X

Новости

Вчера
2 дня назад

Хочу ноги и бессмертную душу. Почему важно ходить на новые постановки старых сказок

137статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: vk.com/tuki.luki

В театре, где большинство зрителей носят банты, комбинезоны и ростом тебе по пояс, сложно впасть в уныние. И когда эта шумная толпа рассаживается на подушечки на креслах и в ожидании загадочно затихает, начинается сказка. Надо сказать, что без этого общего ожидания из зала, и без последующих эмоций сказки бы не было, об этом говорит и художественный руководитель театра «Туки-Луки» Ярослав Колчанов. Кажется, здесь детей любят бесконечно.

Из сияющей тьмы медленно выплывают цветные рыбки и морские коньки, шевелят трубочками и листьями подводные растения, тут же вспоминаешь, как они зловеще щекочут пятки на море, но страшные воспоминания исчезают, когда появляется семейство русалочек. Белые окружности кукольных лиц, которые помещаются в ладонь, длинные летящие волнистые волосы и тонкие ткани хвоста, который вынужден по законам подводного мира усилием рук актрис всё время плавать. Морской звездой этого сказочного торта стала кукла ведьмы, у которой Русалочка выпросила ноги, — страшный мрачный мягкий осьминог с блестящими глазами, который неожиданно вылез из сундука под тихий массовый «ох» маленьких зрителей. Мастера, создавшие кукол — Олеся Касьянова, Валерия Лядова и Наталья Белочицкая.

Фото: Туки-Луки.рф

Создатели мира подводного, да и надводного — художник Артур Кучукбаев и декораторы Алексей Миронов и Валерий Погорелый. А мистическое световое решение Николая Привалова отражалось новыми эмоциями зрителей. Удивительным образом художникам удалось передать чудо сказки и не уйти в мультипликационную вычурность.

Фото: Туки-Луки.рф

Как и полагается в «Туки-Луки», без песен и музыки не обошлось, кому же ещё петь на этом свете, если не русалкам? Наталья Белочицкая и Алексей Миронов написали песни, Алёна Иванова создала музыкальное оформление спектакля и исполнила роль той самой Русалочки с прекрасными волосами и чудным голосом. Ей принадлежит любознательность, мечтательность и доброта Русалочки — не так-то просто в сжатом формате кукольного спектакля передавать чувства через маленький шарик с летающим зигзагами хвостом.

«В открытом море вода совсем синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, — но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы достать до дна; а чтобы измерить эту глубину, пришлось бы громоздить друг на друга невесть сколько колоколен...Там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, как живые, при малейшем движении воды. Между ветвями шныряют рыбы — большие и маленькие, точь-в-точь как у нас птицы»

Фото: Туки-Луки.рф

Непонятно, как можно оставить такую красоту, да ещё и захотеть вместо тонкого сверкающего хвоста две ноги. И в этом спектакле многих ждало откровение. В детстве мы все читали Ганса Христиана Андерсена и, конечно, думали, что всё дело в любви к принцу. Но нет, то есть, не только. Дело в том, что советская цензура в некоторых изданиях Андерсена «почистила» несколько строк, которые были восстановлены в постановке вместе с дополнительным смыслом.

От литературных произведений не принято требовать дидактики — они не обязаны ничему учить. Но часто они всё же выполняют нормативную функцию. Девушка оставила дом, привычную жизнь, привычное «я» (с хвостом и плавниками) и устремилась за возлюбленным. Любовь к едва знакомому человеку здесь сродни любопытству, стремлению к неизведанному и чудесному. Она становится естественным продолжением постоянного заглядывания за обжитый морской космос в еле различимый из воды мир людей. Следовательно, норма здесь — самоотверженное следование за своей мечтой, жертва ради высокой идеи.

Однако первоначальный перевод сказки содержит чёткие отсылки к религии. Русалочка узнаёт у бабушки, что их «биологический вид» живёт долго, но, в отличие от людей, лишён бессмертной души и становится просто морской пеной. Кроме желания воссоединиться с возлюбленным принцем, Русалочка хотела обрести бессмертную душу. Устами девушки Андерсен объяснил это как возможность постоянно наслаждаться цветами и солнцем. (Возможно, здесь скрывается ответ маленьким читателям на вопрос о том, что такое смерть). Следовательно, Русалочка вырывается из настоящего дома, чтобы найти свой собственный дом. Кроме того, с помощью христианства легче обосновать развязку произведения — жертвенную смерть девушки ради жизни других.

Советская цензура выключила несколько строк из некоторых массовых изданий сказок Андерсена, зато как изменился смысл.

Кстати, такую же трансформацию смысла можно обнаружить в «Снежной королеве», прошедшей через советские издательства. Оттуда исключены тексты псалмов, которые Кай и Герда пели, когда ухаживали за розами, и молитв, которые они помогли Герде в пути к Снежной Королеве.

Чтобы не показаться проповедником, можно отметить причины недопустимости подобной цензуры. Понимание Андерсена невозможно без религиозного контекста, ведь он христианский сказочник. То есть, без реминесценций на Библию в литературоведческом смысле он уже не Андерсен.

В чём-то его произведения отсылают к средневековым «экзамплам», описанным медиевистом Ароном Гуревичем — «поучительным историям», которые пастор рассказывает во время проповеди, чтобы образно объяснить прихожанам фрагменты из Библии. Следовательно, сказочник следует традиции, и любые изменения извне работают против неё.

Цензура отрезает альтернативный вариант интерпретации. Религиозные коннотации здесь необходимы как любые другие, для возможности более широкого толкования сказки и развития детского воображения, за которое борется вся новая система образования. Также речь здесь идёт и о самостоятельности читателя в выборе более привлекательной трактовки, при условии, что их может быть несколько.

Кроме того, несколько редеет эстетическая составляющая, ведь христианство за всю свою историю предложило тысячи удивительных художественных образов.

Фото: Туки-Луки.рф

Директор театра «Туки-Луки» Алексей Миронов отмечает, что для театра было важно сохранить присутствие сказочника и не допустить ошибок и неточностей в оформлении, образах персонажей и в музыкальных образах.

«Постановка спектакля в театре „Туки-Луки“ — это всегда большая работа, трата творческих и физических сил, и, конечно, материальных затрат — эта постановка была создана при поддержке Министерства культуры Пермского края. Спектаклем „Русалочка“ мы закрывали прошлый сезон, но для всей постановочной группы внутреннюю работу над ним прекращать до сих пор не хочется. Потому что такую важную значительную работу хочется все время усовершенствовать. Спектакль полностью рождён коллективом театра, и очень приятно осознавать, что и после премьеры актёры относятся к спектаклю с ещё большим трепетом и продолжают его совершенствовать. Театру всегда приятно разговаривать со зрителем серьёзным языком на вечные темы».

***

  • В зимние каникулы театр «Туки-Луки» приглашает на новогоднюю сказку «Снежный пёс». С 23 декабря по 7 января каждый день в 11:30, 14:00 и 16:30. Кукольный спектакль плавно перетечёт в игровую программу с конкурсами и сувенирами. Цена билета: 350 руб. Подарок от Деда Мороза — 200 руб.