X

Новости

Сегодня
2 дня назад
17 августа 2018
16 августа 2018

Счастливый понедельник: Музыка. Итоги 2015

38статей

Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке

Восемь пластинок, которые меня порадовали и удивили!

Ещё один год, не принёсший ни крупных музыкальных открытий, ни рождения новых музыкальных стилей. Увы. Рэп, хип-хоп и neo-r&b (Кендрик Ламар, Дрейк, The Weeknd) прочно занимают места в верхних строчках всех хит-парадов и рейтингов. Россия не исключение: везде «Баста», Oxxxymiron и «Скриптонит». В чемпионах большая певица Адель, чей альбом «25» побил все рекорды продаж. Много громких камбэков.

После 15 лет молчания новые альбомы выпустили исторические рок-персонажи: Джефф Линн из Electric Light Orchestra и Дон Хенли, автор знаменитой «Отель Калифорния». После паузы в 17 лет вышла новая пластинка Faith No More. Патриарх французской электроники Жан Мишель Жарр разразился двойным альбомом, на котором собрал кучу звёзд электронной сцены прошлого и настоящего. И ни одно из этих «эпохальных» событий не вызвало и десятой доли того ажиотажа, которым сопровождался выход очередной части «Звёздных войн». Печально, но факт — поп-музыка утратила большое культурное значение и перешла в разряд простого саунд-дизайна среды обитания. Конечно, это не значит, что сама музыка стала хуже или её стало меньше. Нет. Просто для того, чтобы найти нечто достойное, надо менять оптику и смотреть вглубь: в жанровые и субжанровые ниши. Именно там происходит всё интересное. Ну, а я просто кратко расскажу о тех пластинках, которые мне понравились в этом году.

Belle And Sebastian, «Girls In Peacetime Want To Dance», Matador

Вышедшая в январе 2015 года очередная пластинка известной шотландской инди-группы так и осталась для меня лучшей поп-пластинкой года! Отличный лёгкий альбом, полный красивых и умных песен, которые с одинаковым успехом порадуют вас и на вечеринке, и дома. На этот раз шотландцы добавили к своему любимому «свингующему Лондону 60-х» немного нью-йоркского диско а-ля Артур Рассел, что, несомненно, пошло на пользу, сделав запись более разнообразной, а также добавив ей танцевальной энергии. Ну, и название, конечно, «Девушки в мирное время хотят танцевать».

Пластинка, отлично иллюстрирующая сформировавшийся в последние годы в музыкальном андеграунде интерес к дарксайду. Эзотерика, странные религиозные культы, серийные убийцы всегда вдохновляли маргиналов, но последнее время «тёмная сторона» выходит из подполья и становится модной. За псевдонимом Король Чувак скрывается Томас Каугилл — когда-то он играл в блэкметаллических группах, затем шутки ради записал пару даркфолк-композиций в стиле Death in June или Current 93, но быстро понял, что ничего смешного в этом нет, и сделал King Dude своей основной группой. Критики называют Каугилла «адским Джонни Кэшем» и сравнивают с Ником Кейвом. Правда, и Кэш, и Кейв в конце концов пришли к Иисусу, а King Dude пока предпочитает общаться с его оппонентом. Песни из альбома прекрасно бы подошли к саундтреку триллера в стиле «южная готика» вроде первого сезона «Настоящего детектива».

King Midas Sound Fennesz, «Editions 1», Ninja Tune

Лучший эмбиентный (лучше сказать, конечно, иллбентный, но кто сейчас помнит этот термин) альбом года, продукт коллаборации между мастером работы с низкими частотами и мутант даба Кевином Мартином (Techno Animal; The Bug) и австрийским экспериментатором Кристианом Фенешем. При каждом новом прослушивании этой пластинки вас ждут новые открытия: призрачные голоса, звуки воды, шум таинственного леса. Всё это прячется за оболочкой из густого дроуна и басовых пульсаций. Вечно ускользающая красота. Рекомендуется как всем любителям путешествий по внутренним мирам своего сознания, так и реальным путешественникам для долгих лесных прогулок.

4 Позиции Бруно, «Ненужный опыт», «Вальпургиева звукозапись»

Наши соседи из Екатеринбурга выпустили, на мой взгляд, лучший русскоязычный альбом года. «Ненужный опыт» состоит из семи песен-историй о странных событиях, вещах и метаморфозах, происходящих в иллюзорном «мамлеевском» мире, давно уже обживаемом «Позициями». «Лунная мистерия», думаю, лучшая песня об оборотнях, спетая на русском, а «Занесло меня снегами» с необычайной эмоциональной мощью описывает процесс умирания. Слушание «Ненужного опыта» похоже на просмотр мастерского триллера: с первых минут музыка захватывает тебя и не отпускает до самого конца.

Arca «Mutant», Mute. Oneohtrix Point Never «Garden Of Delete», Warp

Я объединил эти два альбома, потому что каждый из них демонстрирует интересную тенденцию в современной электронной музыке: её дегуманизацию и стремление выбраться за границы человеческого мира — к постчеловеческому. Молодой, но уже именитый венесуэльский продюсер Алехандро Герси (Arca) выпустил два альбома, очень хорошо принятых слушателями и критиками, успев поработать с такими звёздами, как FKA Twigs, Канье Уэст и Бьорк. В своей последней работе «Mutant» он исследует проблему гендерной мутации. Даниил Лопатин, который стоит за проектом Oneohtrix Point Never, получил записи заготовок для «Garden Of Delete» на флешке от подростка-пришельца и с увлечением разбирает вопросы бытия объектов без присутствия человека, цитируя современных философов — спекулятивных реалистов. Мы с Артуром Л. посвятили анализу этого альбома целую лекцию. Первый вопрос, когда начинаешь слушать эту холодную, резкую, зачастую дисгармоничную музыку: «А зачем это всё?». Интересно становится, когда начинаешь её демонтировать, исследовать и анализировать. Процесс захватывает, как решение интересной математической или физической задачи, доставляя интеллектуальное удовольствие. Рекомендую всем естествоиспытателям!

«Стук Бамбука в 11 часов» с альбомом «Лёгкое дело холод», «МируМир»

Переиздание альбома ижевской группы «Стук Бамбука в 11 часов», который они записали в домашних условиях в 1991 году. Ребята изобрели трип-хоп на три года раньше, чем это сделали бристольцы Portishead — признанные родоначальники жанра. До сих пор, слушая их музыку и смотря клипы, не могу понять, как они тогда это сделали. В этом году было много хороших переизданий, но это, на мой взгляд, самое важное!

Algiers «Algiers», Matador

Единственный дебют года, который меня очень порадовал и удивил! Трио из Атланты попыталось провести рискованный генетический эксперимент: скрестить холодный индустриальный постпанк с истовым негритянским соулом и госпелом. И он удался! На выходе получилась очень свежая, интересная музыка. Журнал «Роллинг Стоунз» так описывает Algiers: «Для того чтобы представить себе звучание Algiers, можно мысленно нарисовать такую картину. По улице среднестатистического американского города идёт афроамериканец с бумбоксом и слушает хип-хоп. Проходя мимо магазина старых музыкальных инструментов, он, ведомый любопытством, заглядывает туда. Внутри он видит, что там репетирует пара ботаников с синтезаторами. Муги, роланды, микшеры. Тем временем прямо напротив собирается другая группа людей, которые поют госпел и собирают деньги на приют для детей-сирот. Из-под земли в это время, прямо со станции метро, находящейся под улицей, доносится визг гитары, на которой играет алкоголик-попрошайка. И в конце концов в какой-то момент парень с бумбоксом начинает петь, учитывая весь гармоничный хаос вокруг себя. Иногда он сбивается на речитатив. Это всё-таки Атланта, здесь очень сильна хип-хоп традиция». Так и звучит этот альбом. Найдите и послушайте. Уверен, такого вы ещё не слышали!

Всех с наступающим Новым Годом! Удачи! Берегите себя. Встретимся в 2016!