X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
29 марта 2020
28 марта 2020
27 марта 2020
Фото: Никита Чунтомов

Триумф женщины и режиссеров. Пермская опера рассказала о планах на ближайшие два сезона

Пермский театр оперы и балета открывает два новых сезона серией спектаклей, созданных российскими режиссерами — Василием Бархатовым, Константином Богомоловым, Маратом Гацаловым, Максимом Диденко и Евгенией Сафоновой. Спектакли будут объединены архетипами женских образов. Другая новация — возвращение к репертуарному театру.

Сегодня, 19 февраля, в Пермском театре оперы и балета состоялась пресс-конференция. На ней генеральный директор Андрей Борисов, главный дирижер Артем Абашев и главный режиссер Марат Гацалов рассказали о планах театра на ближайшие сезоны — 20/21 и 21/22.

«Мы молчали полгода, но это не значит, что мы не работали. Все это время мы готовились к рывку, чтобы показать художественный результат», — начал Андрей Борисов, намекая на то, что в новом театральном сезоне, который начался в сентябре прошлого года, театр не выпустил ни одной премьеры, за исключением детской оперы «Терем-Теремок». По его словам, эти шесть месяцев были нужны театру, чтобы восстановить работу оркестра и руинированного хора. В июне прошлого года, после Дягилевского фестиваля, Теодор Курензис оставил пост художественного руководителя Пермской оперы и уехал в Санкт-Петербург. По данным интернет-журнала «Звезда» вместе с ним уехало не менее 100 музыкантов, самые большие потери понес хор.

Артем Абашев был краток. Он сказал, что за эти месяцы удалось собрать оркестр заново, музыканты притирались друг к другу. Сейчас они чувствуют себя хорошо и уверено.

«На последнем концерте (речь идет о концерте-презентации Камерного оркестра Пермского оперного, — прим. редакции) мы пересеклись в одной точке музыки. И когда происходит это пересечение, возникает ощущение света, понимание того, куда тебе нужно двигаться. Все переживания, которые были у музыкантов, остались в прошлом. Каждый понимает, что он может развиваться и идти дальше на самом высоком уровне. Приглашая в наш дом выдающихся режиссеров и дирижеров», — сказал он и ушел репетировать «Маленькую торжественную мессу» Россини, которая будет исполнена 22 февраля.

Андрей Борисов рассказал о новой должности. В конце прошлого года Марат Гацалов стал главным режиссером театра. По словам Борисова, «задача Гацалова не превратить Пермскую оперу в театр одного режиссера, а выдержать эстетический коридор, обеспечить преемственность из одной эпохи в другую, чтобы она была понятна для зрителей и тех, кто работает в театре, и чтобы появились новые форматы в работе театра, а люди ощутили ветер перемен».

Генеральный директор вспомнил, что 2010-е прошли в Пермской опере под знаком современного европейского театра: авторами ключевых премьер минувшего десятилетия стали всемирно известные режиссеры Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, Роберт Уилсон и Теодорос Терзопулос. Однако сейчас, по словам Борисова, театр сменил вектор: вместо привлечения европейских режиссеров он будет привлекать современных российских режиссеров молодого и среднего возраста. В новых сезонах публика увидит серию спектаклей, созданных Василием Бархатовым, Константином Богомоловым, Маратом Гацаловым, Максимом Диденко, Евгенией Сафоновой. «Мы хотим инвестировать в российскую режиссуру», — сказал Борисов.

Марат Гацалов рассказал, что для некоторых из этих режиссеров постановки в Перми станут дебютом на большой оперной сцене. В декабре 2020 года состоится премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. Главный дирижер театра Артем Абашев, под управлением которого в минувшем сезоне это произведение Прокофьева дважды прозвучала в концертном исполнении, выступит музыкальным руководителем спектакля в постановке Филиппа Григорьяна.

Надо отметить, что Григорьян появился в Перми во время «культурной революции». Эдуард Бояков пригласил его в качестве режиссера в «Сцену-Молот». А свою карьеру на оперной сцене он начал в 2011 году с постановки «Человеческого голоса» Франсиса Пуленка и Medeamaterial Паскаля Дюсапена.

В марте 2021 года Пермская опера представит премьеру «Кармен» Жоржа Бизе. Спектакль, созданный в соавторстве с дирижером Филиппом Чижевским, станет дебютом Константина Богомолова на большой музыкальной сцене — свой первый оперный спектакль, «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя, режиссер выпустил в 2018 году на малой сцене Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко. Сезон 2020/2021 завершит премьера «Иоланты» Чайковского в постановке Марата Гацалова.

В конце 2021 года Пермская опера представит премьеру «Саломеи» Рихарда Штрауса в трактовке Евгении Сафоновой — для нее этот спектакль станет первым опытом работы на музыкальной сцене. Весной 2022 года театр выпустит премьеру «Фауста» Шарля Гуно в постановке Василия Бархатова, возвращающегося в Россию после длительного перерыва — последний раз на отечественной оперной сцене режиссер работал в 2014 году. Сезон 2021/2022 театр завершит премьерой оперы «Лулу» Альбана Берга в режиссуре Максима Диденко.

Однако до конца 2020 года пермская публика не увидит премьер. В театре планируют возобновить оперу «Богема» и балет «Шут». А в мае состоится Дягилевский фестиваль, его программа будет обнародована позже.

Андрей Борисов заметил, что и Артем Абашев, и Марат Гацалов открыты всему миру, поэтому в новых постановках будут принимать участие разные талантливые режиссеры и дирижеры. Он назвал новый театральный сезон «концептуальным», потому что в каждой премьере есть архетипы женских образов: Кармен, Иоланта, Саломея, Лулу.

«Концептуальных сезонов у нас не было, наш театр был эксцестный. Появилась идея — появилась новая вещь: быстро, дорого, всем нравится. Сейчас у нас плановость на много лет вперед. В афише появится „Иоланта“ не просто так, постепенно мы будем возвращать в театр произведения Чайковского. Это — начало», — сказал он.

Марат Гацалов сказал, что не увидел в новом сезоне никакой «турбулентности».

«О чем вообще речь? Я пришел работать в один из лучших театров мира. Евгений Воробьев (главный хормейстер, — прим. редакции) и Медея Ясониди (руководитель оперной труппы, — прим. редакции) — настоящие профессионалы. Пермяки должны носить этот театр на руках».

По его словам, проблема была одна — четко выстроить репертуарную политику на несколько сезонов вперед, чтобы синхронизировать работу творческой команды и производственных цехов. Он также сказал, что важно, чтобы новые постановки были показаны не два-три раза, а стали частью репертуара. «Мы бы хотели построить репертуарный театр. Это одна из ключевых позиций», — добавил он.

В конце пресс-конференции Марат Гацалов сказал, что театр ведет переговоры и с Дмитрием Черняковым (российский оперный режиссёр, многократный лауреат премии «Золотая маска», — прим. редакции) о постановке. Однако график его работы расписан на много лет вперед. На вопрос корреспондента интернет-журнала «Звезда», не собирается ли музыкальный театр инвестировать не только в российскую режиссуру, но и в современных российских композиторов, Андрей Борисов ответил утвердительно: собирается. Марат Гацалов сказал, что театр уже заказал оперу Сергею Невскому.

***

Ранее мы писали о том, как после отъезда Теодора Курентзиса Пермский театр оперы и балета ищет новое звучание

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь