X

Citizen

Вчера
2 дня назад
19 ноября 2017
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

Мечта, которую мы потеряли

25статей

Проект, в котором мы будем сравнивать наш любимый город с другими российскими городами по конкретным показателям. У нас нет цели доказать, что «там хорошо, где нас нет», мы постараемся быть максимально объективными.

Фото: Тимур Абасов

Волокита с реконструкцией набережной Камы длится более десятка лет. «Звезда» сравнила ход реконструкции в нашем городе и в столицах соседних регионов. Пермская история беспрецедентна и, пожалуй, не оставляет никаких надежд.

Ижевск

Несмотря на то что современная береговая линия Ижевского пруда была в основном сформирована ещё в XVIII веке, набережная как таковая появилась только в начале XX века. Укрепление левого берега пруда в центральной части города началось лишь в 1970-е годы, в 1988 году набережная названа именем зодчего Дудина в память о Семёне Емельяновиче Дудине, первом архитекторе Ижевска.

На первый взгляд, реконструкция набережной ижевского пруда прошла в достаточно сжатые сроки. В 2007 году были начаты берегоукрепительные работы, основные параметры проекта реконструкции были определены летом 2009 года, тогда же прошли и аукционы по распределению подрядов. А официальное открытие состоялось уже в сентябре 2010-го, к юбилею города. Однако фактически за это время была завершена только часть реконструкции, работы продолжались в последующие годы и не закончены до сих пор.

Горожане о набережной:

Шикарное место для прогулок всей семьей, с друзьями или с любимым человеком! Здесь очень красиво — много цветов, газон, повсюду стоят скамеечки, на которые можно присесть и отдохнуть. Особенно красиво вечером!

Более того, вскоре на законченной части набережной начались проблемы инженерного характера: провалы асфальта, оползание грунта и проблемы с коммунальными сетями.

Уже весной 2011 года, спустя полгода после торжественного открытия, на склоне набережной начал серьёзно оползать грунт. В результате упали ограды пешеходной зоны, была повреждена дорожка, выложенная тротуарной плиткой.

Фото: aifudm.net

Осенью 2014 года здесь прорвало канализацию, что затруднило движение транспорта. Через год, осенью 2015-го, из-за порыва магистрального трубопровода на проезжей части набережной образовалась огромная яма — на этот раз набережную пришлось перекрыть на несколько дней.

И уже этой весной — вновь провал асфальта на том же месте, сейчас место провала засыпано гравием.

В свете этих проблем региональным сообществом активно обсуждалась как сумма, потраченная на реконструкцию до 2010 года (порядка полутора миллиардов рублей из федерального и регионального бюджетов), так и организация распределения подрядов на эти работы. Уже после торжественного открытия набережной в 2010 году на дополнительные работы было потрачено более полумиллиарда рублей.

Горожане о набережной:

Очень живописное место! Особенно красивым оно стало после ремонта. Любим приходить сюда с детьми, с друзьями погулять. Ветер с пруда немного сбивает жару, на зелёной травке можно устроить пикник или просто позагорать, а также полюбоваться видом на город!

Несмотря на эти проблемы, к настоящему моменту вопрос продолжения реконструкции набережной пруда выпал из региональной повестки. Правда, о нём вспомнил глава Удмуртии Александр Соловьёв, когда комментировал республиканский бюджет на 2016 год. «Нам надо продолжать строительство набережной в Ижевске, будем увязывать со 100-летием Михаила Калашникова. Это некрасиво, когда мы оставляем объекты, которые постепенно начинают разрушаться», — сказал он. Выходит, раньше 2019-го года сдвигов в реконструкции набережной ижевчане не увидят.

Фото: vizhevske.ru

Тем не менее даже в существующем виде набережная в Ижевске сняла остроту нехватки зон рекреации в городе. Сегодня это благоустроенное место прогулок горожан, включающее в себя комплекс объектов: например, велодорожка, скамейки, ухоженные клумбы с цветами, солнечные часы. Также современная набережная Ижевска — площадка проведения городских праздников, как развлекательных, так и более торжественных, общенациональных.

Фото: vizhevske.ru

Казань

Интересно, что до начала реконструкции в 2012 году это была ничем не примечательная безымянная набережная. В ходе реконструкции название для неё выбирали горожане: был проведён опрос среди населения, и название «Кремлевская набережная» (Кремль яр буе) стало одним из лидеров голосования.

Если где и удавалось реконструировать набережные в сжатые сроки, так это в Казани. Работы на берегу реки Казанки начались в 2012 году, они проходили в три этапа. Весной 2015-го инженерные работы были полностью завершены. Затем началось озеленение последнего, третьего участка набережной, которое завершилось летом того же года — к началу чемпионата мира по водным видам спорта.

Горожане о набережной:

Выбрались на набережную и были очарованы духом города здесь! В солнечные дни вид на противоположный берег создаёт ощущение, будто находишься на каком-то американском побережье! Фонтаны, зелёные насаждения, туристы, катающиеся на велосипедах, — красота неимоверная!

Теперь Кремлёвская набережная имеет общую протяжённость порядка 3,8 км и, как говорят СМИ города, является одной из самых длинных в стране. На все работы было потрачено около полутора миллиардов рублей, источники — федеральный и региональный бюджеты на условиях субсидирования.

Фото: photokzn.ru

Секрет быстрого окончания работ по реконструкции, по-видимому, в их интенсивности и твёрдой политической воле. Например, работы по реконструкции берегоукрепительных сооружений велись практически круглосуточно, а также в зимнее время.

Горожане о набережной:

Набережная поразила своими размерами. Прекрасное место для прогулок с семьёй, с друзьями. Современная, длиннющая. Места много, чисто, фонтаны с подсветкой, «дышится хорошо»! Понравилось, что есть прокат спортивного инвентаря: ролики, самокаты, велосипеды одно-двух-трёхместные. Музыкальное сопровождение, много скамеек. На территории несколько ресторанов. Красиво! Рекомендую для вечерней прогулки!

Одновременно с реконструкцией пешеходной зоны была произведена и жилая застройка набережной.

Фото: photokzn.ru

Сейчас Кремлёвская набережная в Казани — место проведения городских мероприятий и фестивалей. В холодное время года там работал зимний городок, а также самый большой региональный каток в России.

Фото: udikov.livejournal.com
Фото: udikov.livejournal.com

Летом открыта площадка для хайдайвинга, доставшаяся Казани в наследство от чемпионата мира по водным видам спорта и переделанная из временной в постоянную. На набережной работает бесплатный вай-фай (впрочем, им охвачен почти весь центр города), для машин действуют три парковки.

Фото: photokzn.ru

Киров

Набережная названа именем писателя Александра Грина (А. С. Гриневского), являющегося уроженцем Вятской губернии и известного миру как автор повести «Алые паруса», романа «Бегущая по волнам» и других произведений. Бронзовый бюст писателя украшает набережную с 2000 года. Набережную реки Вятки окружают достопримечательности Кирова: Александровский сад, Преображенский монастырь, с юга большая лестница ведёт к Свято-Успенскому Трифонову монастырю.

На контрасте с Казанью — Набережная Грина в Кирове. Многое определяется источниками финансирования и, соответственно, его суммой: были потрачены лишь пара сотен миллионов рублей. Финансирование осуществлялось за счёт областного и городского бюджетов, без привлечения средств федерального бюджета.

Горожане о набережной:

Здорово! Одно из немногих мест, куда стоит сходить. Виды на Вятку замечательные! Беседки, находящиеся на набережной, деревянные, в отличие от многих городов нашей страны.

Здесь было не до излишеств. Целью реконструкции набережной Вятки, протяжённость которой составляет 1,5 километра, было не столько создать развлекательные аттракционы, сколько облагородить то, что уже есть. И если в предыдущих двух городах при осуществлении реконструкции набережных власти имели европейские амбиции, то тут другая история. Набережная Грина осталась провинциальной.

Фото: kirov.3goroda.ru

Работы по реконструкции набережной были начаты в августе 2011 года. Что было сделано на первом этапе: уложена брусчатка на пешеходных тротуарах, отреставрированы лестницы, убраны аварийные деревья и кустарники. Также проведён ремонт ограждений, сетей наружного освещения, заменены опоры со светильниками, разбиты клумбы.

Фото: kirov.3goroda.ru

В 2012 году реконструкция продолжилась. Примерно тот же набор работ, только уже на другой части набережной. В 2013 году был осуществлен ремонт веерной лестницы и спуска к реке, а также ремонт нижнего яруса набережной: укладка тротуара вдоль реки и установка фонарей.

Фото: fotokto.ru

Часть планов реализованы так и не были из-за недостатка финансирования.

Горожане о набережной:

Прогулка по набережной станет одним из самых ярких впечатлений от Кирова. Красивые виды, многочисленные достопримечательности встречающиеся по ходу прогулки, никого не оставят равнодушным.

Не обошлось и без проблем. Весной этого года на реконструированной части набережной провалилась брусчатка, и на тротуаре образовалась яма глубиной около метра.

Фото: gorodkirov.ru

Отдельные работы на набережной ещё продолжаются, но назвать их словом «реконструкция» не получается. Например, планируется обновить тротуарную плитку около мемориала «Вечный огонь», также будет проведён ямочный ремонт асфальтового покрытия набережной.

Уфа

Набережную вдоль реки Белой закатали в бетон ещё на рубеже 1960-1970-х годов, и тогда же была построена автомобильная и пешеходная дорога. Одновременно было выполнено капитальное укрепление береговой линии. Однако с тех пор никаких серьёзных работ на ней не проводилось, набережная по большому счёту была благоустроена только в районе монумента Дружбы.

Уфе с исходными данными и повезло, и нет. До недавнего времени южный склон реки Белой был хаотично застроенным частными домами, заросшим и подверженным оползням, а также не освещённым в тёмное время суток. Не хватало ни денег, ни политической воли, чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, ведь очевидно, что территория нуждалась комплексном благоустройстве: снос ветхого жилья при сохранении исторических памятников, укрепление склона, строительство новой инфраструктуры. Поэтому с точки зрения исходного состояния набережной ситуация была тяжёлой — фактически речь шла не о реконструкции, а о строительстве новой набережной.

Фото: gorobzor.ru

Зато с точки зрения финансирования городу повезло. Как и в случае с Казанью, строительство набережной было приурочено к проведению масштабных мероприятий. В данном случае — к саммитам стран БРИКС и ШОС, прошедшим в июле 2015 года. Событие мирового масштаба, поэтому неудивительно, что к вопросу реконструкции набережной были привлечены средства федерального бюджета, причём в серьёзных объёмах. Суммарные затраты на строительство набережной оцениваются примерно в 3 млрд рублей. Протяжённость новой набережной составит около 5 километров.

Фото: tonkosti.ru

Подход к выбору подрядчиков здесь иной, чем в Ижевске и Казани: если в тех городах основную часть работ выполняли региональные организации, то тут в значительной степени — московские и казанские.

Работы были начаты в 2013 году, к саммитам стран БРИКС и ШОС в 2015-м была сдана лишь небольшая её часть. Тем не менее уже тогда реальностью стали проезжая часть шириной до 27 метров, новое освещение и зелёные посадки.

Фото: permtpp.ru

Правда, прошло всего четыре месяца, и осенью того же года площадка на набережной треснула после того, как её залило водой.

Фото: ufa.kp.ru

Закончить строительство планируется в 2017 году, причём улица Набережная должна стать не просто местом отдыха горожан, но и магистралью городского значения.

