X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Праздник, который нас вырастил. Отпускаем фестиваль KAMWA по реке времени

Фото: Галина Сущек

Они носят длинные платья в цветах, браслеты на босых ногах и венки. Специальная одежда лежит в шкафу год, или пришлась по душе и носится просто так. Они отличают форму ханга от рав-драма, звук дудука от флейты и подпевают Волге, хотя это и сложно. Они знают, как вызвать такси в Хохловку, как поставить палатку, как пробраться в лагерь через лес, минуя охрану, и за год знают, где будут в последние выходные июля. Были ли они такими 13 лет назад, когда не было фестиваля KAMWA?

Фестиваль принёс в Пермь особую культуру поведения, научил слушать музыку и самозабвенно танцевать, воспитал особый этнофутуристический вкус. Это был безопасный и комфортный open-air, где каждый мог найти себе место.

Но это о гостях. Каждая минута фестиваля была слеплена десятками творческих людей. Фестиваль Kamwa подарил возможность многим музыкантам впервые выступить на большой сцене, почувствовать вкус этого праздника и встретить тех, кто им близок по духу. Несмотря на имевшиеся внутренние сложности, у «Камвы» много друзей.

Дарьяна Антипова, музыкант группы «Веданъ Колодъ»

— Впервые мы приехали на «КАМВУ» в 2006 году, фестиваль проходил в городе, сцена была установлена на спортивном поле (эспланаде что ли?). Под наше выступление проходил показ мод, налетел шторм, который посетители фестивали помнят до сих пор, и там же мимо проходил Максим, с которым мы с тех пор дружим. Затем мы приехали в 2007, было очень много интересных событий, и уже тогда мы поняли, насколько высок уровень фестиваля.

Дарья Антипова. Фото: из архива Веданъ Колодъ

Это мой любимейший фестиваль в России, а объездили мы 95 % фестивалей в стране и очень много за рубежом. Даже для Европы уровень «Камвы» — очень высок.

«Камва» дала нам, во-первых, друзей и коллег, с которыми мы до сих пор общаемся и дружим — группа «Саттума», «Мерема». Во-вторых, подняла для нас планку. В этом году — шанс провести первую в России конференцию для специалистов в этно-индустрии — директоров фестивалей, этно-лейблов, журналистов, освещающих жизнь этно-музыкантов.

KAMWA — уникальное явление для России, музыка здесь всегда интересна и всегда это топовые фолк- и этно-музыканты, например, в этом году была группа «Месечинка» из Венгрии, и открытие для меня — воронежская группа Bad Bad Roxanne, под которую мы смотрели лунное затмение. Логистика и вообще каждый шаг на этом фестивале продуман до мелочей — освещение ночью, саундчеки, джем-сейшены, этно-показы. KAMWA — идеальный фестиваль, и низкий поклон Наталии Шостиной за ее нереальную работу и талант.

Евгений Цвет, группа «Лаборатория ветра»

— Участие в «Камве» было для нас важным, поскольку это ключевой региональный фестиваль этнической, фольклорной музыки в Прикамье. С Наталией Шостиной нас связывают давние партнерские отношения. В начале 2000-х мы вместе с проектом Post Vog (танцевальный проект Шостиной) организовали совместный концерт Ирландской музыки. Затем неоднократно, когда уже Наталия была соорганизатором и участником различных фолк-фестивалей (задолго до «Камвы»), были в числе приглашенных на разных площадках, в том числе и с ее подачи. И за это ей, конечно, благодарны.

Выступление «Лаборатории ветра». Наталия Шостина — четвёртая слева. Фото предоставил Евгений Цвет

Наше общение дало трещину, когда на одном фестивалей в Ижевске мы посмели выйти на сцену полуголыми. Владимир Белобородов, лидер «Лаборатории», решил перед выходом на сцену нанести ирландские узоры на верхнюю часть тела. Помню, Наталья бурно отреагировала на это, заявила, что так нельзя и это было для нее «ударом» и «шоком». В общем, мы попали в блэк-лист, как нам казалось. Конечно, мы смотрели на это спокойно. «Лаборатория ветра» никогда не была чисто фольклорным коллективом. Мы активно и по сей день выступаем на рок-площадках как регионального («Рок-Лайн»), так и всероссийского уровня («Окна открой»). Другое дело, что на «Камве» мы не появлялись до 2017 года ни разу. В 2017 «Камву» посетила знаменитая группа KILA из Ирландии, и за полгода до мероприятия мы выслали Наталии Шостиной предложение сыграть «Лаборатории ветра» на фестивале и дополнить ирландский колорит уральской группой.

Нам было важно в своей музыкальной системе координат выступить, прикоснуться к этой истории. Потому что музыкальная часть, подбор коллективов, звукорежиссура всегда были на фестивале на высоком уровне. Безусловно, жаль, что «Камва» заканчивается. По уровню организации, подбору музыкантов и качеству звука, пожалуй, ему в крае нет равных и не будет. Лубочный «Зов Пармы» или «Огни Гефеста» — они совсем узкоформатные. «Рок-лайн» — он просто другой: и по духу, и по качеству зрителя, и по репертуару, другое дело, что и его существование под вопросом. Мне кажется, «Камва» вернется, не сейчас, потом. В другом обличии, с другим бюджетом и иным наполнением. Этно-культура востребована, в этом у меня нет никаких сомнений.

