X

Citizen

Сегодня
Вчера
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017
13 ноября 2017

Пермь Первая: поэзия упадка

87статей

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Фото: Иван Козлов

Пойти к берегу реки в ясный, тёплый и солнечный день может каждый. Но мы, во-первых, не ищем лёгких путей. А во-вторых, если прогулочная рубрика будет выходить только по солнечным дням, то этим летом вы точно забудете, как она выглядит. Поэтому плюём на погоду и отправляемся бродить между берегом Камы и станцией Пермь-I.

Проще всего сойти на набережную по каменным лестницам с улицы Монастырской. В такую слякоть здесь никого нет, кроме рыбаков. Поэтому совершенно непонятно, за счёт чего, например, выживают многочисленные киоски с пирожками, установленные на новом участке набережной, и вот это заведение на старом участке — при всей своей неказистости оно совершенно непотопляемо.

Фото: Иван Козлов

Кажется, оно уже стало одним из местных символов. Я ни за что в жизни не зайду в него трезвым, но я надеюсь, что когда реконструкция набережной доберётся и до сюда, его сохранят — слишком уж колоритное. Один этот фонтан с декоративной горкой чего стоит:

Фото: Иван Козлов

Когда в начале десятых годов я работал в газете «Соль», располагавшейся в то время на Речном, в музее PERMM (он, как вы помните, располагался там же) как раз проходила выставка художника и архитектора Александра Бродского. А перед входом в музей установили знаменитую Ротонду Бродского. Тогда в музее была популярна байка: якобы, хозяин соседней шашлычной, увидев монтаж Ротонды, пришёл к Гельману и мягко намекнул ему, что вторую шашлычную по соседству с его заведением строить не нужно, иначе будут проблемы. Байка байкой, а проблемы и злоключения через пару лет начались как раз у музея PERMM, а вот у его соседей-бизнесменов, как мы видим, всё отлично:

Фото: Иван Козлов

Ну и Речной для контраста. Надо было его, наверное, тоже целиком в синее остекление запаковать.

Фото: Иван Козлов

Причалы выглядят не сильно оптимистичнее. Правда, на них ещё сохранилась чья-то ироничная роспись:

Фото: Иван Козлов

А на ступенях — стихотворение Лермонтова. Если не ошибаюсь, его написали здесь школьники в рамках одной из музейных программ.

Фото: Иван Козлов

Тут вообще много всего — что естественно, ведь пространства вокруг Речного в первую очередь становились полигонами для стрит-артистов, которым не нужно было далеко ходить из музея.

Фото: Иван Козлов

В такую погоду местные граффити могут стать утешением для тех, кто пришёл купить билет на пароход и обломался:

Фото: Иван Козлов

Это просто одна из миллионов фотографий «Счастья не за горами», я не мог её не сделать, листайте дальше.

Фото: Иван Козлов

Второй объект, который неудобно не заметить, но и рассказать о нём особо нечего — памятник-паровоз 9П-752, восстановленный в конце восьмидесятых. Ну, вдруг вы давно не были в тех краях и соскучились по нему.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

С железнодорожного моста открывается вид на железнодорожный вокзал Пермь-I, построенный в 1878 году. По большей части, свой нынешний облик он обрёл ещё в 2014 году — за несколько дней до того, как по Монастырской должна была пройти эстафета олимпийского огня, вокзал отделали стахановскими темпами (Речному повезло меньше — его просто закрыли огромным баннером). Эстафета прошла, все расслабились, даты сдачи объекта в его паспорте заменили на более поздние и с тех пор никакой особой активности тут не наблюдается. Надеюсь, на нашем веку его всё же откроют.

Фото: Иван Козлов

Вот ещё один ракурс — с замечательным стеклянным кубом на фоне (его-то точно откроют быстрее, чем вокзал).

Фото: Иван Козлов

Речной с другой стороны. Почти готов для приёма выставки «Россия — моя история».

Фото: Иван Козлов

С железнодорожной платформы можно полюбоваться историческими зданиями на территории мотовозоремонтного завода «Ремпутьмаш». Рано или поздно обязательно свожу вас и туда, но пока придётся глазеть из-за забора. Это стратегическое предприятие, и без визы ФСБ туда не войдёшь. Да и с ней не факт, что пустят.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Дальше нам нужно вернуться на площадь за Речным, зайти за ресторан «Экспедиция» и ступить на дорогу, которую вы точно ни с чем не спутаете, она чудовищна:

Фото: Иван Козлов

Видите — там за кустами вдоль дороги забор, исписанный буквами. Это части фестиваля «Длинные истории Перми 2012». Если вы уже забыли, в чём там была суть, напомню, что в фестивале 2012 года главными были не граффити, а стихотворные тексты, которые художники осмысляли на свой вкус. Мне тогда посчастливилось поучаствовать в выборе стихов для фестиваля (Бродский на Белинского и Летов на Северной дамбе сохранились до сих пор), и вот за этот забор, вдоль которого мы сейчас идём, я особенно горд. Это Эрнст Яндль, австрийский поэт-экспериментатор, который оказал влияние на многих европейских поэтов, музыкантов-индустриальщиков и не только. Не уверен, что это единственный в мире забор, на котором увековечены его стихи, но единственный в России уж точно.

Фото: Иван Козлов

А стихотворение вот такое:

Два вида жестикуляции

я перекрещиваюсь
перед каждой церковью
я переяблочиваюсь
перед каждым садом

как я делаю первое
знает каждый католик
как я делаю второе
я один

А дальше по маршруту следования — Маяковский и Ахматова:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

В 2012 году, когда музей PERMM получил в распоряжение два ангара Мотовилихинских заводов, мы все были уверены, что это пространство в конце длинной и пустой улицы, проходящей вдоль железнодорожных путей, заживёт новой жизнью. Там даже проходили отличные выставки в рамках «Живой Перми», логотип которой до сих пор можно разглядеть из-за забора. Но потом всё схлопнулось, музей PERMM теперь использует эти помещения только как склады, на которых хранятся списанные арт-объекты, а унылая длинная дорога так и не стала частью пермского культурного маршрута. Поэтому стихи Ахматовой и Маяковского сегодня читают только рыбаки да проезжающие тут заводские работники. Что-то грустно стало, сверну лучше с этой дороги непосредственно на набережную. Она на участке от Речного до Мотовилихи пустынная и тихая, вот такая:

Фото: Иван Козлов

Сойти с неё не так-то просто, поскольку слева река, а справа бесконечный забор. Мне удалось выбраться через этот волшебный портал:

Фото: Иван Козлов

Мы уже слишком далеко прошли, чтобы возвращаться назад, поэтому идём дальше — сквозь промзону и вдоль заводского забора. Тут встречаются такие вот элитные зоны отдыха:

Фото: Иван Козлов

Минут через десять (вы не заблудитесь, сворачивать некуда) дойдём до станции Славянова. Вот и всё.

Фото: Иван Козлов

Ах да, вам же теперь нужно как-то выбраться из этого медвежьего угла. Выход есть: просто читайте вот эту экскурсию задом наперёд.

***

  • Предыдущие «прогулки» Ивана Козлова вы можете найти здесь и здесь.