Пермь

Аналогичная пермская история начинается в 2003 году, когда был проведён конкурс проектов по реконструкции набережной.

Набережная Камы могла стать такой
Или даже такой

С тех пор в деле реконструкции набережной сложилась такая неразбериха, что восстановить всю хронологию событий непросто. Сроки окончания работ устанавливались и переносились, заголовки новостей менялись с «Ремонт набережной затягивается» до «Власти: ремонт набережной Камы ускорился», ответственные чиновники наказывались и даже смещались со своих постов, власти обвиняли во всём подрядчиков, а подрядчики — чиновничью волокиту.

Возможно, ярче всего о том, какая неразбериха творится в деле реконструкции набережной, можно судить по путанице понятий. За эти семь лет понятие «первая очередь» и «вторая очередь» не единожды меняли своё значение. Ни в одном из других городов ничего подобного нет, хотя работы чаще всего проводились достаточно масштабные и всегда делились на этапы. Но нигде больше чиновники в своих отчётах о ходе работ не употребляли слова «вторая очередь» в 2010 году, а «первая очередь» в 2009-м, 2012-м, и потом ещё раз — в 2015-м. Надо ли говорить, что каждый раз под этими словами имелись в виду разные участки набережной.

Проект, разработанный победителем конкурса в 2003 году, был амбициозным: лифты, эскалаторы и искусственный мыс. Однако одобрен он был лишь в 2007 году.

А в 2009 году проект подвергся доработке, и в том же году администрацией Перми был утверждён инвестиционный проект «Реконструкция набережной реки Камы». Согласно этому документу, предполагалось закончить благоустройство территории набережной реки Камы от Речного вокзала до границы земельного участка ОАО «Порт Пермь» до конца 2012 года. Также планировалось построить два спуска: от Кафедрального собора от улицы Сибирской. Общая стоимость работ составляла 323 млн рублей.

На первом этапе, до конца 2010 года, был проведён капитальный ремонт набережной от Перми I до насосной станции.

Наступил 2012 год, начались подготовительные работы к реконструкции «второй очереди». Дважды победителем аукционов становилось ООО «Газмет ИНТЭК», выполнявшее работы со множеством недочётов, с которым позже был разорван контракт.

Фото: Константин Долгановский
Фото: Константин Долгановский

Новый подрядчик приступил к работе в июле 2015 года. Наконец, осенью прошлого года променадная часть набережной открылась. Правда есть два «но». Во-первых, открылась она в ноябре, когда о прогулках и подумать холодно. И, во-вторых, её дизайн ничем не напоминает набережные соседних крупных городов, правильнее сказать — она абсолютно безлика. Всё, что там есть, кроме тротуарной плитки, — это газоны, скамейки и фонари.

Кроме этого, на сегодняшний день выполнено замощение лестницы на нижней набережной, идёт монтаж и облицовка гранитом центральной лестницы — спуска от Соборной площади. В сентябре 2016 года работы на верхней набережной и лестничном спуске должны быть завершены полностью.

Спуск к набережной с Соборной площади обещают открыть к осени 2016 Фото: Тимур Абасов
Сейчас подобраться к променадной части набережной и остаться чистым практически невозможно Фото: Тимур Абасов

Но совершенно определённо не нужно ждать окончания реконструкции, чтобы делать выводы из сравнения набережной в Перми и в соседних крупных городах. Ни запланированная ротонда, ни ещё двадцать лавочек и пятнадцать клумб уже не изменят тот факт, что набережная Перми — это мечта, которую мы потеряли.

***

  • О том, как в 2014-2015 годах в Перми велась реконструкция набережной, читайте в нашей «Комете».
  • Как набережная выглядела в мае 2015 года, читайте в материале Игоря Лазарева. Там же вы найдёте интерактивную карту с фотографиями набережной.