X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Garry Knight / Flickr

Передача данных вытесняет голосовую связь

Голосовая связь перестает быть самой популярной услугой сотовой связи, операторы говорят о радикальной смене структуры трафика. Вслед за этим меняются объём и источники доходов операторов.

Смена приоритетов

Операторы сотовой связи отмечают, что эта тенденция сложилась даже не в прошлом году, однако сегодня её динамика такова, что вскоре структура трафика может измениться самым кардинальным образом. «Спрос на услуги мобильного интернета растёт настолько стремительно, что уже в перспективе трёх-четырёх лет передача данных может стать основной услугой сотовой связи. По итогам 3 квартала 2015 года общий объем мобильного data-трафика, генерируемого абонентами МТС в Пермском крае, увеличился в 1,6 раза в годовом исчислении», — констатирует Оксана Кайгородова, коммерческий директор МТС в Пермском крае. О чуть меньших темпах заявляет Tele2: за период с декабря 2014 по декабрь 2015 года объём data-трафика в сети компании увеличился на 55 %.

На этом фоне динамика трафика других видов связи несопоставимо скромнее. Голосовой трафик в 2015 году в Пермском крае в зависимости от оператора вырос только на 5-7 %, количество отправленных SMS у Tele2 выросло на 5 %, а у МегаФона даже несколько снизилось.

Причины такой динамики одинаковы для всех. В первую очередь это развитие сетей высокоскоростной передачи данных в регионе: 3G, 4G и LTE. Оксана Кайгородова отмечает, что по статистике МТС каждый абонент после начала использования 4G-интернета в среднем удваивает количество передаваемой информации. Свою роль играет всё большее распространение смартфонов и планшетов, поддерживающих эти технологии передачи данных. Наконец, стимулирующее действие на data-трафик оказывает развитие линеек пакетных тарифных планов, в которых доступно значительное количество голосового трафика и интернета.

МТС отмечает, что в целом по стране (региональные данные отсутствуют) доля data-трафика в 3 квартале 2015 года достигла 20 %, в то время как тремя годами ранее она составляла всего 9,5 %. Данные об изменении доли голосовой связи в структуре трафика компания не разглашает.

Низкодоходный «голос»

Произошедшие изменения сказались на выручке операторов сотовой связи. Николай Лазаренко, руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке Пермского отделения компании «МегаФон», говорит, что голосовая связь становится всё более дешевой для клиентов, несмотря на рост затрат у операторов. «Только за 2015 год цены на пакетные тарифы семейства „Всё включено“ в Пермском крае тем или иным образом корректировались в сторону снижения четыре раза. Это было либо прямое снижение цены, либо увеличение доступных объёмов голосового и интернет-трафика при сохранении прежней стоимости», — отмечает эксперт. При этом, по словам Лазаренко, снижения доходов от этой услуги не происходит: снижение дохода компенсируется увеличением объема трафика.

В МТС также говорят о снижении доходов от голосовой связи. «Средняя цена минуты стабильно падает: в третьем квартале она установилась на уровне 0,88 рубля, в то время как в аналогичном периоде прошлого года составляла 0,95 рубля», — констатирует Оксана Кайгородова.

Эксперты отмечают, что основной точкой роста доходов операторов сегодня является мобильный интернет. В частности, выручка МТС в России от передачи данных в третьем квартале 2015 года показала рост более чем на 20 % в годовом исчислении.

В этих условиях операторы стремятся как можно активнее стимулировать пользование услугами мобильного интернета. Инструментов три: техническое развитие сетей, продажи доступных смартфонов и планшетов, а также управление тарифной политикой.

В то же время замещение голосовой связи на data-трафик идет не так быстро, как за рубежом. Собеседники издания отмечают, что в России все-таки сохраняется отставание от западных рынков в плане потребительских привычек: о том чтобы массово отказываться от обычных звонков ради голосового общения через whatsapp и viber как в Англии например, речь не идёт.

Рынок, на котором нет кризиса

Экономический спад в свою очередь не оказал существенного влияния на рынок мобильной связи. «Это связано с невысокой стоимостью услуг. Средний чек на услуги связи у россиян составляет порядка 300-400 рублей в месяц — это не та сумма, на которой экономят жители. По итогам третьего квартала 2015 года абоненты МТС тратили на связь в среднем 341 рубль в месяц, что на 5,5 процентов больше, чем в предыдущем квартале», — отмечает Оксана Кайгородова.

В то же время некоторые качественные изменения на рынке всё-таки произошли. «Мы видим существенный рост пакетных тарифных планов, чья доля в общем количестве уже превысила 50 %. Это объясняется фиксированной суммой оплаты в каждом месяце — так проще планировать семейный бюджет и искать способы его оптимизации», — говорит Николай Лазаренко.

Помимо этого, операторы, несмотря на кризис, отмечают рост спроса на смартфоны и планшеты бюджетного сегмента. Интерес к недорогим устройствам отчасти связан с желанием сократить расходы, но свою роль сыграло и резко увеличившееся предложение такого рода устройств.

Пожалуй, единственное негативное последствие кризиса — потеря части доходов от международного роуминга. По словам Николая Лазаренко, в 2015 году потребление услуг в международном роуминге снизилось на 15-20 %, однако это снижение было компенсировано увеличением объёма услуг национального роуминга. В целом, за 2015 МегаФон отмечает даже рост потребления услуг за пределами домашнего региона.

Впрочем, рост data-трафика наблюдается и здесь. «Количество звонков и переданных в международном роуминге SMS в период новогодних каникул осталось на уровне аналогичного периода прошлого года, в то время как мобильный интернет-трафик за границей увеличился почти в 2,5 раза», — говорит Екатерина Чудинова, коммерческий директор пермского филиала Tele2. Оксана Кайгородова отмечает похожую тенденцию: на фоне сокращения количества звонков и SMS-сообщений из-за рубежа по итогам третьего квартала 2015 года абоненты МТС Пермского края пользовались мобильным интернетом в роуминге в 1,5 раза чаще в годовом исчислении.