X

Remote Perm как «спектакль о людях в пути»: Сто минут и бездна смыслов

Фото: Тимур Абасов

Толпа людей с наушниками на головах бродит по центру города. Они могут спокойно идти или внезапно остановиться, могут вдруг побежать, начать махать руками, затанцевать... Для обычных прохожих это должно выглядеть странно. А для тех, кто в наушниках слышит голос, дающий указания, все странности наполнены смыслом. Ведь всё это — элементы променад-спектакля Remote Perm, который проходит в нашем городе в рамках Дягилевского фестиваля.

Спектакли, подобные Remote Perm, в России немного уничижительно прозвали «бродилками». Впрочем, это словцо из геймерского сленга довольно точно отражает их суть. Зрители ходят по улицам города или коридорам какого-то здания, совершают какие-то действия и, по сути, они не зрители вовсе, а часть спектакля, причём самая важная. Получается этакий компьютерный квест, вышедший в реальность, или квест-рум, которому тесно в комнате.

Променад-спектакли стремительно входят в моду в России. Они проводятся в разных видах не только в двух наших столицах, но и в других городах страны. В рамках Дягилевского фестиваля первый прогулочный спектакль организовали основоположники этого жанра — берлинская театральная команда Rimini Protocoll. Свой проект Remote X они уже делали в 30 крупных городах мира. Сценарий спектакля и его маршрут создаются специально под каждый город, при создании исходят из его особенностей. Поэтому зимой в Пермь специально на разведку приезжал режиссёр и сценарист из команды Rimini Protokoll Йорг Карренбауэр.

Йорг Карренбауэр Фото: Тимур Абасов

Remote Perm будет проходить на протяжении всего Дягилевского фестиваля — с 15 по 25 мая, по два спектакля в день. Сам спектакль идёт (буквально — идёт) 100 минут. В каждом участвует 50 человек. Перед началом участников (тут, всё-таки, нельзя сказать «зрителей») знакомят с краткой инструкцией и выдают самое главное — передатчик с наушниками. Одно нажатие на кнопку, и сгенерированный на компьютере голос начинает вести по заданному маршруту.

Фото: Тимур Абасов

Первая его точка — церковь Успения Божией Матери на Егошихинском кладбище. Последняя — высокая крыша дома по адресу Максима Горького, 5 с восхитительным видом на Каму и Пермь-I. Между этими точками — совершенно необычное путешествие по абсолютно обычным и привычным местам. Remote Perm безупречно и остроумно вписан в городской ландшафт, блестяще использует его, позволяя иначе взглянуть на город. Электронный голос предлагает представить две стороны улицы полушариями мозга, ворота у кладбищенской церкви — защитой мира живых от мира мёртвых, лестницу у гипермаркета — зрительным залом, из которого можно наблюдать за повседневной жизнью людей, как за спектаклем. А долгий и изнурительный подъём на крышу по крутой лестнице превращается в ясный символ течения человеческой жизни.

Фото: Тимур Абасов

Возможность такого необычного взгляда на городское пространство — лишь одна из многих замечательных составляющих спектакля и не самая важная. Эта история — не про город. Город — лишь масштабная декорация, место действия для труппы из пятидесяти участников. Самое важное в том, как голос искусственного разума ведёт эту труппу, которую называет «стаей», по декорациям, наполняя их неожиданным смыслом.

Есть такой расхожий оборот для рецензий: «спектакль задаёт вопросы». Обычно это просто аллегория, позволяющая что-то сказать о теме спектакля и морали. Но в случае с Remote Perm фразу стоит понимать буквально. Голос в наушниках действительно задаёт вопросы, постоянно. Они вроде простые, но при этом очень глубокие. Именно они постоянно заставляют участников внимательнее смотреть по сторонам, приглядываться, задумываться, фантазировать, порой на очень сложные темы. Чего стоит, например, один из эпизодов в начале пути — на кладбище. Или в костёле — здесь разворачивается, пожалуй, один из самых сильных в философском отношении эпизодов... А, впрочем, обойдёмся без спойлеров.

Фото: Тимур Абасов

И так, через фантазию, поднимается много непростых тем. Красной нитью через весь спектакль проходят вопросы жизни и смерти, памяти и её сохранения. Как символ повседневности, возникает «конвейер». А вода, неважно какая — фонтана гипермаркета или Камы — становится образом коллектива, её капли означают отдельных людей. И все эти важные темы подаются в спектакле через парадоксы. Искусственный разум рассуждает о негативных сторонах прогресса и засилье гаджетов. Постоянно подчёркивает свою искусственность, но старается быть как будто живым. Отдаёт приказы и при этом говорит о свободе. Выстраивает и направляет участников как коллектив — «стаю» — но часто просит каждого человека подумать о своём.

Фото: Тимур Абасов

Благодаря этому всему, всего лишь в сто минут прогулки упакована бездна смыслов. И это работает, но лишь благодаря тому, что Remote Perm постоянно удивляет чем-то неожиданным. Электронный голос всё время подкидывает необычные задачки, приводит в пару интересных мест, отлично манипулирует участниками, подлавливая их в забавные «ловушки» поведения, и весьма удачно — для искусственного интеллекта — шутит, есть даже шутка про «Богему». А местами он откровенно развлекает участников, то предлагая всей толпой пробежать стометровку, то проехаться в трамвае под звуки рок-н-ролла или вообще устроить танцы на площади перед оперным театром.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Улицы Перми и красивые виды, электронный голос с его заданиями и вопросами, веселье и непростые мысли, работа коллектива и индивидуальность участников — всё эти разные элементы в Remote Perm удивительным образом переплетаются вместе и в итоге говорят об одном. И это, повторюсь, не про город, не про пространство. Как любое сильное драматическое произведение, это высказывание о людях. О нас, о простых горожанах, которые день за днём ходят по этим улицам и ничего не замечают — ни города, ни других людей, ни самих себя. Главная возможность, которую даёт этот спектакль — это возможность оглядеться и присмотреться к окружающему миру. Взглянуть на всё по-новому, пройдя своеобразную городскую Одиссею.

Создатели спектакля это подчёркивают, правда, весьма ненавязчиво. Когда электронный голос выстраивает участников на лестнице гипермаркета, предлагая взглянуть с неё на мир как на представление, а на прохожих — как на артистов, он говорит, что это «спектакль о людях в пути». И поди пойми, о ком программа так говорит — о тех, на кого смотрят, или о тех, кто смотрит? А, может быть, сразу о тех и о других?

***

  • Читайте также о том, какие впечателения от Перми получил режиссёр и сценарист Remote X Йорг Карренбауэр, когда приезжал в город зимой для разработки маршрута спектакля.