X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 сентября 2019
Фото: Константин Долгановский

Рынок ломбардов: рост в тумане

Кроме Банка России, который усиливает своё регулирующее воздействие, ломбарды теснит конкуренция со стороны МФО. Тем не менее собственники не спешат продавать этот бизнес.

Цыплят не считают

На сегодняшний день рынок ломбардов является непрозрачным. Ломбарды были переданы под контроль Банка России всего два года назад. Сейчас мегарегулятор видит порядка 10 % рынка: примерно такая доля учреждений включена в его официальный реестр и отчитывается перед ним. Сам реестр, в отличие от аналогичного перечня МФО, на сайте ЦБ не размещён.

Также для данной отрасли законом не предусмотрено создание саморегулируемых организаций, вступление в которые было бы обязательным. На федеральном уровне существуют профессиональные объединения, участие в них является добровольным, в основном они взаимодействуют с федеральными и крупными региональными сетями. Соответственно, существует огромное количество мелких ломбардов, полностью скрытых от учёта и оценки.

Добавляет тумана и тот факт, что часть ломбардов уходит из-под контроля Банка России путём вывода деятельности в смежные виды бизнеса (скупка, комиссионная торговля), которые находятся вне юрисдикции регулятора.

В силу названных причин точными данными о ёмкости рынка сегодня не располагает никто, тем более это касается региональных рынков. Алексей Лазутин, президент НП «Национальное объединение ломбардов», приводит свою оценку в целом по стране: «Общий портфель ломбардного рынка в 2015 году увеличился на 70 % и достиг 45 млрд рублей. За три квартала 2015 года в ломбардах было выдано более 215 млрд рублей». По его словам, количество розничных объектов, расположенных в настоящий момент на территории всей Российской Федерации, составляет около 20 тыс.

Чем меньше населённый пункт, тем менее прозрачен рынок, поскольку в поле зрения и Банка России, и профессиональных объединений закономерно оказываются в первую очередь сетевые операторы. «Доля сетевых ломбардов повышается в основном в крупных городах, так как в небольших населённых пунктах затраты на сетевое администрирование менее эффективно», — отмечает Михаил Унксов, президент НО «НП Лига ломбардов».

Двое из ларца

Как и МФО, ломбарды стали альтернативными источниками заёмных средств в условиях существенного сокращения банковского кредитования. Тех и других роднят сравнительно короткие сроки заимствований и гораздо более высокие, чем в банках, процентные ставки. Наиболее частой формой заимствований в МФО являются «займы до получки», то же и в ломбардах. По словам Алексея Лазутина, средний срок займа здесь составляет 39 дней.

Что касается ставок, то у ломбардов они ниже, чем в МФО, поскольку ломбардные займы обеспечены залогом. Сумма, которую клиент может получить в качестве займа, определяется ломбардом на основании оценочной стоимости залога с применением дисконта. При этом дисконт может достигать 50 %.

Наличие залога — только одно из различий между ломбардами и МФО. С точки зрения организации бизнеса, есть существенная разница и в источниках фондирования. По словам Динары Юнусовой, члена правления МФО «МигКредит», в случае с МФО это средства акционеров, банковские кредиты, а также средства физлиц, привлекаемые под проценты. Ломбарды ограничены средствами учредителей: по закону они не имеют права привлекать средства физлиц, а банки этот сегмент бизнеса часто даже не рассматривают в качестве потенциального заёмщика.

Меньшая доступность заёмных средств является одним из факторов, определяющих в среднем меньший масштаб бизнеса ломбардов в сравнении с МФО. Второй сдерживающий фактор — отсутствие возможности выдачи займов онлайн. Для передачи залога необходим визит клиента в ломбард, тогда как для рынка МФО дистанционные продажи являются одним из трендов, отмечает Динара Юнусова.

Наутёк от коллекторов

Эксперты отмечают, что рост спроса на услуги ломбардов под влиянием кризиса действительно имеет место. «Во время текущего кризиса наблюдается новое, по сравнению с предыдущими кризисами, явление: люди начали экономить даже на необходимом, вместо того чтобы поддерживать прежний уровень жизни с помощью заимствований. Поэтому повышение спроса на займы в ломбардах заметно меньше влияния кризиса на покупательскую способность граждан», — рассказывает Михаил Унксов.

Кроме снижения уровня реальных доходов населения, эксперты называют и другие причины роста интереса к услугам ломбардов. В частности — сложность получения банковского кредита, слишком высокие процентные ставки МФО. Михаил Унксов отмечает, что относительно новым фактором является опасение действий коллекторских служб, которым банки и МФО продают долги заёмщиков. В ломбардах же санкции за невозврат займов отсутствуют, что повышает их привлекательность в глазах заёмщиков. Соответственно, здесь отсутствует и предварительная процедура оценки платёжеспособности клиентов и их контактных лиц.

Всё это способствовало органическому росту рынка в 2015 году. Кроме того, Алексей Лазутин говорит, что увеличение количества ломбардов произошло также за счёт МФО, решивших организовать дополнительную услугу, и ювелирных сетей, обеспечивающих себя таким образом не только дополнительным доходом, но и сырьём для последующего производства новых ювелирных украшений.

