X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 ноября 2019
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
10статей

Бесхозные здания, заброшенные территории в Перми. Тёмные пятна на карте города.

Что делать с заброшенными территориями? Мировой опыт

То, что в Перми есть масса проблемных мест, настолько же очевидно, как и то, что мебель следует покупать в мебельном магазине. Но Пермь с такими проблемами не уникальна. Так как решают вопрос с неблагополучными территориями в разных городах мира?

Мы уже писали об обратной стороне Перми с её заброшенными территориями, как гражданскими, так и военными. Конечно, неблагополучных мест в нашем городе куда больше: к ним смело можно отнести все долгострои, разбитую набережную, автостоянку на месте пешеходной части улицы Пермской, заброшенные склады и заводские цеха...

Вообще, в Перми остро стоит вопрос нехватки организованных общественных пространств: мест для прогулок, общения, реализации творческих идей. В принципе, это проблема всех мегаполисов. В том же Санкт-Петербурге пропадает уникальный ресурс — набережные. Сейчас они используются исключительно в транспортных целях, тогда как эту функцию вполне можно сочетать с функцией публичного городского пространства.

Однако и Москва, и Питер, и ряд других российских городов постепенно развивают свою культуру общественного пространства. В Москве, например, есть Парк Горького. Там можно не только гулять с детьми, кататься на каруселях или смирно сидеть на диатезно-рекламных лавочках (как в нашем Горьковском), но и поваляться на топчанах, сходить в музей современного искусства, пообедать в нескольких ресторанчиках, посмотреть трансляцию спортивного матча, поработать, наконец. Парк Горького стал местом притяжения не только туристов, но и москвичей. Людей привлекает не только большой выбор занятий, но и то, что парк — ухоженное и безопасное место. И бесплатное.

Евгений Птушка / Strana.ru Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Но Парк Горького всегда был местом, изначально созданным для организованного досуга горожан. Другое дело, что свой современный облик он принял после тщательно продуманной реконструкции. Однако в мире есть немало примеров, когда депрессивный район или неблагополучное место не только меняли свой полюс с отрицательного на положительный, но и превращались в настоящий магнит для туристов и горожан.

Заброшенная железная дорога The High line (Нью-Йорк)

В 30-х годах прошлого века на Манхэттене была проложена железная дорога The High line — специально, чтобы объединить три района острова. Особенность этой линии была в том, что строители расположили ее на высоте 30 футов. Это позволяло повысить уровень безопасности дороги, потому что первая железная дорога укладывалась прямо на асфальт. Из-за постоянных аварий поездов и автомобилей 10-я авеню снискала славу «Авеню Смерти».

фото: urbanurban.ru

В 1980 году по ветке проехал последний поезд, и почти 20 лет в самом сердце Манхэттена существовала заброшенная железнодорожная ветка. В 1999 году на конференции, где решалась судьба The High line, большинство участников выступали за разрушение ветки. Только двое энтузиастов — Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд — ратовали за её сохранение. В итоге осенью этого же года они создают сообщество «Friends of the High Line», а в 2002 году они уже получают поддержку властей. На их стороне выступил и Городской совет, и мэр, который, кстати, даже предложил финансовую помощь. Сметная стоимость парка составила $153 млн. Большую часть оплатило государство, однако около $19 млн организаторам пришлось найти самостоятельно. Кроме того, был запущен конкурс проектов, в котором участвовало более 700 работ из 36 стран.

Так, в 2009 году на месте старой железной дороги появился парк, который со дня открытия стал настоящим магнитом для туристов. Посмотреть на «урбанистическое чудо» и прочувствовать атмосферу приезжали профессионалы из разных уголков мира: Роттердама, Гонконга, Сингапура, Иерусалима...

И, если учесть, что Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд черпали вдохновение из Promenade Plantée (о котором мы расскажем ниже), можно сказать, что при правильном подходе и тщательном планировании проект повторного использования проблемных сооружений и заброшенных территорий может быть применён в любом городе.

Железнодорожный мост (Париж)

Железнодорожная ветка ligne de Vincennes была построена в 1859 году на виадуке, который вёл от площади Бастилии до восточных окраин Парижа. Однако в начале 70-х годов была построена новая ветка, и старая железная дорога оказалась не у дел. Больше десяти лет она простояла заброшенной, но уже в 80-х годах городская администрация задалась вопросом: как можно использовать ненужный участок железной дороги?

Реконструкция началась в 1984 году, когда на месте станции Bastille построили театр Opéra de la Bastille. Затем был поднят вопрос — демонтировать виадук, по которому проходят железнодорожные пути, или превратить во что-то новое? Идея устроить здесь пешеходно-парковую зону и интересную культурную площадку была гораздо интересней, чем бездушный демонтаж виадука. И в 1988 году архитектором Патриком Бергером был объявлен конкурс, а году первые отрезки надземного променада (который сейчас называт Promenade Plantée или Coulée Verte) торжественно открылись уже через 8 лет. Полностью же работы были завершены в 1997 году. Променад, расположенный на крыше виадука, протянулся на 4,7 км и занимает площадь 6,5 га.

Виадук представляет собой каменную дорожную конструкцию примерно 10 м в высоту с 64 арками из розового кирпича и камня. Под арками сейчас можно найти самые разные ателье, художественные мастерские, галереи, кафе, рестораны, антикварные магазины. Неслучайно виадук называется Viaduc des Arts (Виадук искусств). Причём гуляют там не только туристы, но и с удовольствием проводят время и сами парижане.

Привести в порядок публичное пространство можно и без космических бюджетов. Примеров, когда на пустыре внезапно появилась детская площадка, множество. В улучшении города должна максимально проявляться инициатива горожан. Начать можно с малого — обустроить двор, организовать субботник...

Хороший двор (Москва, Воронеж)

Двор дома № 7 по 2-му Войковскому проеду в Москве — милая районная достопримечательность. Стены дома увиты диким виноградом, есть живая изгородь, ухоженные газоны, симпатичные садовые фигурки... А появился такой двор, потому что однажды жители домов решили, что хотят жить красиво и удобно.

Фото: http://bg.ru/blogs/posts/14174/

Другой пример — из Воронежа. Там на месте заросшего и откровенно депрессивного двора возле музея им. Крамского теперь красиво и разумно устроенное общественное пространство с деревянными скамейками, арт-объектами и сценой. Внутренние стены двора разрисованы граффити. Инициатором проекта стала одна из сотрудниц музея.

Фото: vk.com/kramskoi_muzeiny_dvorik

***

В Перми благоустроенных двориков тоже не мало. Да и примеры волшебного превращения неустроенных территорий в места притяжения горожан туристов тоже есть. Так, преподаватель ПГНИУ Елена Власова в качестве такого примера называет Речной вокзал, ставший Музеем современного искусства.

Елена Власова:

— Хорошее решение было в случае Речного вокзала. Когда такое заброшенное, маргинальное здание, которое никак не могло прижиться в пространстве города, превратили в музей. Жаль, конечно, что по финансовым вопросам оно не прижилось. Хотя содержательно как раз оно было реализовано полностью.

Мне кажется, хорошим мог бы быть квартал на месте старой пермской типографии — там, где Тополёвый переулок, ул. Петропавловская. И здание типографии, и здание той же табачной фабрики после реставрации будут очень красивыми. Там отлично могут устроиться и музеи, и галереи, и, может быть, какие-то интересные кафе. На мой взгляд, этот квартал прекрасно подойдёт для таких целей.

В чем же может быть проблема Перми? Почему нет активной реконструкции «заброшек» — земли обетованной для диггеров, выпивающих подростков и маргинальных элементов? Правозащитник, член Комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий считает, что основная проблема — это высокая стоимость недвижимости.

Денис Галицкий:

— В городе есть заброшенные территории, потому что у нас очень дифференцированная стоимость недвижимости и земли. Вообще, во всех городах в мире, даже в самых дорогих, существует недвижимость, которая стоит ноль. Ее можно купить за копейки. Скажем, был построен магазин, а трассу проложили в другом месте. И теперь этот магазин никто не собирается эксплуатировать. Даже в новостях сейчас можно прочитать, что, например, атомная электростанция на Лонг-Айленде была продана муниципалитету за 1 доллар. Почему так? Потому что действительно, есть объекты, которые ничего не стоят. И если я знаю, как вдохнуть в это место жизнь, как привести его в порядок, мои затраты именно на покупку будут минимальны. А у нас даже если здание никому не нужно, располагается в самой дыре — оно всё равно будет стоить миллион. То есть мне, чтобы реализовать свои планы или проекты, нужно не только вложиться в развитие, но и основательно потратиться на покупку.

Перед нами стоит проблема освоения заброшенных территорий, как мне кажется, потому, что эти самые территории почему-то до сих пор дорого стоят. Инициатива же по приведению в порядок заброшенных мест должна исходить от частных инвесторов. Роль администрации города в данном случае заключается в создании подходящих условий для развития новых объектов.

Действительно, практика продажи обветшалой или откровенно заброшенной недвижимости на Западе очень распространена. Например, на Сицилии старинные дома можно купить всего за 1 евро. Правда, с условием обязательной реставрации, которая выльется в сотню тысяч. Но с другой стороны, представьте, что вы молодой пермский художник и хотите создать свой лофт — с картинами, регулярными выставками и прочими околокультурными мероприятиями. Энтузиазма у вас не занимать, а вот с финансами туговато — хватит только на недорогой ремонт. Какова вероятность, что вы решите реализовывать свой замысел, если подходящая для вашего проекта недвижимость стоит сотни тысяч рублей? Невелика. Тогда как с заброшенным цехом за 1 руб. (да хоть за 20 000 руб.) ваша мечта станет гораздо ближе.

А у горожан появится новое место, куда можно сходить на выходных.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь