля приглянулась именно эта площадка: настоящий маленький лес в центре города, замечательный вид и свежий воздух, поступающий с реки. Чтобы привести овраг хоть в какой-то божеский вид, потребовалось относительно немного: скосить траву, вынести двести мешков мусора и навести красоту. Волонтёры за свой счёт арендовали триммеры, закупили всё необходимое и работали несколько недель кряду. Они сделали лавочки, оформили прогулочные зоны, проложили тропинки — в общем, находиться в овраге стало значительно приятнее. После этого туда потянулись местные жители с детьми — пока что в меньшем количестве, чем волонтёрам хотелось бы, потому что программа-максимум у них иная:

Первые три года, — вспоминает Даня, — мы просто укрощали разросшуюся природу, чтобы там элементарно можно было находиться без угрозы обжечься крапивой. И все это время овраг выглядел достойно только во время фестиваля. Но наша цель — привлечь к этому месту такое внимание, чтобы можно было в результате сделать там настоящее, по городским меркам, благоустройство.

На фестивале «Комната в овраге» Фото: vk.com/komnatavovrage

Пока что у них не такая большая команда: есть четверо организаторов, есть волонтёры (а у организаторов даже есть возможность что-то платить волонтёрам), есть дружественная сеть строительных магазинов, которая помогает с материалами. Но идеологи фестиваля надеются, что с каждым годом фестиваль будет привлекать всё больше горожан — причём не только как зрителей, но и как активных участников общего дела.

«Не засыпай» (Нижний Новгород)

Почаинский овраг крупнее Сегиевского, но они расположены неподалёку друг от друга и вообще во многом похожи. В каждом из них протекает подземная речка и над каждым витает угроза уничтожения и застройки. В случае с Почаинским оврагом она даже более очевидна: разговоры о его застройке в городе ведутся уже более десяти лет.

В июле 2017 года представители нижегородской администрации обнародовали конкретные планы и представили эскиз, в соответствии с которым на склонах оврага должен был вырасти целый микрорайон, а его глубина — уменьшиться с пятнадцати до шести метров. То есть предполагалось, что овраг исчезнет даже как географический объект. А уж как открытая для общего доступа зелёная зона — тем более.

Фестиваль «Не засыпай» Фото: vk.com/yawn_hic

Местные жители выступили против: создали петицию, стали писать коллективные письма и собирать под ними подписи. А уже в августе того же года в овраге прошёл первый фестиваль «Не засыпай». Своим существованием он обязан сообществу молодых урбанистов «Городские экспедиции», общественной организации «Открытая Стрелка», проекту «Непарадный Нижний» и экоцентру «Дронт». А также всем неравнодушным городским активистам, экологам и, конечно, местным музыкантам: в лайн-апе значились такие группы, как, например, Monorailcat, а также «Свиные ушки и мармеладные зверушки» («Звезда» эти группы пока не слушала и не знает, советовать ли их читателям, но названия классные).

В тот же день в овраге состоялись первые экскурсии — историческая и ботаническая. Горожане, в сознании которых овраг стал потихоньку проявляться, узнали, что, во-первых, в этой зоне довольно самобытная флора, а во-вторых, овраг имеет важное историческое значение. Весь Нижний Новгород, по сути, начинался с этого оврага (точнее, с того места, где спрятанная в трубу речка Почайна впадает в Волгу, но это уже детали).

Современный вид Почаинского оврага Фото: the-village.ru/village/city/situation/277278-zastroyat-ili-sohranyat-pochainskiy-ovrag

Музыкальную часть фестиваля предваряли дебаты, на которых, по замыслу организаторов, сторонники уничтожения оврага должны были поспорить с его противниками. Предполагалась битва «два на два», но целых двух «сторонников» не нашлось — за них пришлось отдуваться одному нижегородскому блоггеру.

Кажется, усилия общественников возымели некоторый успех: летом прошлого года The Village сообщила о том, что по крайней мере часть оврага будет отдана под парк. Но до конца истории ещё далеко: осенью в Нижнем проходили публичные слушания, из которых стало ясно, что застройщик не собирается отказываться от своих планов. В связи с этим местные жители устроили пикет под лозунгами «Сохраним овраг зелёным» и «Застройка оврага — захват общественного пространства». Уже в январе этого года поступила новая хорошая новость: против застройки выступил мэр города. Но пока чёткое однозначное решение не принято, борьба продолжается, а третий фестиваль «Не засыпай» уже намечен на лето 2019 года.

***

Репортажи с дискуссий, посвящённых проблемам малых рек, которые прошли в рамках фестиваля «Экология пространства в долинах малых рек» в 2017 и 2018 году.

Тесты «Звезды» про малые реки: «Стикс, Рай или Танатос?» и «Это не говнянка»

«У меня есть мечта»: пермяки рассуждают о будущем малых рек.

«Как будто оказались в другом мире». Тестируем путеводитель по Уинке.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+