
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой


«Золотые маски» Перми с 1996 по 2020. Полная история участия пермских театров в главной театральной премии России
10 ноября состоялась церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая маска». В связи с пандемией церемония прошла онлайн: актёры Дарья Мороз и Сергей Епишев называли победителей в прямом эфире в интернете, затем к ним со своими словами по видеосвязи подключались лауреаты. Пермские театры — постоянные участники «Золотой маски», и в этом году в наш город отправятся сразу семь престижных наград. В этом материале мы расскажем полную историю участия Перми в главной театральной премии страны — с момента её появления в 1996 году до наших дней.
Этот тайм-лайн является расширенной версией нашей статьи, выходившей в 2016 году и приуроченной к тому, что в «Золотой маске» театры из Пермского края на тот момент участвовали уже двадцать лет. Но прошло уже несколько всероссийских фестивалей, вручено много разных премий, а значит, стоит дополнить наш материал, и тем самым создать полную историю участия пермских театров в главной театральной премии России. Пусть даже актуальной она будет лишь до вручения следующей «Золотой маски».
Необходимое пояснение для компетентных органов: возрастные ограничения указаны для спектаклей, которые значатся в репертуаре театров на момент публикации.
1996 год (сезон 1994-1995 гг.)
Первое появление пермских театров на «Золотой маске». Вполне естественно, что одним из лидеров этого начинания стал Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Опера «Дон Паскуале», поставленная Георгием Исаакяном, претендовала на призы в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссура». Исполнители главных партий

1997 год (сезон 1995-1996 гг.)
В этом году от Перми на Всероссийском фестивале отметился только «Балет Евгения Панфилова». «Ромео и Джульетта» номинировался как лучший спектакль, Евгений Панфилов снова претендовал на приз «За лучшую работу балетмейстера/хореографа», а Сергей Райник номинировался в категории «Лучшая мужская роль». Однако и на этот раз «Балет Евгения Панфилова» не получил ни одной награды.
1998 год (сезон 1996-1997 гг.)
Снова Пермь на «Золотой маске» представляли Театр оперы и балета и «Балет Евгения Панфилова». Опера «Пиковая дама» значилась в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра (Георгий Исаакян)» и «Лучшая работа дирижёра (Вадим Мюнстер)». Со спектаклем «Аввакум... Танц-мистерия» Евгений Панфилов снова штурмовал премию в категориях «За лучшую работу балетмейстера/хореографа» и «За лучший спектакль». Но и в этом году пермские театры «Масок» не получили.
2001 год (сезон 1999-2000 гг.)
В этом сезоне постановка театра «Балет Евгения Панфилова» «Прекрасные дамы маркизов и русских князей» в разделе «Современный танец» претендовала на «Золотую маску» как лучший спектакль, а Евгений Панфилов номинировался «За лучшую работу балетмейстера/хореографа». В итоге «Золотую маску» в категории «Новация» получил спектакль «Бабы. Год 1945» (12+) театра «Балет Толстых Евгения Панфилова».
2003 год (сезон 2001-2002 гг.)
Единственная номинация театра «Балет Евгения Панфилова»
2004 год (сезон 2002-2003 гг.)
На юбилейной, десятой «Золотой маске» Пермский театр оперы и балета представлял «Ballet Imperial» (12+)

2005 год (сезон 2003-2004 гг.)
В этом году на «Золотой маске» от Перми был только Театр оперы и балета. Классический балет в четырёх частях «Серенада» (12+) на музыку Петра Чайковского и хореографию Джорджа Баланчина стал соискателем в двух номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль» (Елена Кулагина). Но ни в одной не одержал победы.
2006 год (сезон 2004-2005 гг.)
И снова на Всероссийском театральном фестивале Театр оперы и балета и театр «Балет Евгения Панфилова». Опера «Соловей» представлена в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссёра» (Татьяна Баганова), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Светлана Башарина). В этих же номинациях отметилась и опера «Кармен», как лучший режиссёр в ней был номинирован Георгий Исаакян, а «За лучшую работу художника в музыкальном театре»

2007 год (сезон 2005-2006 гг.)
В 2007 году Пермь на премии представлял Театр оперы и балета спектаклем «Синдерелла, или Сказка о Золушке» (12+) в номинации «Лучший спектакль в опере». Премии «За честь и достоинство» удостоился народный артист РСФСР Владимир Дмитриевич Гуляев, долгое время возглавлявший Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького.
2008 год (сезон 2006-2007 гг.)
Больше десяти лет на главную театральную премию страны из Перми претендовали только оперы и пластические спектакли. Нарушил это правило «Сиротливый Запад» (16+) театра «У Моста»

2009 год (сезон 2007-2008 гг.)
Пятнадцатый Всероссийский фестиваль «Золотая маска» был очень успешным для Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Балет «Корсар» был заявлен сразу в пяти номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижёра», «Лучшая работа хореографа» (Василий Медведев), «Лучшая мужская роль» (Иван Прошин), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева). Опера «Орфей» рассматривалась жюри как лучший спектакль в опере, а исполнитель роли Орфея Дмитрий Бобров претендовал на приз «За лучшую мужскую роль в опере». «Золотую Маску» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» получил Эрнст Гейдебрехт, Георгий Исаакян победил в категории «Лучшая работа режиссёра в музыкальном театре».

2010 год (сезон 2008-2009 гг.)
В этом году драматический театр из Перми снова прорвался на «Золотую маску». И снова это был театр «У Моста», и снова с Мартином МакДонахом. Постановка Сергея Федотова «Калека с Инишмана» (16+) претендовала сразу на три «Маски»: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Иван Маленьких). В итоге «Калека с Инишмана» не взял ни одной из наград. Зато пермскому спектаклю была присуждена Специальная Премия жюри драматического театра. Эту «Золотую маску» зрители могут видеть в фойе театра и по сей день. Таким образом, театр «У Моста» стал первым драматическим театром Перми, получившим главную театральную премию страны.
Этот год принёс удачу и традиционным пермским участникам «Золотой маски»: Театру оперы и балета и театру «Балет Евгения Панфилова». От оперного было два спектакля. Опера по рассказу Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» прозвучала в таких номинациях, как «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссёра» (Георгий Исаакян), «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Эрнст Гейдебрехт), «Лучшая мужская роль» (Павел Брагин), «Лучшая женская роль» (Татьяна Полуэктова). Получил «Маску» Валерий Платонов

«Балет Евгения Панфилова» в 2010 году получил сразу две «Золотые маски» благодаря спектаклю «Casting off» (16+), который назвали «Лучшим спектаклем в современном танце». Сделавший для этого спектакля свет, видео и аудиомонтаж Алексей Хорошев взял приз за «Лучшую работу художника по свету в музыкальном театре».
2011 год (сезон 2009-2010 гг.)
В этом году в Пермь не отправилось ни одной «Золотой маски», но пермские претенденты на главную театральную премию России были. Впервые на «Маску» поехал Пермский академический Театр-Театр. Спектакль Бориса Мильграма «Жизнь человека» по произведению Леонида Андреева претендовал сразу на несколько премий: «Лучший спектакль-эксперимент», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Владимир Черкасин), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Теодор Тэжик), «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Ната Тэжик-Бенман). И хотя премий «Жизнь человека» не получила, но то была громкая заявка на будущее.
2012 год (сезон 2010-2011 гг.)
Снова театр «У Моста», снова Мартин МакДонах. На тот момент последнюю опубликованную пьесу ирландца «Безрукий из Спокэна» Сергей Федотов начал ставить сразу, как только получил на это разрешение,
Театр оперы и балета представлял на «Золотой маске» 2012 года вечер «Видеть музыку», состоящий из четырёх коротких балетов. Этот эксперимент обещал театру номинации «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа» (Даглас Ли «Souvenir»), «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» (Сергей Матынов), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева, «Souvenir»). «Золотую Маску» вечер «Видеть музыку» получил, но только в качестве Специальной Премии жюри музыкального театра.

2013 год (сезон 2011-2012 гг.)
Очень урожайный год на номинации и «Золотые маски» для пермских театров. Свои плоды дали приезд в Пермь Теодора Курентзиса и планомерная работа Бориса Мильграма в направлении музыкального театра. У Театра оперы и балета сразу три «Золотые Маски»: две из них получил Теодор Курентзис за лучшую работу дирижёра в опере Моцарта «Cosi fan tutte» (12+) и балете Прокофьева «Шут» (6+), Надежда Кучер получила премию за роль Медеи в опере «Medeamaterial» («Лучшая женская роль»). У всех спектаклей было несколько серьёзных номинаций. Кроме уже названных постановок, на три «Маски» претендовал, так и не получив их, балет «Свадебка». Зато балет Театра оперы и балета им. П. И. Чайковского получил Специальную Премию музыкального жюри.
По иронии судьбы на этой «Золотой маске» было две версии мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса»

2014 год (сезон 2012-2013 гг.)
Пожалуй, это была одна из самых необычных для пермских театров, в плане номинаций и наград, «Золотая маска». Среди приятных сюрпризов
Впервые Театр-Театр представлял на «Золотой маске» драматический спектакль. Постановка Елены Невежиной культового романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (16+) боролась за премии в самых престижных номинациях: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Служкин

Театр оперы и балета представлял в этом году балет «The Second Detail/Вторая деталь» (номинация «Лучший спектакль в балете») и оперу-буфф «Свадьба Фигаро», которая была представлена в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа режиссёра» (Филипп Химмельман), «Лучшая женская роль» (Анна Касьян, Наталья Буклага), «Лучшая мужская роль» (Андрей Бондаренко). Но в этих номинациях спектакль призов не взял. Зато Специальную Премию жюри музыкального театра получил хаммерклавирист Максим Емельянычев с формулировкой: «За безупречное чувство стиля, идеальный контакт с вокалистами и головокружительное упоение точностью в исполнении партии континуо в опере Моцарта „Свадьба Фигаро“».
2015 год (сезон 2013-2014 гг.)
Одна из самых успешных «Золотых масок» для Перми. Театр-Театр представлял сразу две постановки. Первая

Неожиданной была номинация театра «Карабаска». Постановка «Ночь перед Рождеством» (12+) в разделе «Кукольный театр» претендовала на призы за «Лучшую работу режиссёра», «Лучшую работу художника» (Вера Задорожняя) и «Лучшую работу актёра» (Андрей Тетюрин). Премии театр «Карабаска» не получил, но показательно, что это первый кукольный спектакль из Перми, номинированный на «Золотую маску».
Снова на «Золотой маске» был представлен театр «Балет Евгения Панфилова»
Очень удачной эта «Маска» стала для Театра оперы и балета. Серьёзные номинации были у балета «Век танца: Стравинский

Номинации: «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Гронк), «Лучшая работа художника по костюмам» (Дуня Рамикова), «Лучшая женская роль» (Джулия Баллок), «Лучшая мужская роль» Винс И). «Золотые маски» эта опера завоевала сразу в четырёх главных категориях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа режиссёра» (Питер Селларс), «Лучшая женская роль» (Надежда Кучер). Кроме этого, «Королева индейцев» получила Приз критики.
В этом же году стали объявлять лонг-лист «Золотой маски»
От Пермского края туда вошли «Пиковая дама» и «Чужой ребёнок» (16+) Театра-Театра, Lux Aeterna «Балета Евгения Панфилова» и «Симфония в трёх движениях» Оперного театра.
2016 год (сезон 2014-2015 гг.)
Этот год закрепил для Перми на «Золотой маске» важную тенденцию, которую можно описать так: «Много, очень много номинаций. Но не очень много побед». Причём это касается в основном Театра-Театра и Театра оперы и балета. Правда, первый в тот год попал лишь в лонг-лист премии, но зато сразу с тремя названиями: мюзиклом «Монте Кристо», спектаклями «Одиссея» и «Ричард III». В этом же списке в тот год были спектакли «Господа Головлёвы» Пермского ТЮЗа (единственное упоминание этого театра на «Золотой маске»), «Эшелон» (12+) Коми-пермяцкого драматического театра им. Горького, «Саломея» (16+) «Балета Евгения Панфилова» а также «Князь Игорь» (12+) и «Конькобежцы» (12+) Театра оперы и балета.
Для последнего этот год вышел противоречивым. Оперный был представлен аж в 25 (!) номинациях, но в итоге удостоился лишь двух призов. Премию в номинации «Балет/современный танец: работа балетмейстера/хореографа» получил Даглас Ли за работу в спектакле «Когда падал снег» (12+), а Специальная Премия музыкального жюри «За художественную целостность» досталась спектаклю «Путешествие в Страну Джамблей» (6+).
Триумфальной эта «Золотая маска» оказалась для Пермского театра кукол. Спектакль «Нармахнар» вошел в лонг-лист, а спектакль «Толстая тетрадь» был выдвинут на соискание премии в трёх номинациях. Эта постановка стала лучшим спектаклем театра кукол, а Татьяна Нерсисян получила приз в номинации «Лучшая работа художника». Это всё было огромным достижением тогдашнего художественного руководителя театра Александра Янушкевича. Он тоже претендовал на «Маску» за режиссуру «Толстой тетради», но приз не получил. Дальнейшая судьба Янушкевича и «Толстой тетради» в Перми сложились весьма драматично. Вскоре после победы на «Золотой маске» из-за конфликта внутри театра кукол Янушкевич его покинул. А вместе с ним ушли и актёры, игравшие в «Толстой тетради», из-за чего спектакль был закрыт.

2017 год (сезон 2015-2016 гг.)
Не самый богатый на номинации, но во многом очень удивительный фестивальный год для наших театров. Они продолжили осваивать лонг-лист. В список самых заметных спектаклей сезона вошли «Лебединое озеро» (6+) Театра оперы и балета, «Живые души» «Балета Евгения Памфилова», «Пять вечеров» (14+) Березниковского драмтеатра и театр «У Моста» со спектаклем «Палачи» (16+) по последней на тот момент пьесе Мартина МакДонаха. И это по-своему прискорбно, ведь раньше с новым МакДонахом Сергей Федотов всегда попадал в список номинантов.
Зато в этот список попал Театр-Театр с водевилем «На всякого мудреца довольно простоты» (16+). Правда почему-то музыкальный спектакль претендовал на награды не в привычной категории «Оперетта/мюзикл», а в основной номинации «Драма/Спектакль большой формы»: как лучший подобный спектакль, за работу режиссёра (худрук Театра-Театра Борис Мильграм) и работу художника (Виктор Шилькрот). Но в этих номинациях всегда самая серьёзная конкуренция, так что в этот раз Театр-Театр остался без наград, что неудивительно.

У Оперного театра в этом году было всего семь (а для этого театра это именно что «всего») номинаций. Но за какой спектакль! Ведь это была «Травиата» (16+) в постановке самого известного театрального режиссёра в мире
Самое удивительное, что ради «Травиаты» организаторы премии изменили её правила, и впервые в истории «Золотой маски» конкурсный показ прошёл не в Москве, а в Перми. Собственно, фестиваль «Золотая маска» тогда и открывался в нашем Театре оперы и балета, куда специально приехали члены жюри и много кто ещё. Даже специальную конференцию о том, есть ли театральная жизнь за МКАДом, тогда провели.

Впрочем, это всё было связано не с какими-то идейными соображениями, а с тем, что не показать на «Золотой маске» оперу великого Уилсона было нельзя, но и в Москву её вывезти тоже было невозможно. Ведь только для сборки-разборки декораций и самого показа какой-нибудь театр в столице пришлось бы закрыть почти на неделю. Естественно, на это ни один театр Москвы не смог пойти. Сейчас жюри всероссийской театральной премии часто выезжает на конкурсные показы в регионы, но отрадно, что прецедент случился именно в Перми. Пусть и из-за технических трудностей.
2018 год (сезон 2016-2017 гг.)
В этот раз особенно много спектаклей из Перми было в лонг-листе «Золотой маски». Туда попали: «Земля Эльзы» (14+) Березниковской драмы; Три кукольных спектакля
Театр-Театр продолжил штурмовать драматическую номинацию, но в этот раз в малой форме с комедией «Месяц в деревне» (12+) по пьесе Тургенева. Смена формата не сильно помогла

Зато Театр оперы и балета был успешен как с оперой, так и с балетом. Балет «Золушка» (12+) был представлен сразу в восьми номинациях и победил в трёх. Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко получил награду как лучший хореограф, Татьяна Ногинова
Необычная по формату одноактная опера Cantos, написанная композитором Алексеем Сюмаком по заказу Пермского театра оперы и балета, в котором и прошла мировая премьера, была выдвинута на премию в семи номинациях. В итоге жюри присудило Cantos две «Золотые маски»: одну Алексею Сюмаку, как лучшему композитору, и спецприз «За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей», который получил весь работавший над постановкой коллектив: Алексей Сюмак, Семен Александровский, Ксения Перетрухина, Лёша Лобанов, Ксения Гамарис, хор musicAeterna и Теодор Курентзис.

2019 год (сезон 2017-2018 гг.)
Эта «Золотая маска» была настоящим олицетворением принципа «Много, очень много номинаций. Но не очень много побед». Пермские спектакли тогда претендовали на совсем уж запредельное число наград

Театр-Театр вернулся в категорию «Оперетта/мюзикл» со сказкой «Карлик Нос» (6+), но ничего не получил во всех семи номинациях. Любопытно, что в этом же году конкурентом «Карлика Носа» был мюзикл «Винил» (12+) музыкального театра Красноярска. Да, это был спектакль по той самой пьесе «Винил», идею постановки которой вынашивали в Театре-Театре долгие годы, и специально для него даже переделали сцену. Из-за того, что спектакль вышел в Красноярске, премьеру в Перми нельзя было бы назвать мировой. Добавляло дёгтя и то, что красноярский «Винил» получил «Маску» за работу дирижёра. Но пермский «Винил» возьмёт своё с лихвой. Но попозже.
Также никаких призов не получил и Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького, попавший в несколько номинаций со спектаклем малой формы «Чёрный монах» (18+) по Чехову. Но для этого театра сам факт участия в «Золотой маске»
Ещё у этой «Золотой маски» был очень примечательный лонг-лист. Но не тем, что там было много спектаклей из Пермского края. В этот раз в список их вошло всего три: «Сад осьминога» (6+) Оперного театра, иммерсивный «Чёрный монах» (12+) из Губахи и «Пьяные» (18+) Театра-Театра. Примечателен это лонг-лист тем, что именно из него, после небольшого скандала, была составлена программа нового театрального фестиваля в Театре-Театре «POST ФАКТ», суть которого как раз в том, чтобы показать и наградить самые примечательные спектакли сезона, не попавшие на «Золотую маску». Первый «POST ФАКТ» вышел неоднозначным, а когда будет второй

2020 (сезон 2018-2019 гг.)
«Золотая маска», на которой Театр-Театр с лихвой отыгрался за те годы, что не получал призов. Пермские театры в этот раз претендовали на 30 «Масок», из них 12 могли взять две постановки Пермской драмы. Первая

Другим номинантом Театра-Театра был музыкальный magnum opus Бориса Мильграма

Театр оперы и балета претендовал на 18 «Золотых масок» за балеты «Шахерезада» (6+), «Баядерка» (12+) и совместный проект с фестивалем «Территория»
Опера «Лючия ди Ламмермур» (16+) попала в лонг-лист, и в этот раз это был единственный спектакль из Пермского края, вошедший в список самых заметных постановок сезона, по мнению экспертного совета. Стоит ещё отметить, что в этом году в специальную программу «Золотой маски»
***
Читайте также: Рецензии «Звезды» на пермские спектакли, как-то отмеченные премией или фестивалем «Золотая маска»: «Монте Кристо», «Палачи», «На всякого мудреца довольно простоты», «Превращение», «#конституциярф», «Калигула», «Месяц в деревне», «Пьяные», «Карлик Нос», «Винил», «Летели качели».
Интервью с обладателями «Золотых масок»: Теодором Курентзисом, Ромео Кастеллучи, Александром Янушкевичем, Надеждой Кучер, Дмитрием Волкостреловым, режиссёром «Путешествия в страну Джамблей» Вячеславом Игнатовым.
Репортажи с репетиций и подготовки «Князя Игоря», «Травиаты», «Пермских богов».
Программу первого фестиваля «POST ФАКТ», основанную на лонг-листе «Золотой маски».
Рекомендуем почитать

«Культура закрывается. Нас всех тошнит». Еженедельная рассылка «Звезды»
Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь