X

Новости

Вчера
2 дня назад
20 октября 2018
19 октября 2018
18 октября 2018

Новый самиздат: пермские зины от футбольных фанатов до девочки-подростка

Фото: Екатерина Макарова

«Зин», «фэнзин» происходит от английского fan magazine — «фанатский журнал». Бумажные фэнзины выпускают панки, ролевики, любители фантастики, футбольные фанаты. Вообще, зины не ограничены в выборе тем — бывают фэнзины о моде, фотографии, компьютерных играх, экологии, о чём угодно, даже о других фэнзинах. Обычно их выпускают тиражом 50-150 экземпляров и стоят они от 50 до 300 рублей за штуку.

Первые фэнзины появились в США в начале XX века: именно в любительском издании публиковал свои первые рассказы мастер ужасов Говард Лавкрафт. В России расцвет фэнзинов произошёл в 1990-е годы. Тогда они выполняли функцию СМИ, распространяли информацию, которую нельзя было узнать из телевизора/радио/газет. В зинах молодые люди могли абсолютно свободно выражать свои мысли и взгляды, это было пространство, свободное от любой цензуры. Зины продолжают издавать и сегодня, но уже в качестве артефактов или арт-проектов. Этот текст — об истории пермских зинов и культуре зин-мейкерства.

Футбольные зины

В 1996-2000-х годах пермские фанаты футбольного клуба «Динамо» выпускали зины «Фан-новости #1», «Трибуна Фэнс», «Voice Of Generation #1».

«Несмотря на то, что журнал на порядок лучше выходивших ранее в Перми фанзинов, выделить что-то оригинальное и новое чрезвычайно сложно, —говорится о фэнзине „Voice Of Generation #1“ на сайте Ultras Wiki УльтрасУльтрас — это движение болельщиков для поддержки спортивных команд, главным образом футбольных клубов. — Незамысловатая вёрстка, прикольные рисунки, история динамовского фанатизма, выезда 2000 и 2001 гг., обзор фан-бригад Урала, Поволжья и Латвии. Много инфы о противостоянии и махачах с земляками динамиков — суппортерами „Амкара“. К сожалению, в последнее время это противостояние сошло практически на нет, потому как между „основами“ динамиков и аммиачных установились вполне нейтральные отношения (?!). Завершается номер подборкой из интернета: мода и история движения skinheads».

Фанаты «Динамо», 1996-1999 годы. Фото: web.archive.org

В 1998 году фанаты футбольного клуба «Амкар» тоже выпускали собственный зин — Poison Files. Его издавала группа Red-Black Fans Brigade. На том же сайте Ultras Wiki есть электронный вариант первого номера этого фэнзина, из которого известно, что он стоил как 2-3 бутылки пива. В зине писали об «истории фанатизма в Перми», «истории амкаровского фанатизма», а также публиковали репортажи с матчей.

«Poison Files, в отличие от всех других изданий, предлагает статьи о фанатах, написанные самими фанатами, — пишет редактор в предисловии. — Только на наших страницах ты найдёшь увлекательные рассказы о нашей, полной приключений и событий фанатской жизни. Год 1998 стал историческим не только для „Амкара“ и пермского футбола. Именно в этом году на фан-сцене Прикамья появилась новая сила. Сила, которой было суждено не просто составить конкуренцию своим соседям — пермским динамикам, но и занять достойное место среди таких известных фан-движений Урала, как Газовая Гангрена в Ижевске и Steel Monsters в Екатеринбурге. Название этой молодой, но уже известной во многих городах России группировки — Red Black Fan Brigade».

Литературные зины

В 1995-1996 годах пермская журналистка Надежда Маркалова выпускала фэнзин «Бог в сточной канаве», в котором печатались рассказы американского писателя-фантаста Филипа Киндреда Дика, статьи о его жизни и творчестве. Надежда работала в печатном издании, знала весь процесс подготовки периодического издания и захотела выпускать собственное. Она организовала Клуб любителей фантастики (КЛФ) при Пушкинской библиотеке и издание зина было вполне естественным шагом: «Практически все КЛФ издавали свои зины, ведь люди в этих КЛФ были читающие и многие — пишущие. Мы надеялись, что у нас тоже начнут писать рассказы, и мы их будем публиковать».

Обложки фэнзинов «Бог в сточной канаве».

«Филип Дик был тогда моим любимым автором, а информации о нем было маловато, — рассказывает Надежда. — Интернет только становился доступным, приоткрылась завеса, англоязычные материалы, ранее неизвестные здесь, стали доступнее. Мне было интересно узнать больше. И не только узнать, но и поделиться этим знанием с другими фэнами, кто хотел бы знать об этом авторе больше. Произведения Филипа Дика я переводила сама. Я в то время вернулась из Англии, где прожила полтора года, поэтому это было не так сложно».

Переводы Надежды публиковали и в серьёзных изданиях, например, в журнале «Если». У зина «Бог в сточной канаве» была и web-версия — большой сайт о фантастике, который уже не существует. Также Надежда выпускала фэнзин «Задворки Вселенной» с рассказами членов клуба любителей научной фантастики, фото, рисунками и новостями клубной жизни. Сегодня Надежда Маркалова живёт в Москве. Она кинообозреватель, культуролог, критик, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ и главный редактор портала Startfilm. В 2015 году Маркалова выпустила электронный зин CineVision — журнал о визуальном в кино. «Поскольку полноценной индустрии кинопроизводства у нас нет, такие узкие издания никогда не будут выпущены — они просто не выживут из-за отсутствия достаточной аудитории», — пишут редакторы в предисловии. Поэтому Надежда Маркалова совместно с художником Ириной Жигмунд решили создать любительский узконаправленный журнал о работе художника в кино: костюмах, декорациях, реквизите, гриме, концепт-арте и визуальных эффектах. Пока вышел только один номер.

Примерно в 1999-2000-е годы писатель-фантаст Вячеслав Запольских издавал информационный бюллетень «Киборг в законе» и литературно-художественный журнал «Лавка фантастики», в котором печатались статьи об истории фантастики, новости и репортажи с фестивалей. В 1999-2000-х годах пермский клуб любителей фантастики «Солярис» даже проводил фестиваль «Фэндом», на котором награждали издателей лучших любительских журналов со всей России.

«Лавка фантастики»

Музыкальные зины

В 1997 году в Перми выпускали молодёжное издание «Фронт». Главный редактор Дмитрий Мелехов «замутил» журнал о музыке совместно с Тимуром Юсубовым, который подрабатывал сторожем в компьютерной фирме «Тор». Фирма располагалась в одном из подвалов на Компросе, там друзья и верстали журнал. Первый номер был чёрно-белым и вышел в конце апреля 1997 года.

«Устроили с друзьями презентацию на ЦГ. Помню — здорово тогда гульнули! — вспоминает Дмитрий Мелехов. — Потом к нашей с Тимуром компании присоединился Тырцман, он же в миру — Антон Балезин. Потом журналистов стало больше. Девчонки и мальчишки из тусовки стали писать заметки, фотки присылали. Помню, Юля „Линда“ Дудина писала про Линду и Мадонну, а Оля „Милонга“ Галкина про Дэвида Боуи... А вёрсткой занимался Андрей „ONE“ Злобин».

Околомузыкальное молодёжное издание «Фронт»

К третьему номеру у журнала появилась цветная обложка, на которой была Линда. Певица видела издание и даже оставила на одном из экземпляров свой автограф. В журнале писали не только о российских, но и о локальных звёздах: Второе Крещение, Джамахирия, L.S.D., Tarantino Forest, Гринуар, Genosse Tod. «Но вообще „Фронт“ того времени был большой солянкой, где была информация про компы и игрушки, про кино и новинки CD, и даже была страничка про моду!» — отмечает Дмитрий Мелехов. В 1998 году наступил финансовый кризис, «рекламодатели рассеялись, компьютер ушёл с молотка, журнал закрылся». В 2014 году Дмитрий Мелехов возобновил выпуск «Фронта». В новом «Фронте» можно почитать о пермском музыкальном коллективе постиндустриального неороманса «Balzam Band», группах «Джамахирия», «Blues-Собеседник», «ЛАОС», «СТАН».

В 2003-2004 годах выпускался журнал о культуре и шоу-бизнесе «Пермский музыкант». Тираж составлял три тысячи экземпляров, часть из них распространялась бесплатно в музыкальных и компьютерных магазинах.

Зины о субкультурах

Фэнзины были важной частью панкрок-сцены, и воплощали основополагающий принцип панк-культуры — DIY DIYЭта субкультура появилась вместе с панк-движением в 1970-х, когда музыкальные группы отказались от сотрудничества с крупными лейблами, и стали самостоятельно записывать альбомы и организовывать концерты с предельно низкой платой за вход. DIY демонстрирует независимость от индустрии шоу-бизнеса и провозглашает творчество не ради денег (Do It Yourself). Свои фэнзины выпускали и пермские панки. Один из них — Röd Swart Punk — выходил с 2006 по 2008 год. Название зина переводится со шведского как «Красно-чёрный панк». Красный и чёрный — цвета анархистской символики, а точнее анархо-коммунизма (чёрный — цвет анархизма, красный — цвет социализма).

Фото: Галина Сущек

«В начале нулевых я заинтересовался панк-музыкой, потом узнал о DIY-культуре, — рассказывает издатель зина. Он попросил называть его С. — В 2004 году я участвовал в акциях, связанных с международным эколагерем протеста. Люди выступали против сжигания твердотопливных ракет на заводе имени Кирова. Туда приезжали много интересных людей и привозили с собой всякую литературу. Тогда я в первый раз увидел журнал „Автоном“ — это издание анархистского движения „Автономное сопротивление“. Анархия казалась мне здравой идеей, да и сейчас кажется. Хотелось что-то поменять этим активизмом. С „Автонома“ всё и началось. Я стал выпускать свой зин, потому что хотелось заниматься творчеством. В то время, когда я делал первый номер, очень увлекался шведской музыкой, поэтому название на шведском».

Первые несколько номеров С. делал вместе с двоюродным братом, зин печатали дома на принтере, выходило сначала по 50, а потом по 100-300 копий. В журнал писали все, кто хотел, поэтому качество текстов всегда было разным. С. размещал свой почтовый адрес на MySpace, и в Пермь отправляли диски на рецензию музыканты из США, Франции, Швеции, Словакии.

«Это было очень весело, полная свобода — что хочешь, то и делаешь, ты сам себе редактор, — рассказывает С. — Хотелось писать о музыке, которая нравится. Кто ещё напишет про твоих друзей, к которым по сто человек на концерты ходит? Не будет ни одна газета писать про пермских панков, которые никому не нужны. А читать хотелось».

Зины Röd Swart Punk можно скачать на сайте «Дай зин!»

«Солёные уши младшего Буша» — буклет с информацией о выступающих группах, который раздавали перед концертами Фото: Екатерина Макарова

Ещё один зин — Ca-pusto punkka. Его выпускали с 2006 по 2009 годы, публиковали новости панк-рок сцены, интервью с пермскими музыкантами, иллюстрации. Издания состояли из 50-60 страниц, а тиражи были очень маленькими — около ста экземпляров, и большая часть из них отправлялась в другие города. У зинов не было какой-то периодичности: если издание выходило раз в полгода — уже круто, их печатали на обычном чёрно-белом принтере на листах формата А4.

«Зины появлялись из-за того, что у людей была нехватка информации, — рассказывает интернет-журналу „Звезда“ издатель Ca-pusto punkka Антон. — Интернет был не у всех, он был очень медленный, и, чтобы что-то найти, надо было потратить много времени. Зины давали людям возможность получать информацию о панк-сцене, каких-то локальных действиях. Для меня зинмейкерство было ещё и способом творческой самореализации. Можно было писать колонки, привлекать людей, которые писали стихи или классно рисовали. Я получал удовольствие от вёрстки, написания. Можно было высказывать собственное мнение, никто тебя за это не осудит».

Глобальной целью зина Ca-pusto punkka было изменить негативное отношение к поп-панку, который в тусовке считался «продажным» и «беспринципным». «Считалось, что если ты играешь поп-панк, значит, ты аполитичный и тебе вообще на всё плевать», — объясняет Антон. В фэнзине публиковали интервью с пермскими поп-панк группами, которым задавали в том числе и политические вопросы. Оказалось, что все они имели чёткую позицию — были ярыми антифашистами. И мнение людей о поп-панке поменялось. «В дальнейшем эта тема с продажным поп-панком сошла на нет и уже не всплывала».

В 2004 году в Перми начали издавать фэнзин для/про скинхедов Street Print. Издание специализируется на музыке Oi!, кроме этого в нём можно встретить информацию о группах, играющих панк, регги, ска, обзоры сцен, рецензии на книги.

«Мне просто хотелось почитать чего-то новенького, все мои старые зины были уже до дыр зачитанные, а читать, сидя за компьютером, как-то не прёт, — писал в предисловии к первому номеру Punkrat, издатель Street Print. — Тогда я скачал пару интернетных статеек, приукрасил их различными картинками, распечатал и оформил в виде журнала. Вроде бы неплохо получилось. Сделал несколько копий, раздал друзьям, им тоже понравилось. Это меня вдохновило на создание полноценного фэнзина».

Фэнзин продолжает издаваться, на данный момент вышло четыре номера, последний — в 2013 году. Все номера Street Print можно скачать здесь.

Арт-зины

В 2014 году пермский музыкант Алексей начал выпускать арт-зин «Город Пиратов». Он цветной и представляет собой сборник психоделичных иллюстраций и «аутсайдерские» интервью с музыкантами. Чтобы его создать, Алексей два года собирал рисунки у «странных людей». Тираж был около ста экземпляров, а стоимость — сначала 150, потом 100, а потом 50 рублей.

«Все эти занятия творчеством приходят или от скуки, или от желания выпендриться или посмеяться (как я это вижу), и мне кажется нелепым потом сидеть и кому-то рассказывать, как я хотел выразить какие-то глубокие чувства или донести до человечества мысль, — так Алексей отвечает на вопрос о цели своего творчества. — Всё очень буднично. Увидел, что есть такие вещи, как самодельные аутсайдерские журналы с кривыми рисунками и дурацкими текстами. Решил сам сделать. Я был доволен некоторое время этим журналом, а потом перестал. Сейчас мне нравится другое моё издание — „Паломничество в Город Пиратов“, выпустил уже два тома. Я делал их полностью сам и весь тираж раздарил или обменял. Это сейчас основной и фундаментальный прикол, которым я занимаюсь».

Фото: Галина Сущек

Первый том «Паломничества» вышел в феврале 2017 года, а второй — в 2018. «Милый друг! Перед тобой первый том связного нагромождения паломнических заметок о пребывании в Городе Пиратов. Заботливо собранные вместе, они выступают ложным путеводителем по городским достопримечательностям, рисуют обманчивую картину быта и культуры, навязчиво знакомят с обитателями», — написано во вступлении. Издание состоит из ста страниц с чёрно-белыми странными рисунками и подписями. Кажется, что все эти иллюстрации пронизывает единая концепция, но сам автор говорит, что это не так.

Фото: Галина Сущек

«Для меня это затянувшаяся шутка, с каждым годом просто что-то постоянно добавляется. Мне просто нравятся дурацкие каламбуры и вечные отсылки к разному. „Город пиратов“ — это фильм Рауля Руиса, после которого у меня съехала голова. Я так всё стал называть: сначала песню, потом альбом группы, в которой мы играли, потом зин, потом вообще лейбл. Про аналогию с городом детства велик соблазн сказать „да-да, я так и задумывал, это моя идея“, но на самом деле это получилось само собой. У меня практически всё, что выходит, получается интуитивно спонтанно и не специально. Я не умею продумывать».

Фото: Галина Сущек

По словам Алексея, всё «Паломничество» пронизано отсылками к тому, что он прочитал, увидел или услышал. Название появилось гораздо позже самих рисунков: «Я вообще не знал, что в конце будет. Просто как-то в голову ударило, когда в очередной раз пересматривал получившееся. Сама идея показалась прикольной — огромное количество бессвязных рисунков объединить под общим флагом заметок случайного путешественника». Второй том называется «Бульвар детей». Он представляет собой вытянутую книжку, на каждой странице которой коллаж из трёх рисунков, картинок, вырезок из газет или фотографий. Оба тома можно скачать здесь.

Зин Анастасии Литецких «Семь»

В январе 2018 года художница Настя Литецких опубликовала зин «Семь». В этом издании семь страниц, семь чёрно-белых фотографий, снятых на плёночный фотоаппарат «Смена-Символ», и семь текстов о том, что она думала, видела и чувствовала.

«Каждый день в течение самой обычной недели старалась сконструировать мысли в буквы, — рассказывает Настя. — Сюжетом не ограничивала себя. Вообще ничем не ограничивала. Важно то, что я редко пользуюсь текстом для выражения состояния, и это один из самых сложных для меня путей передачи эмоций. В итоге сей затеи я совмещаю свои буквы и свои молчаливые снимки с плёнки. Слова и молчание».

Насте Литецких 18 лет, она студентка Пермского художественного училища. Этот зин для неё — ещё один способ взаимодействия с чувствами других людей. Для обложки Настя использовала первый и последний кадр фотоплёнки: «Они получаются странными и непонятными. Я всегда считала, что они клёвые, но не знала, как их применить. И я решила сделать такую обложку».

«Ещё классе в седьмом я нашла паблик „Бумажки“ „ВКонтакте“, — рассказывает Настя. — Мне понравилась эта идея, я там очень много залипала. Это было время, когда я была сильно зажата в себе и с помощью искусства пыталась освободить себя от загонов. Я знала, что однажды сделаю свой зин. Я стараюсь не искать смыслов, но, наверное, „Семь“ — это мой способ стать ближе, преодолеть какое-то непонимание. Я хочу делать что-то очень простое, откровенное и при этом близкое людям. Хочу говорить, я знаю, что мне есть о чём сказать, знаю, что есть люди, которые готовы слышать и чувствовать. Когда я выпустила этот зин, одна подруга написала мне, что это то, что нужно было ей в тот момент. Для меня очень важно наладить такую связь. Это даёт надежду на то, что тебя принимают».

***