X

Новости

Вчера
2 дня назад
20 августа 2019
Фото: Иван Козлов

Рождественские вертепы в Перми как символ наивного искусства

Принято считать, что стилизованное изображение грота, в котором родился Иисус Христос, популярно в основном у католиков. Но такое представление ошибочно: чтобы это понять, достаточно взглянуть на любой пермский храм или церковь в первой половине января.

Скорее всего, у входа обнаружится слегка неуклюжее, сложенное из еловых веток полукруглое сооружение. Это и есть вертеп — священная пещера Рождества.

Сегодня на сайтах, посвящённых продаже всяких праздничных безделушек, можно купить практически всё для обустройства собственного «домашнего» вертепа. Правда, надо сказать, что цены там иногда заоблачные, в особенности это касается главных фигурок — младенца Иисуса и Девы Марии. Оно и к лучшему — если бы стандартные, отлитые за заводе Марии и Иисусы пользовались популярностью, рассматривать самодельные пермские вертепы вряд ли было бы так интересно. Тогда они не были бы уникальными произведениями, в которые авторы вложили всю свою фантазию и какие-никакие дизайнерские навыки.

Сам грот чаще всего делают так же, как обычную снежную фигуру на детской площадке: формируют из плотного снега полукруглый сугроб с выемкой, а затем заливают водой, чтобы затвердел и не разваливался. Но так поступают далеко не везде. В Перми можно увидеть вертепы, основой для которых послужил металлический ящик (как в Соборе Петра и Павла), клетка-купол из железных прутьев (как в Храме Святых Царственных Страстотерпцев на Нагорном) или, например, садовая теплица (как в церкви целителя Пантелеймона).

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Вертеп — это не в полной мере сакральный объект, скорее, он проходит по ведомству праздничной традиции. Соответственно, не существует и строгих канонов его возведения — важно только придерживаться главной «сюжетной линии». В хрестоматийной сцене, как известно, задействовано не так уж много персонажей: дева Мария, святой Иосиф, сам младенец, реже — ангелы, овечки, разные другие животные или волхвы, если речь идёт именно о сцене поклонения волхвов. Всё остальное — полностью в компетенции прихожан, волонтёров или служителей того или иного монастыря.

При обустройстве вертепа в ход идёт практически всё: цветная бумага, самодельные и электрические гирлянды, куклы, статуэтки, детская мебель, картон, фанера, бижутерия, ёлочные украшения, безделушки из магазина сувениров, мерцающие шары на батарейках, садовые скульптуры...

Фото: Иван Козлов

Обычно строители стараются, чтобы все главные персонажи были в наличии, однако и тут возможны варианты. Вместо младенца в яслях может оказаться икона, сюжет которой воспроизводит всё ту же рождественскую сцену (как в Свято-Троицком кафедральном соборе), а иногда на соломе не обнаруживается ничего, кроме ящика для сбора пожертвований (как у дверей Успенского женского монастыря).

Фото: Иван Козлов

Вот и выходит, что по своей форме вертеп зачастую выглядит как этакая «наивная инсталляция». Вертепы — во всяком случае, те, что можно увидеть в эти дни в Перми, — и правда тяготеют к «наиву» по ряду признаков — таких, например, как отсутствие у авторов специальной подготовки, их творческое бескорыстие и использование самого разного материала. В этом, однако, нет ничего страшного. Минимум предписанных формальностей, добрая воля и художественные способности храмовых служителей заставляют относиться к вертепу не со строгим почтением, но с доброй легкомысленностью, вполне уместной в Рождество.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+