По оценкам экспертов, в результате роста рынка в 2015 году количество займов в крупных городах выросло на 10-15 %, в моногородах — на 20-30 %. Средняя сумма займа возросла на 7-10 % и составляет около 6,5 тыс. рублей.

Золото-бриллианты

Несмотря на то что снижение уровня жизни населения рассматривается как один из стимулов развития рынка ломбардных услуг, Алексей Лазутин отмечает, что целевая аудитория ломбардов довольно разнообразна. Есть ломбарды, в которые принимают люксовый сегмент товаров, например, часы или автомобили. И всё-таки более 90 % рынка по-прежнему приходится на ювелирные ломбарды, ещё 7 % — на автоломбарды. Оставшиеся 3 % — это бытовая техника и электроника, антиквариат и меховые изделия.

Портрет типичного заёмщика, составленный Национальным объединением ломбардов, опровергает стереотип о том, что ломбардные займы — это займы для маргиналов. Шестьдесят процентов пользующихся услугами этих учреждений находятся в возрасте 30-60 лет, ещё 16 % — до 30 лет, лишь 24 % — старше 60 лет. Среди клиентов 60 % женаты или замужем, а 45 % имеют детей. «Есть целый сегмент индивидуальных предпринимателей, которые пользуются ломбардами для пополнения оборотных средств. Отдельная категория — это мигранты и туристы. Часть клиентов пользуется ломбардами, чтобы не портить при негативном сценарии свою кредитную историю. В некоторых регионах ломбардами активно пользуются беженцы и близкие к данной категории сегменты потребителей», — рассказывает Алексей Лазутин.

Вверх и вниз

Фактическая динамика ставок по ломбардным займам является довольно разнородной. За те шесть кварталов, что Банк России ведёт расчёт среднерыночных значений их полной стоимости, ставки по займам с обеспечением в виде автомобиля выросли на треть, с иным обеспечением — снизились на четверть. Тем не менее займы в автоломбардах по-прежнему значительно дешевле: 87 % годовых по сравнению с 133 % по займам с любым другим залогом.

Фото: Банк России

В свою очередь, ломбардные займы под залог автомобиля в разы дороже аналогичных банковских кредитов: ставка по последним в течение прошлого года колебалась в пределах 26-30 % и имела тенденцию к снижению.

В настоящее время Банк России осуществляет регулирование предельных значений полной стоимости ломбардных займов по аналогии с правилами, действующими для банков и МФО. Эксперты отмечают, что такой подход не учитывает специфики рынка. «Прежде всего страдает сегмент ломбардов, работающих под залог бытовой техники и электроники. У этих товаров крайне низкий жизненный цикл и уровень ликвидности, поэтому ставка по таким займам должна быть выше. Установленное регуляторами ограничение делает данное направление крайне рискованным и заставляет участников рынка либо закрывать его, либо искать альтернативные механизмы работы», — констатирует Алексей Лазутин.

Фото: Банк России

Оценки экспертов относительно будущей динамики ломбардных ставок расходятся. По мнению Михаила Унксова, займы будут дорожать: «Ломбарды работают в существенно разных условиях, и для значительного их количества (особенно в малых городах) даже предельно допустимая ставка не обеспечивает нормальной прибыльности, а значит, текущий квартал эти ломбарды будут работать на предельной ставке. Это приведёт к тому, что на следующий квартал среднерыночная ставка, а за ней и предельная, возрастёт», — поясняет эксперт.

В свою очередь, Алексей Лазутин полагает, что средняя ставка будет ежегодно снижаться на 5-7 % от действующей.

На что потратить пять миллионов?

Несмотря на рост рынка ломбардных займов, интереса к покупке готового бизнеса, в отличие от периода 2008-2009 годов, в этом сегменте не отмечается. Одна из причин этого — достаточно развитый рынок услуг МФО, которого в прошлый кризис ещё не существовало. «В то же время и достаточного предложения готовых ломбардов на рынке нет: владельцы не стремятся продать бизнес, что говорит о его стабильной работе», — замечает Андрей Суворов, исполнительный директор по СНГ Business Asset Exchange.

По словам эксперта, для того чтобы открыть ломбард в Перми, необходимо затратить 200 тыс. рублей на ремонт помещения и закупку оборудования. Также надо иметь запас средств, чтобы покрывать расходы на период раскрутки, который составит порядка двух месяцев (аренда, зарплата, охрана, страхование, реклама и т. д.) — 600 тыс. рублей. И самое главное! Потребуется денежная сумма, которая будет выдаваться в качестве займов: её минимальный размер, требуемый для окупаемости, составляет 4 млн рублей. «Если у вас на руках нет 5 млн рублей, то начинать ломбардный бизнес не имеет смысла», — подытоживает Андрей Суворов.

Эксперт отмечает, что покупка уже действующего ломбарда обойдётся примерно в два раза дороже, чем его создание с нуля. Однако такой вариант решает одну из самых сложных проблем — поиск помещения с хорошим местоположением.

По оценке Андрея Суворова, средний срок окупаемости ломбардов составляет порядка 4-5 лет.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь