X

Новости

Вчера
2 дня назад
17 апреля 2019
Фото: Константин Долгановский

Региональное импортонезамещение в пермской политике

Кто пришёл в Пермский край вместе с Виктором Басаргиным и удалось ли этим людям заменить собой пермскую элиту?

Экономические санкции, введённые некоторыми странами Запада против России, заставили поднапрячься чиновников всех уровней, чтобы сообразить: каким российским аналогом можно заменить утраченный продукт и хватит ли сил у российского предпринимателя на такое импортозамещение? Но, поскольку санкции введены только что, подавляющее большинство сограждан ещё не успело почувствовать на себе всех их «прелестей»: магазины реализуют остатки прежней роскоши, закрывая этим часть потребностей; другим продуктам нашлись заменители из стран, не причастных к санкциям; а кто-то и просто никогда не вкушал дорогущих заморских сыров с плесенью. И, конечно, не так быстро мы почувствуем последствия, связанные с производством самой разной техники — от бытовой до космической.

Что касается региональной власти, то «санкции» применительно к Пермскому краю случились весной 2012 года, когда губернатор Олег Чиркунов был отправлен в отставку, а на его место с приставкой «и. о.» был назначен Виктор Басаргин. Как и положено, новый глава региона начал формировать новую команду. На ключевые посты в администрацию и правительство были приглашены соратники Виктора Фёдоровича по Минрегионразвитию (в этом ведомстве Басаргин трудился с 2008 года), а также выходцы из Екатеринбурга (именно в этом городе Басаргин жил, учился и начинал своё восхождение по карьерной лестнице), Челябинска (находящегося в 200 км от Екатеринбурга) и городков Челябинской области, например Магнитогорска.

Сейчас на дворе конец 2014-го. Самое время подвести итоги «регионозамещения»: кого «импортировал» Виктор Басаргин тогда в 2012 году, кто остался и, самое главное, каков результат этого сложного процесса?

Мы предлагаем вашему вниманию далеко не полный список персон, которые в разное время занимали или только собирались занять ключевые посты в системе управления Прикамья. Посмотрите на их биографии: в Пермь приглашены профессионалы высокого класса. Но почему многие из нас так часто задают себе и другим вопрос: а где результат? В чём причина стагнации экономики Прикамья? Почему имена этих чиновников не связываются в нашем сознании с конкретными делами, принесшими, заметьте, пользу, а не вред Пермскому краю?

Предлагаем освежить в памяти список персон, которые могли иметь или имеют отношение к процессам, происходящим в Пермском крае.

Андрей Шагап

С июля 2012 г. по сентябрь 2014 г. занимал пост министра по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края

Андрей Шагап — выходец из Екатеринбурга. Работал в Комитете по управлению городским имуществом, а также в Управлении развития рынка недвижимости Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. Перед тем как уехать в Пермь, возглавлял филиал Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства по Уральскому федеральному округу. (Бизнес-Класс)

2 июля 2012 г. назначен министром по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. Однако уже в сентябре 2014 г. думский комитет по местному самоуправлению ПГД согласовал действующего министра имущественных отношений края Андрея Шагапа на должность первого заместителя главы администрации Перми.

«Выбор был сделан на основании достижений Андрея Владимировича в правительстве Пермского края. Это отсутствие задолженности по арендным платежам, организация работы по предоставлению земли для многодетных семей и организация работы межведомственной комиссии по повышению доходов от аренды земли и имущества», —ссылалась на слова сити-менеджера Перми Дмитрия Самойлова «Комсомолка».

В мэрии Перми екатеринбургский чиновник теперь курирует функционально-целевой блок «Управление ресурсами», в его подчинении находятся два департамента — имущественных и земельных отношений. В своём «программном» заявлении Шагап подчеркнул, что намерен выправлять ситуацию с поступлением в бюджет города арендных платежей и создавать, насколько позволяет ситуация, благоприятные условия для инвестиционных проектов. «Правда, сегодня не лучшее время с точки зрения поиска инвестиций, экономика нестабильна...» — сказал Андрей Шагап.

Игорь Кощеев

С 2012 г. и, вероятно, до последних месяцев 2013 г. являлся заместителем министра Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края

«Тёмная лошадка». В открытых источниках об этой кандидатуре ничего не упоминается. Даже биография в рубрике «Персона» в газете «Бизнес-Класс» является недоступной. Поэтому сложно установить, до какого срока г-н Кощеев оставался на посту замминистра.

Доступной оказалась лишь информация Пермского регионального сервера от 22 октября 2012 г. о состоявшемся в посёлке Звёздном (ЗАТО) рабочем совещании по передаче имущества и земельных участков Минобороны РФ в муниципальную собственность, в котором принимал участие Игорь Кощеев.

После этого сообщения — информационный вакуум. А уже в феврале 2014 г. пермские СМИ сообщают о возбуждении уголовного дела в отношении г-на Кощеева:

«Бывший замминистра Игорь Кощеев не поскупился на многомиллионные премии для приближённых губернатора Виктора Басаргина. Вчера было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего заместителя министра по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Игоря Кощеева. Полиция считает его пособником при растрате свыше 13,4 млн руб., в которой уже с декабря подозревается бывший генеральный директор государственного ОАО „Пермагростройзаказчик“ (ПАСЗ) Илья Юков. Деньги были похищены под видом дополнительной премии для Юкова», —писала 21 февраля пермская краевая газета «Звезда».

Илья Юков

С августа 2012 г. — гендиректор ОАО «Пермагростройзаказчик»

Оставил должность в 2013 году.

Как и у г-на Кощеева, биографию г-на Юкова в открытом доступе не найти. Но как только было заведено уголовное дело, где «засветилась» парочка Кощеев-Юков, факты о «пришельце» всё-таки появились.

Так, оказалось, что до появления в Перми Илью Юкова знали в другой ипостаси. «Смиренный, донельзя набожный ведущий программы „Архипастырь“ на телеканале „Союз“, учреждённой Екатеринбургской епархией», —сообщала газета «Местное время».

«Проверяя деятельность приближённых губернатора Басаргина, силовики выявили и другие любопытные факты. Так, „Пермагростройзаказчик“ перечислил 200 тыс. руб. телеканалу „Союз“, учреждённому Екатеринбургской епархией. На сайте этой православной телекомпании есть информация о том, что вскоре после начала вещания в 2005 году юрист Юков начал трудиться там в качестве шеф-редактора новостей и ведущего программы „Архипастырь“. Среди его высказываний можно найти такие: „На протяжении всей моей светской работы меня не покидало чувство какой-то „ненастоящести“ того, что я делаю... У телеканала „Союз“ нет ни одного крупного спонсора... Миссионерство — это личный пример... Милость Божия...». Как только полиция заинтересовалась спонсорством со стороны ПАСЗ, телекомпания вернула деньги обратно в Пермь», —сообщала газета «Звезда».

Даже после отъезда из Перми персона г-на Юкова продолжала интересовать прессу. В июле 2014 года «Ъ» сообщил, что г-н Юков успешно пристроился на родине, возглавив екатеринбургское ООО «Соседи», занимающееся изданием книг и газет.

Владислав Козлов

С мая 2013 г. и по настоящее время — директор ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края»

Несмотря на то что Владислав Олегович до сих пор возглавляет УКС, доступной информации о нём также немного. В основном это биографические данные, сухо изложенные на Пермском региональном сервере:

«Окончил Свердловский горный институт по специальности „Строительство подземных сооружений и шахт“. Начал трудовую деятельность в качестве прораба в компании „Уралспецэнергомонтаж“. Затем руководил группой технадзора на Среднеуральской ГРЭС. Далее работал в „ГГМК-холдинг“: заместитель директора по строительству — начальник УКС. Перед отъездом в Пермь работал заместителем директора по строительству в Группе Синара».

Судя по информации в «паблике», за время своей работы директором УКС Владислав Козлов торжественно открыл в сентябре 2013 года задвижку для запуска воды на межмуниципальном водопроводе Пермь-Краснокамск, а чуть позже — в октябре — побывал на стройке драмтеатра в Кудымкаре.

Роман Панов

Несостоявшийся премьер краевого правительства

Роману Панову — соратнику и заму Виктора Басаргина по Минрегионразвития — так и не удалось стать председателем правительства Пермского края. Уже утверждённого депутатами Заксобрания новоиспечённого председателя задержали 9 ноября 2012 года по подозрению в хищении более 93 млн руб. при подготовке саммита АТЭС во Владивостоке. С того самого времени Роман Панов находится под стражей. И вот буквально 1 октября 2014 года руководитель пресс-службы Мосгорсуда Ульяна Солопова сообщила «РИА Новости», что Мосгорсуд отменил решение о возврате в прокуратуру уголовного дела бывшего главы Минрегионразвития Романа Панова и ещё троих обвиняемых в хищении около 40 млн руб. при подготовке саммита АТЭС во Владивостоке. «Апелляционная коллегия Мосгорсуда отменила решение Замоскворецкого суда столицы в части возврата данного уголовного дела в прокуратуру, но оставила в силе решение о продлении обвиняемым меры пресечения», — цитирует слова Солоповой агентство.

Олег Демченко

В июне 2012 г. возглавил блок по природопользованию и инфраструктуре в правительстве Пермского края и назначен вице-премьером по природопользованию и инфраструктуре правительства Пермского края

Старт Олега Демченко в эшелонах высшей власти начался в далёком 1980 году. Сразу после окончания энергетического факультета Павлодарского индустриального института по специальности «инженер-электрик» он уехал работать на Крайний Север. Там Олег Демченко сначала занимал должность главы администрации Красноселькупского района. Затем в 1997 году был избран главой муниципального образования города Салехард. В 2000 году назначен заместителем губернатора по транспорту, связи и функционированию систем жизнеобеспечения. В марте 2007 г. назначен генеральным директором корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный». С 2010 по 2011 год — заместитель генерального директора по развитию и стратегии ОАО «РАО ЭС Востока», затем работал директором Института экономики энергетики и жилищно-коммунального хозяйства НИУ ВШЭ.

Безусловно, до прихода в Пермский край самым громким проектом в карьере Олега Демченко был «УП-УП» — так журналисты называли корпорацию «Урал промышленный — Урал Полярный». Проект сродни «Белкомуру». Он должен был связать транспортные потоки Урала и северного побережья России. Однако, как и «Белкомур», «УП-УП» приказал долго жить. Зато с июня 2012 года персона Олега Демченко засверкала в правительстве Пермского края, где под контролем нового вице-премьера оказались все ведущие отрасли: инфраструктура, природные ресурсы, энергетика и ЖКХ, транспорт, строительство, лес и ещё несколько мелких управлений и комиссий.

Дмитрий Шаповал

Экс-министр строительства и архитектуры с июля 2012 г. по февраль 2013 г.

После окончания Магнитогорского государственного технического университета и работы в бизнесе Дмитрий Шаповал в 2007 г. пришёл в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа «Югорский институт развития строительного комплекса». В 2011 г. стал заместителем директора Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В 2009 г. — председателем Правления НП СРО «ЮграСтройПроект». В 2011 г. — директором департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства регионального развития РФ. В июле 2012 г. назначен министром строительства и архитектуры Пермского края. И в феврале 2013 г. отправлен в отставку.

О причинах отставки уже 28 февраля 2013 года писала «Российская газета»:

«На недавнем открытом заседании правительства губернатор поставил в вину министру отсутствие конкретных результатов работы. При том, что к 2016 году в регионе должно ежегодно сдаваться в эксплуатацию не менее 1,5 миллиона квадратных метров жилья, инфраструктурный и земельный задел под эти амбициозные планы так и не создан. При выделении земельных участков под застройку строительные компании по-прежнему сталкиваются с бюрократическими проволочками. Это и стало одной из причин отставки Шаповала».

А 5 марта 2013 года «Ъ» выдаёт порцию скандальной информации:

«Покинувший на прошлой неделе свой пост министр строительства и архитектуры края Дмитрий Шаповал может стать фигурантом уголовного дела. СУ СКР проверяет информацию о том, что его помощник Юрий Артамонов был трудоустроен в Пермском агентстве ипотечного жилищного кредитования, но фактически работал в другом месте. При этом квартира, которую ПАИЖК снимало для господина Артамонова, якобы фактически использовалась семьей господина Шаповала. Эксперты „Ъ“ предполагают, что причиной отставки господина Шаповала могли стать действия силовиков».

Виктор Лесняк

Возглавлял блок по общественной безопасности в правительстве Пермского края, занимал пост вице-премьера, министра общественной безопасности Пермского края с июля 2012 г. до февраля 2013 г.

Основные вехи пути г-на Лесняка таковы: Елабужская специальная школа МВД СССР, Свердловский филиал Московской академии МВД СССР, Академия МВД, аспирантура при Екатеринбургской юридической академии. Кандидат юридических наук. Служит в органах внутренних дел с 1972 г. Прошёл «все ступени» — от водителя до руководящих должностей в ОВД и УВД Кургана, Копейска (Челябинская область), Челябинска. С 2000 по 2004 г. был депутатом Городской думы Челябинска. В ноябре 2003 г. был назначен руководителем спецоперации «Энергия», в рамках которой в Ханты-Мансийском АО проходило расследование преступлений в топливно-энергетичесом комплексе. Операция была связана с делом ЮКОСа. В 2005 г. вступил в Российскую партию пенсионеров. В апреле 2006 г. В. Лесняк был переведён из Челябинска на пост министра внутренних дел Тувы. С июля Лесняку предложено возглавить блок по общественной безопасности в правительстве Пермского края и занять пост вице-премьера, министра общественной безопасности. Покинул Лесняк пост министра общественной безопасности Пермского края в феврале 2013 г. по собственному желанию.

А 1 марта 2013 года пермский «Коммерсант» сообщил, что челябинцы покидают правительство Пермского края. Косвенно это связывалось с назначением на пост премьера депутата заксобрания Геннадия Тушнолобова:

«Кабинет министров покинули выходцы из Челябинской области — вице-премьер Виктор Лесняк и министр строительства и архитектуры Дмитрий Шаповал — земляки арестованного замминистра регионального развития Романа Панова. Влияние выходцев из Свердловской области во главе с зампредом Олегом Демченко, который переформатировал работу блока в пользу своих бывших подчинённых, напротив, усилилось. Пермские бизнесмены в этой борьбе не преуспели: они смогли провести в состав правительства всего лишь нескольких представителей на второстепенные министерские должности».

Кирилл Хмарук

Министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края с марта 2013 г. по май 2014 г. Затем возглавил ОАО «Корпорация развития Пермского края»

Последние годы карьера Кирилла Хмарука двигалась весьма стремительно. Не успел он в апреле 2012 года занять пост генерального директора ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод» (Свердловская область), как уже в июне 2012 года ему поступило предложение стать министром развития предпринимательства и торговли Пермского края, правда, с приставкой «и. о». Но зато в марте 2013 г. в результате слияния двух ведомств г-н Хмарук возглавил объединённое министерство промышленности, предпринимательства и торговли. А 30 апреля 2014 года на внеочередном собрании акционеров ОАО «Корпорация развития Пермского края» Кирилл Хмарук был избран гендиректором общества.

Несмотря на скудность информации о деятельности Кирилла Хмарука в «допермский» период, ведомства, возглавляемые им в Перми, решали такие громкие вопросы, как правила торговли алкоголем, Пермский аэропорт, площадки для размещения IKEA, расселение жителей Березников.

Елена Абузярова

В июне 2012 г. назначена заместителем председателя правительства — руководителем аппарата правительства Пермского края

Окончила Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола по специальности «Гидропривод и гидропневмоавтоматика». Затем получила второе высшее образование в Академии труда и социальных отношений (г. Москва), по специальности «Бухгалтерский учёт и аудит». Работала как инженером-конструктором в конструкторском бюро, так и главным бухгалтером, финансовым директором. С 2006 года — председатель совета директоров агрохолдинга компании «Уралбройлер». С 2009 года — начальник отдела управления государственным имуществом Департамента финансов и бухгалтерского учёта Министерства регионального развития Российской Федерации. С июня 2010 года — директор Департамента управления делами Министерства регионального развития Российской Федерации. В июне 2012 года назначена вице-премьером, руководителем аппарата правительства Пермского края.

В правительстве края Елена Абузярова курирует деятельность Министерства правительственных информационных коммуникаций, Агентство по государственным закупкам, Агентство по делам архивов, Постоянное представительство Пермского края при Правительстве РФ.

Сергей Юрпалов

Заместитель главы администрации губернатора с мая 2012 г.

Как знать, кем бы был сейчас Сергей Юрпалов, если бы продолжил рабочую карьеру и не «свернул» на партийную дорожку. Начиная с 1975 года — токарь инструментального участка, фрезеровщик инструментального участка, инженер-технолог инструментального производства Можгинского завода машиностроительных деталей, а чуть позже — с 1980 года — уже инструктор Можгинского горкома КПСС, секретарь парткома Можгинского завода «Свет». А вот уже с 1988 года, начав с аспиранта, вырастает до заместителя директора по науке Института экономики Уральского отделения РАН. Оканчивает с отличием Свердловскую высшую партийную школу, в 1991 году — очную аспирантуру Института экономики Уральского отделения РАН. Кандидат экономических наук. В 2000-е годы Сергей Юрпалов работает то во власти, то в бизнесе. А с 2009 года заступает на пост заместителя Министра регионального развития Российской Федерации, помощника министра.
С мая 2012 года и по настоящее время —заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края.