Алексей Деревлев, группа Asketics

— Закончилась «Камва-2018», и мы уехали домой, переполненные добрыми эмоциями и теплыми чувствами. Я был несколько раз на этом фестивале, который в этот раз был тринадцатым и, по традиции последних лет, «последним», по заверению создателей. Не знаю, как сложится дальнейшая судьба этого проекта, но очень хочется верить, что он будет жить, несмотря ни на что. Восхищаюсь энтузиазму и самоотверженности, верности своим идеалам и колоссальной работе людей, которые устраивают это уникальное событие, как я понимаю, практически без поддержки местных властей или спонсоров. И даже наоборот, преодолевая препоны и сопротивление, жадность и алчность тех, кто, казалось бы, должен помогать.

Трио Asketics на фестивале в 2013 году. Фото из архива Asketics

Радуюсь видеть неизменный основной состав организаторов, ведущих, прокатчиков и прочих незаменимых соратников, участвующих в этом — за идею, во имя добра. Они дают нам возможность получить эти яркие эмоции, объединиться в эйфории культурного праздника, сочетающего в себе такое множество творческих людей, и насладиться прекрасной музыкой совершенно разных жанров, времен, стран и этносов. Еще и на таком качественном уровне организации, приема, гостеприимства и детской непосредственности, без всякого пафоса или умысла. Просто из желания сделать что-то хорошее, доброе — не для себя а для всех.

KAMWA — действительно уникальное, яркое и замечательное событие, каких практически нет в нашей стране, и на которое надо ровняться! Пермь, вы можете гордиться, что у вас есть, была и, я надеюсь, будет KAMWA. И такие замечательные люди, которые дарят нам этот праздник добра и света в океане алчности, потребительства, падения культурных ценностей, утраты самоидентификации и потери гордости за самих себя и свое великое прошлое. Низкий поклон вам! Да прибудет с вами сила! Будьте здравы, любимы и счастливы!

Владимир Вахрамеев, этно-дуэт «ШАМАНАКАМА»

— Принимать участие в фестивалях такого уровня — это своего рода признание для музыканта. Вместе с этим и большой урок. Ты играешь на одной площадке с опытными, интересными и глубокими музыкантами, можно многому научиться. Это большая ответственность, обогащающий опыт. Участие в фестивале стимулировало играть лучше, делать творческий материал богаче и интереснее.

Владимир Вахрамеев. Фото из архива «Шаманакама»

Организация «Камвы» — на очень высоком уровне. Чувствуется участие и внимание, начиная с главного организатора Наталии, заканчивая волонтерами. Особенно приятен технический уровень оборудования сцены и места, где проводится фестиваль. Например, играть фолк- и этно-музыку в Хохловке, на берегу Камы — это особые, непередаваемые ощущения.

То, что я перестал участвовать, никак не связанно с самим фестивалем. Это, скорее, период в жизни. То, что я раньше нес через музыку, для меня перестало быть актуальным, а нового высказывания пока не родилось. Я решил сделать паузу в концертной деятельности, остаться наедине с собой. Больше слушаю музыку, чем играю, читаю, работаю, наполняюсь.

О фестивале в основном приятные воспоминания, и жаль, что заявлено то, что он последний. Но я по-своему понимаю организаторов, поскольку раньше и сам организовывал множество концертов — это изнурительно. Надеюсь, что у организаторов «Камвы» (быть может, после восстановительной паузы) будут впереди еще такие интересные и живые проекты.

Иван Степанов, Упалинаушиs

— Моё знакомство с «Камвой» и её создателями произошло в 2006-м году. Концепция фестиваля срезонировала с моими идеями и мироощущением на тот момент, и на протяжении двух лет мы очень близко общались и сотрудничали с Эдуардом и Наташей. За это время я получил опыт выступлений на самых разных площадках, мы записали две песни для диска-компиляции. После наши творческие пути разошлись, но мы продолжаем тепло общаться по сей день. Организаторы KAMWA вкладывают всю душу в своё детище, думаю, в этом причина особенной атмосферы фестиваля. Это были прекрасные 13 лет.

Иван Степанов на KAMWA в 2018 году. Фото: Галина Сущек

Марина Суханова и Маруся Крысова, ансамбли «Триголос», «Суюрка»

— За что мы благодарны «Камве»? За саму идею фестиваля и его авторскость. За привезённые «Душеполезные песни» Сергея Старостина и «Даха Браха». «Антологию традиционного фольклора народов Прикамья» — теперь всегда есть, что подарить заезжему фольклористу. За сотрудничество на этноднях и на «Празднике нового хлеба» — соответственно, за стимуляцию творческой мысли. Интересное общение и ценный жизненный опыт.

Музей «Хохловка». Маруся Крысова, Маремьяна Суханова и Екатерина Лившиц. Из архива Марины Сухановой

***