X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 января 2019
Фото: Диана Корсакова

«К нам едет Пересвет». Народные чаянья в разговоре Захара Прилепина с читателями в Краснокамске

Бывают такие события, которые проходят «мимо радаров» многих СМИ и остаются практически незамеченными. В прошлом году таким событием стал декабрьский визит в Пермский край Захара Прилепина. Про приезд в Краснокамск на встречу с читателями писателя, признанного по итогам опросов за прошлый год одним из самых известных в стране (круче только Донцова и Пушкин), написано было до обидного мало. Мы специально съездили в Краснокамск, чтобы услышать, о чём же будет говорить Прилепин с читателями, но гораздо интереснее оказались не ответы писателя, а вопросы людей. Народ спрашивал не столько о литературе, сколько о положении дел в стране и о том, почему всё так плохо. Эта встреча наглядно показала, что обычным людям поговорить об этом, кроме как с литератором, просто не с кем. А выговориться им просто необходимо.

«Я пришёл из России»

Встреча с Захаром Прилепиным проходила в Краснокамском ДК «Гознак». Этот дом культуры окружён необычными домами вроде как сталинской застройки, которые непременно привели бы в восторг коллегу Ивана Козлова. Сам ДК «Гознак» — типовой сталинский дом культуры с колоннами на фасаде и в холле, лепниной в зале. Такие здания ещё можно найти как на окраинах Перми, так и в городках края.

Фото: Диана Корсакова

От аутентичности этого здания у меня и фотокора Дианы сразу захватило дух, ведь оно выглядит некой капсулой времени. Удивительно, как до 2018 года смогли дожить в такой сохранности краска, полы и даже деревянные, обитые «кожей молодого дерматина» кресла в зрительном зале с шикарной люстрой. От этого всего казалось, что на здание практически не наложила отпечаток современность, и оно по-хорошему застряло где-то в межвременьи — то ли в позднем СССР, то ли в ранних 90-х. Пожалуй, невозможно придумать более соответствующего места для творческой встречи с Захаром Прилепиным.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Для одних он упоротый имперец, сталинист, «ватник» и даже террорист-убийца. Для них дикостью выглядит то, что Прилепин — национал-большевик (хотя под новый год основатель партии Эдуард Лимонов исключил Прилепина из её рядов), бывший советник президента ДНР Александра Захарченко и — до недавнего времени — заместитель командира батальона спецназа Донецкой республики в звании майора. Для других людей Захар Прилепин — это один из самых известных российских писателей нашего времени, обладатель всех престижных литературных премий страны, публицист, телеведущий, музыкант, актёр и много ещё кто, выражающий близкие и понятные народу мысли о его прошлом и настоящем. Скорее всего, именно к ним и относятся те, кто пришёл на встречу с писателем субботним декабрьским днём в краснокамский дом культуры.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Это подтвердил директор краснокамского завода металлических сеток Дмитрий Пищальников, взявший слово перед началом вечера. Именно этот завод и организовал приезд Прилепина в Краснокамск и снял ДК, установив цену за билеты всего лишь в 100 рублей, просто чтобы отбить аренду. Пищальников говорил, что «Захар даёт нам всем надежду и пробуждает в нас самосознание», а также то, что они нуждаются в таких людях, которые помогают преодолевать трудности.

Фото: Диана Корсакова

Судя по тому, что зал был практически полный, и в нём было много молодёжи, людей среднего возраста и пенсионеров, всем этим людям было необходимо что-то подобное. Правда, уточнить это оказалось очень трудно — краснокамцы были собраны и молчаливы, до и после встречи говорить о ней с журналистом не захотели, но пару человек всё же удалось расспросить. Например, пенсионер Игорь Львович ни одной книги Прилепина не читал, он их в своём родном Краснокамске просто не видел до этого самого дня, когда их продавали в фойе перед началом встречи. Бывший энергетик видел писателя в его передаче «Уроки русского» на НТВ (её, кстати, крутили на экране на сцене, пока собирались зрители), и ему очень понравились то, что в ней говорит Прилепин. Игорь Львович даже собирался задать ему несколько вопросов.

Фото: Диана Корсакова

Тамара Александровна тоже знает Захара Прилепина по «Урокам русского», но ещё смотрит в интернете все его встречи с читателями в других городах и читает роман «Обитель». Она рассказала, что если бы встреча с писателем проходила в Перми, то она бы непременно поехала. Как оказалось, и на эту встречу в Краснокамске приезжали люди из других городов — в одной из записок писателю передали привет из Каменск-Уральского.

«Всё, что должно разрешиться...»

Непосредственно встреча с писателем шла полтора часа. Вначале Захар Прилепин удивился тому, что постоянно на встречи с ним приходят люди, ведь ему нечем их развлечь. Рассказал о своём псевдониме, ведь вообще-то писателя зовут Евгений, а Захаром звали его деда, и почему-то также называли его отца. Это родовое имя он взял как позывной во время службы в ОМОНе, а когда написал свою первую книгу — роман о войне в Чечне «Патологии» — решил подписать её как Захар Прилепин. Зрителям он сказал, что называть его можно, как им удобнее: Захар или Евгений Николаевич.

Фото: Диана Корсакова

Прежде чем перейти к ответам на вопросы из записок, которые желающие бросали в специальный аквариум у края сцены, Захар Прилепин полчаса рассказывал о Сергее Есенине, поскольку сейчас он пишет биографическую книгу о поэте. Писатель говорил, что про Есенина написаны тысячи книг, но его фигуру до сих обсуждают и вокруг неё полно мифов. Например, об отношениях Есенина и большевиков, или о том, что «прогрессивная публика» того времени воспринимала его только как деревенского хулигана с матерными частушками, хотя он, на самом деле, был далёк от этого образа.

После этого длинного монолога о Сергее Есенине, о литературе в тот вечер почти не говорили, и было лишь несколько вопросов о планах Прилепина и об одном его рассказе, который сам писатель не смог вспомнить. Людей интересовали актуальные проблемы и новости.

Фото: Диана Корсакова

Разумеется, Захара Прилепина спрашивали о его назначении завлитом в МХАТ им. Горького, после того, как худруком там стал хорошо известный пермякам Эдуард Бояков, ведь встреча проходила на той же неделе, когда появилась эта новость. Прилепин отвечал, что это его миссия, и это вполне нормально, когда писатель идёт работать в театр. Ведь, по его мнению, советский театр в 1920-30-е годы, когда стало понятно что необходимы новые пьесы, которые осмысляют действительность и создают новый театральный язык, тоже создавали писатели. Захар Прилепин считает, что сегодня перед театром стоит такая же задача — обратить внимание на современность через произведения современных писателей. Видимо, про многочисленные конкурсы современной драматургии и то, что, например, пьесы писателя Дмитрия Данилова сегодня являются одними из самых популярных в российском театре, Эдуард Бояков Прилепину не рассказал (а может, он и сам не в курсе).

Но по большей части на встрече зрителей интересовали проблемы политические и социальные. Разумеется, спрашивали про ситуацию на Донбассе. На вопрос, почему войска народных республик не идут вперёд, Прилепин ответил, что идти они могут, но непонятно куда и зачем наступать (а когда наступают, то из «одной соседней страны» перестают поставлять топливо для техники), и просто хотелось бы, чтобы на Донбассе перестали стрелять. Про российские войска на Украине бывший майор армии ДНР рассказал, что 95 % ополченцев — это уроженцы республик, но иногда, по его словам, появляются «какие-то люди»: «и ты сразу видишь, что это не ополченцы: по тому, как они выглядят, смотрят и не здороваются. Ты сразу понимаешь, что они приехали откуда-то из другого места, выполнят свою задачу и всё будет просто прекрасно». Но иностранные специалисты, например, НАТОвские офицеры, появляются и на противоположной стороне. Своё участие в этой войне Прилепин не считает ошибкой, но жалеет, что ДНР и ЛНР не дают развиваться самостоятельно.

Фото: Диана Корсакова

Несколько раз задавали вопросы о телевидении — нашем и украинском. Например, стоит ли верить передачам вроде «60 минут» и «Время покажет», на которые часто ходит Захар Прилепин, и почему наше телевидение показывает всякую, по словам зрителя, «блевотину». На последнее писатель ответил лаконично: показывают, потому что смотрят, из-за упавшего уровня культуры. Здесь Прилепин привёл в качестве метафоры пророческий, по его мнению, фильм «Человек с бульвара Капуцинов», где все усилия мистера Фёрста по облагораживанию населения с помощью кинематографа спустил на нет мистер Секонд со своими жестокими фильмами. О российских политических передачах Захар Прилепин сказал, что это шоу, но у нас, в отличие от Украины, готовы тратить деньги на то, чтобы привозить лучших экспертов оттуда, а вот там наши никогда не выступят, потому что та сторона к диалогу не готова. И как бы не врали наши СМИ, на Украине пропаганды и фейков гораздо больше. Про это писатель рассказал на своём примере, что за время пребывании на Донбассе про него сочинили сотни порой абсолютно противоположных новостей.

«Terra Tartarara. Это касается лично меня»

Больше культуры, литературы и даже внешней политики людей интересовало в первую очередь то, что происходит сейчас со страной. Об этом вопросов было задано больше всего, и они были злее и болезненнее. Люди в открытую спрашивали, не погибает ли Россия как страна. Тут Прилепин отвечал утешительным «нет» и вспоминал, что в Смутное время России как государства вообще не было, но она смогла восстановиться, и сейчас он не думает, что мы потерям страну. Писатель считает, что Россия очень собранная страна, в отличие от Европы.

В ответе о нашей национальной идее Захар Прилепин процитировал замечание академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва о том, что в древнерусской литературе нет аналога слову «прогресс». И что летописцы переписывали один и тот же текст из века в век, и если случались какие-то новые события, их добавляли к уже имеющемуся тексту и меняли лишь имена князей. Так, по мнению писателя, и в русской истории: из века в век мы ходим по одному кругу, совершая одни и те же ошибки, получая одни и те же уроки, но с каждым витком становясь чуть старше и чуть умнее.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

При этом среди проблем нашего общества Прилепин называл то, что сейчас у нас будут стравливать стравливать не либералов с патриотами или западников и славянофилов, а красных и белых, провоцируя споры, вроде «за или против памятника Дзержинскому» и голосования за имена аэропортов. Писатель считает, что сейчас проблемой является то, что «либералы, западнически и оппозиционно настроенная публика» отвечает за хорошие вещи, вроде экологии, правозащиты, защиты заключенных, борьбы со свалками и так далее. И как только случается какая-то проблема, они её «окучивают». При этом патриоты отвечают только за репрессии, за то, чтобы что-то запретить, и ссылки на Магадан». Захар Прилепин прямо заявил, что нужно создавать гражданское патриотическое общество, чтобы патриоты могли говорить не только «Сталина на вас нет», а строить гражданское общество и спокойно выходить на митинги, проявляя себя в качестве людей, отвечающих за страну.

Фото: Диана Корсакова

Кроме таких вопросов, было ещё несколько записок — длинных, сложносочинённых, практически писем, в которых (впрочем, как и в других записках) чувствовалось, насколько же людям страшно, больно и непонятно жить. На все эти вопросы Прилепин отвечал подробно, а про одно «письмо» даже сказал, что возьмёт его с собой. Пожалуй, из этого можно сделать главный поразительный вывод этой творческой встречи — наш народ всё прекрасно понимает, несмотря на долбящую в уши пропаганду. Люди всё осознают, всё чувствуют, но обсудить им это не с кем. И пожаловаться тоже некому. А хочется, потому что жить действительно сложно и непонятно. А кому ещё обратиться простому россиянину, как не к русскому писателю. Ведь писатель у нас всегда больше, чем писатель. Россия литературоцентрична даже сейчас, и поэтому писатели всё ещё властители дум. Вот и получается странная ситуация — что единственную возможность выговориться и успокоиться дала им только встреча с таким писателем, как Захар Прилепин.

Фото: Диана Корсакова

Конечно, можно по разному относиться к его деятельности (противоречивой) и творчеству (цельному). Но он легко приехал в неведомый Краснокамск, собрал полный зал простых рабочих и горожан, и честно отвечал на наболевшие вопросы Игорей Львовичей и Тамар Александровных, выслушивая, что их гложет, и помогая сориентироваться в нашем непростом мире. А это, согласитесь, достойно хотя бы понимания. К тому же, кто ещё из наших современных писателей так сможет? О том, что людям всё это было необходимо, красноречивее всего говорит самый поразительный для меня момент той встречи. Полутора часов людям было явно недостаточно, и после того, как Прилепин закончил официальную часть, к нему на сцену выстроилась огромная очередь, даже длинней, чем в подвальный гардероб ДК, из желающих подписать книги и задать ещё какой-нибудь вопрос.

Фото: Диана Корсакова

P.S.: В качестве заголовков в тексте использованы названия публицистических книг Захара Прилепина

***

Читайте также: Репортаж с творческой встречи с Захаром Прилепиным, которая прошла в библиотеке имени Горького в 2015 году.