Кирилл Маркевич

Бывший владелец «Урал-Информ ТВ» (владел ресурсом с июля 2013 г.)

В сентябре 2014 года назначен на должность заместителя руководителя администрации губернатора Пермского края. В журналистике с 1993 года. В 2005 году перешёл с поста руководителя магнитогорского медиахолдинга «М. Медиа» на работу в городскую администрацию, став пресс-секретарём мэра города. В 2011 году стал замглавы администрации губернатора Челябинской области. С 2009 года, если судить по записям его блога, начал некий «бизнес-проект» в Перми. В июле 2013 года стал владельцем телекомпании «Урал-Информ ТВ». (Бизнес-Класс)

В сентябре 2014 года экс-руководитель медиахолдинга «Урал-Информ» занял официальный пост в администрации Прикамья. Кирилл Маркевич назначен на должность заместителя главы администрации губернатора. Как сообщало «Эхо Перми», в этой должности г-н Маркевич будет курировать связи с общественностью. А за несколько дней до назначения он продал доли во всех своих бизнес-проектах — пермских и магнитогорских.

Сергей Пономарёв

Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края

Окончил Уральский политехнический Институт (УПИ) по специальности «Электрические машины». Свою трудовую деятельность начал в 1998 году мастером механического участка на заводе «Уралэлектротяжмаш». Прошёл все ступени карьерного роста вплоть до директора производства трансформаторно-реакторного оборудования. В 2007 году перешёл в группу компаний СВЭЛ на должность исполнительного директора. В период с октября 2008 по июнь 2010 года проходил обучение в Московском государственном университете (МГУ) и получил дополнительную квалификацию — мастер делового администрирования (МВА). С августа 2012 года был руководителем Агентства по государственным закупкам Пермского края. С 9 января 2014 года распоряжением губернатора Пермского края назначен на должность министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края. (Бизнес-Класс)

***

Пермские политики, политологи и политтехнологи прокомментировали для «Звезды» ситуацию с «варягами».

По аналогии с термином «импортозамещение» возникает вопрос: удалось ли «провести» «регионозамещение», имея в виду, что ключевые посты в правительстве ПК заняли выходцы из Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска и соратники Виктора Басаргина по Минрегиоразвития?

Николай Иванов, политтехнолог:

— Безусловно, с внешней точки зрения можно говорить о «регионозамещении» в высших эшелонах власти Пермского края. Все ключевые позиции, связанные с регулированием серьезных финансовых потоков и конкретными инфраструктурными проектами, занимают «варяги». Местным же кадрам досталась в основом социальная сфера — традиционно проблемная.

В то же время нельзя говорить об однородности команды «варягов» в окружении Виктора Басаргина. Есть «челябинская группа», к которой можно отнести Елену Абузярову, Кирилла Маркевича, а также проработавших в Пермском крае недолгий период Виктора Лесняка и Дмитрия Шаповала. Лидером этой группы являлся несостоявшийся премьер-министр Пермского края Роман Панов. И если бы не его арест, то, скорее всего, именно «челябинская группа» стала бы наиболее влиятельной в окружении Виктора Басаргина. Однако уход Панова привёл к усилению «свердловской группы» во главе с вице-премьером Олегом Демченко. К этой группе можно также отнести Кирилла Хмарука, Дмитрия Бородулина, руководителя Региональной энергетической комиссии Рената Синкина.

Особняком в этих раскладах стоит Андрей Шагап. Он хоть и является выходцем из Екатеринбурга, но не может называться «человеком Демченко». Более того, у Шагапа с Демченко крайне непростая история взаимоотношений. Именно поэтому Шагап в итоге предпочёл перейти в администрацию Перми на должность первого заместителя сити-менеджера, где у него больше свободы рук и шире круг полномочий.

Связываете ли вы имена этих чиновников с конкретными делами, принесшими пользу Пермскому краю (возможно, есть дела «в развитии», которые сейчас начаты и только в перспективе принесут эту самую пользу)?

Николай Иванов:

— О конкретных делах и, соответственно, о степени их полезности говорить пока не приходится — в силу того, что на сегодняшний день идёт борьба за то, чтобы только начать реализацию тех или иных проектов. Хочется верить, что наиболее значимые из них будут реализованы. Тогда и будем судить о полезности или бесполезности тех или иных чиновников. Хотя, например, я точно знаю, что многодетные семьи края очень благодарны Андрею Шагапу за то, что он, будучи министром имущества края, сдвинул с мёртвой точки вопрос о предоставлении многодетным земельных участков под застройку.

Почему, на ваш взгляд, не нашлось место региональным фигурам? А позиции тех, для кого все-таки нашлось место, не настолько сильны по сравнению с «варягами»?

Николай Иванов:

— Это вопрос личного доверия губернатора к тем или иным людям. Тем, кого он давно знает и кому доверяет в наибольшей степени, он и отдал контроль над основными финансовыми потоками, ресурсоёмкими отраслями, крупными инфраструктурными проектами. Ясно, что это «варяги». Местным же кадрам, которых губернатор знает хуже и, соответственно, доверяет им меньше, достались самые проблемные отрасли: культура, здравоохранение, образование. То есть те направления, которые традиционно подвергаются наибольшей критике со стороны населения и федеральных властей. Соответственно, и поставить на руководство ими можно тех, кем при необходимости легко пожертвовать.

Виталий Ковин, политолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Пермского научного Центра Уральского отделения РАН:

— Представляется, что в Пермском крае людей с аналогичным образованием и опытом работы, за исключением разве что «министерской практики» некоторых из них, нашлось бы немало. Поэтому вряд ли назначение «варягов» на те или иные посты может быть объяснено какими-то их исключительными и выдающимися качествами. При этом само по себе назначение преданных людей, на которых можно положиться, вполне логично и зачастую бывает оправданно. Особенно, когда необходимо разорвать ранее сложившуюся практику круговой поруки или разрушить коррупционные связи. К сожалению, краткие сроки пребывания части из них на своих постах и отсутствие антикоррупционных разоблачений опровергает то, что такие намерения были. Тогда какие?

Обращает на себя внимание тот факт, что, пожалуй, за исключением Маркевича, все эти лица чрезвычайно непубличны. Кстати, в отличие от пермяков, занимающих и занимавших похожие должности. Поэтому связать те или иные конкретные дела, принесшие пользу Пермскому краю, с конкретными чиновниками из числа «варягов» практически невозможно. Собственно, как и очевидные провалы. Пермяки так или иначе должны позиционировать себя перед СМИ, быть в публичном и информационном пространстве региона, если они предполагают хоть какую-то дальнейшую политическую перспективу или административную карьеру в крае. У «варягов», как правило, таких политических перспектив в крае нет, только за его пределами. Вряд ли кто-то из них намерен надолго или насовсем связать себя с краем. Перемещения некоторых из них с региональных постов на городские — это лишь расширение сферы губернаторского контроля. Пермяку, претендующему на какой-либо значимый пост, непозволительно, странно быть неизвестным у себя в крае. «Варягам» это простительно. Они опираются на авторитет губернатора, их пригласившего. И поэтому все их просчёты и провалы, а тем более преступления, ложатся на него.

Приход «варягов», безусловно, вызов для местной элиты, проверка её на профессионализм, на крепость и гибкость одновременно. Только результат этой проверки будет понятен после очередной смены власти, что неизбежно произойдёт. Сможет ли к тому времени пермская элита предъявить сильные, достойные фигуры, чтобы успешно сменить «варягов»?

С приходом Виктора Басаргина руководящий состав администрации и правительства Пермского края существенно обновился. Почему?

Юрий Белоусов, директор Центра прикладной экономики, кандидат экономических наук:

— Во-первых, это российская традиция. К сожалению, очень плохая. Это в странах, где после выборов партии сменяют друг друга, нормальна ротация политических фигур, а чиновники там остаются на своих местах. Но в правительстве Пермского края? Министры не политики, а чиновники. Они должны обеспечивать преемственность деятельности. При массовой смене управленческой команды преемственность теряется. Кроме того, министру, особенно приехавшему из другого города, требуется как минимум полтора-два года для того, чтобы войти в ситуацию и начать трудиться эффективно.

Во-вторых, большинство российских руководителей не доверяют своим предшественникам и предпочитают работать с людьми, которых они знают. В Перми В. Басаргин не знал практически никого. Лучше ли приглашённые в Пермский край кадры, чем местные? Вряд ли. По качеству государственного управления Пермский край традиционно был сильнее (за исключением самых последних лет), чем Свердловская область. Тем более он был сильнее, чем Челябинская область. Но к пермякам у Басаргина не было доверия. Это его право.

Необходимо учитывать и ситуацию, которая сложилась к моменту назначения В. Басаргина губернатором. Положение Пермского края в социально-экономическом плане было очень не простым. За годы губернаторства О. Чиркунова Пермский край значительно ухудшил свои социально-экономические показатели. Для нового губернатора это одновременно и хорошо и плохо. Плохо, потому что досталось сложное наследство, в котором упор был сделан не на экономику, а на культуру. Мне, кстати, импонирует желание О. Чикрунова чем-то выделиться, прославиться. Подобное не часто встретишь у российских губернаторов. Беда в том, что ни у О. Чиркунова, ни у его команды не хватило креатива. А когда появился действительно креативный человек Марат Гельман, то всё пошло под его диктовку. Однако замыслы М. Гельмана реализовать не удалось. И получилось то, что получилось.

Слабые социально-экономические показатели края стали одновременно и плюсом для нового губернатора. Ухудшить свои показатели Пермский край уже практически не мог. После длительного спада должен был наступить рост показателей, даже без особых усилий со стороны властей. Но, к сожалению, серьёзного роста не произошло. Смена управленческой команды не принесла результата. Уже прошло два года, и с Правительства можно спрашивать серьёзно. Время вхождения в должность закончилось, необходимо показывать результат.

Каким будет результат в дальнейшем, я предсказывать не берусь. Понятно, что потенциал Пермского края выше, чем те показатели, которых он достиг. Необходимо хотя бы этот потенциал реализовать в полной мере. А вот получится ли? Возможно, но я пока не вижу, за счёт чего. Если судить по средствам массовой информации, то Пермский край распался на какое-то количество фрагментов: зоопарк, галерея, аэропорт, Бахаревка и так далее. Целостной картины пока не видно. Отсутствует и системность в государственном управлении: госзадания существуют сами по себе, госпрограммы — тоже, стратегия с госпрограммами и госзаданиями не связана.

Но сказать, что всё плохо, неправильно. Ситуация в Пермском крае не хуже, чем в большинстве других субъектов Российской Федерации. Мы, конечно, хотим, чтобы было лучше. Помогут ли в этом «варяги»? За результат должен отвечать губернатор. Кого он возьмёт себе в помощники: пермяков или кого-то ещё, Иванова, Петрова или Сидорова? Неважно. Конечно, у каждого человека есть репутация. Но главное — результат, за который, повторяю, отвечает губернатор.

Правда, есть ещё один сложный вопрос: кто будет с губернатора спрашивать за результат? Дадут ли слово пермякам?

Алексей Бурнашов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Я пришёл в политику из бизнеса, поэтому в общем и целом спокойно отношусь к привлечению «варягов» в любую сферу. Если предприятие не работает, то бесполезно «двигать мебель», нужно менять кадры. Любой серьезный бизнес поступает именно так, но при этом обеспечивает себе преемственность. «До основания мы разрушим» — это неконструктивный способ работы. Эволюция в менеджменте лучше, чем революция. К момента прихода Виктора Басаргина в Пермский край значительное число министров в правительстве получили свои портфели не за профессиональные качества, а за личную преданность. Поэтому приход с Басаргиным некоторого количества «варягов» я воспринял абсолютно спокойно. Другое дело, что не во всех сферах удалось достичь той самой преемственности. Искренне рад, что с нами по-прежнему работает министр финансов Ольга Антипина, что сохранён сильный социальный блок, что в состав правительства вошли уважаемые и профессиональные пермяки — Геннадий Тушнолобов, Владимир Капищенко, Надежда Кочурова. Однако ряд позиций в правительстве заняли люди с, мягко говоря, неоднозначной репутацией. Что, по моему мнению, даёт повод к неоднозначной оценке кадровой политики губернатора. Однако говорить, что у нас «катастрофа-катастрофа» с нашествием «варягов», я не готов. Рабочая ситуация. Бывает и хуже.