X

«От шабаша до шабаша»: Сказка, добрая до ужаса

105статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Полина Безматерных

Камерный театр «Новая драма» известен своим умением работать с серьёзной драматургией. Но в юбилейный, пятнадцатый сезон коллектив этого театра, выпускающего всего одну премьеру в год, решил пойти на эксперимент по освоению нового жанра, с которым в «Новой драме» не работали никогда. И вот, в конце января в камерном театре прошла премьера спектакля «От шабаша до шабаша» — приключенческой истории для всей семьи.

Для освоения несвойственного для «Новой драмы» жанра режиссёр и худрук театра Марина Оленёва выбрала пьесу Дамира Салимзянова «От шабаша до шабаша», написанную по мотивам повести Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга».

Маленькая Ведьмочка (Марина Зверева), которой всего-то 127 лет, мечтает на ежегодном шабаше в Вальпургиеву ночь танцевать на горе Блоксберг вместе с другими колдуньями. Но из-за малолетства, ведьмочке это строго запрещено, а за самовольное посещение шабаша её наказывают старшие коллеги. Чтобы получить законное право попасть на праздник, героине нужно через год сдать экзамен и доказать, что она хорошая ведьма. В обучении ей помогает мудрый друг и наставник — ворон Абрахас (Алексей Корсуков). Вместе они учатся колдовать, путешествуют, помогают добрым людям и наказывают злых. Хотя хорошей ведьме полагается делать плохие дела. Но в конце Маленькая Ведьмочка, вопреки другим колдуньям, решает делать только добро.

Фото: Полина Безматерных

Мораль простая, внятная и как нельзя лучше подходит для детской аудитории, тем более что преподносится она весьма наглядно. Но в «Новой драме» рассказывают эту историю с помощью эклектики и постмодернистских приёмов. Разные стили в этом спектакле заметны, прежде всего, в его внешнем оформлении. Художница Любовь Мелехина причудливо перемешала очень полярные стили. Герои носят вполне современные костюмы. При этом тут есть элементы позднего Средневековья в виде знаменующих смену времён года полотен Брейгеля-старшего и картинок с чудовищами из старинных бестиариев. Но большая часть скромных декораций напоминает стимпанк, благодаря тому, что это оформление сделано из всякого хлама, принесённого неравнодушными гражданами по просьбе театра.

Фото: Полина Безматерных

Эта внешнее разнообразие подчёркивает внутреннюю разноголосицу спектакля. Ведь каждое приключение Маленькой Ведьмочки сделано в особой манере, со своим ритмом и приёмами. Марине Оленёвой и артистам «Новой драмы» удалось сделать так, чтобы в «От шабаша до шабаша» органично переплетались вместе танцы ведьм, магический урок вежливости для вредного лесничего, гипнотизирующий покупателей торговец, танцующие звёзды для заблудившихся детей, весёлые полёты на метле, защита снеговика от хулиганов и прочее весёлое колдовство. Правда, большинство визуальных эффектов, благодаря которому это колдовство возникает на сцене, оценят только юные зрители. Взрослым они могут показаться довольно простыми на вид. Зато посмеяться взрослые и дети могут вместе. И не только посмеяться. В отличие от большинства постановок для детей, в этом добром и весёлом спектакле не стесняются в нужной мере напугать зрителя. Ведь слетающиеся на шабаш злые ведьмы, действительно, выглядят устрашающе, и каждое их появление навевает легкий ужас.

Но на контрасте с этим мраком ярче выглядит всё остальное задорное действие и особенно сама Маленькая Ведьмочка. У Марины Зверевой получается изобразить её этакой взбалмошной хулиганкой, себе на уме, которой сначала приходиться поплатиться за свой неугомонный нрав, а под конец серьёзно измениться, направив свой подростковый бунт против настоящего зла. На чрезмерное свободолюбие намекает даже внешний вид ведьмочки — она одета как байкерша, и метла у неё уж очень похожа на мотоцикл. И погонять на ней она любит. Ворон Абрахас, сыгранный Алексеем Корсуковым, наоборот, вдумчив, рассудителен и спокоен, ведь ему постоянно приходиться осаживать свою юную подопечную.

Фото: Полина Безматерных

Остальных героев спектакле играют всего четверо артистов: Михаил Шестаков, Елизавета Тарасова, Дмитрий Тронин и Мария Сысоева. Они легко в короткое время переходят из роли в роль, меняя маски. Причём буквально, ведь в большинстве случаев лица второстепенных персонажей скрыты, что не мешает, а скорее помогает им быть смешными или страшными.

Фото: Полина Безматерных

Удивительно, что спектакль «От шабаша до шабаша», сделанный людьми никогда раньше не занимавшимися театром для детей, по своей конструкции и большинству приёмов чётко ориентирован именно на юных зрителей, но стопроцентно попасть в эту аудиторию ему мешает несколько нюансов. Чувствуется, что артисты «Новой драмы» привыкли к более серьёзной манере игры, ведь репертуар этого театра составляют спектакли по Чехову, Лермонтову, Достоевскому, МакДонаху и братьям Пресняковым. Артистам удаётся развеселить публику, а Марина Оленёва выстроила спектакль так, чтобы добрая мораль всей истории предстала как можно ярче в финале. Но всё же «От шабаша до шабаша» пока недостаёт какой-то внутренней лёгкости. Поэтому эклектика, на которой и построен этот спектакль, играет с ним злую шутку: получается, что мрачно-суровый внешний стиль немного доминирует над добродушно-шаловливым содержанием. А это поневоле накладывает печать на общее впечатление.

Фото: Полина Безматерных

«От шабаша до шабаша» получился очень нестандартным спектаклем. Это добрая приключенческая сказка, но с довольно мрачными тонами. И чтобы раскрываться перед юными зрителями полностью, во всей красе, коллективу «Новой драмы» остаётся только преодолеть небольшой дисбаланс между этими двумя мощными, но полярными составляющими.