X

Новости

2 дня назад
20 сентября 2018
19 сентября 2018

«Тот же винегрет, только в профиль». Обсуждаем проект Правил благоустройства Перми

Фото: Иван Козлов

В сентябре Пермская городская дума рассмотрит проект Правил благоустройства во втором чтении. На внесение поправок между первым и вторым чтениями дано всего две недели, хотя первоначально предполагалось отвести на это два месяца. Однако есть ещё одна проблема: отсутствие общественного обсуждения одного из важнейших для жизни города и горожан документов. Ни гордума, ни администрация так и не стали площадкой полноценного общественного обсуждения Правил благоустройства. «Звезда» решила сама выступить такой площадкой. Мы собрали с общественников, учёных, экологов, правозащитников и просто жителей их оценки проекта Правил и предложения к документу.

Дмитрий Андреев, эколог, заведующий лабораторией охраны природы ПГНИУ

— Новые правила благоустройства на самом деле не сильно отличаются от старых. В документ добавили несколько новых разделов, изменили структуру, но суть осталась прежней. Такие правила как полноценно не выполняли своих основных функций, так и не будут этого делать. Для того, чтобы действительно выполнять свои функции, документ должен быть работающим, а не набором обрезанных норм из ГОСТов и СНИПов. Нужно либо делать концептуальные правила, типа конституции. Либо очень подробную инструкцию, где детально всё собирать, уточнять, возможно, ужесточать то, что есть в ГОСТах, вводить категории с разным режимом, требования для разных функциональных зон и тому подобное.

Поправки, которые можно внести до второго чтения, вряд ли изменят суть документа, но помогут отрегулировать отдельные вопросы. Например, я бы ввел категории для газонов, чтобы не подвергать стрижке все городские газоны, уничтожая там все живое. Также для города необходимо создание зеленого каркаса, в котором нужно определить основные направления развития по озеленению, план по созданию новых парков и скверов. Все работы по озеленению должны быть увязаны с зеленым каркасом. В документе есть нормы по защите зеленых насаждений, но они, как и многие другие, не работают должным образом: не исполняются, не контролируются.

Вообще вносить правки ко второму чтению нужно, но немного. Не потому, что документ в них не нуждается. Просто это будет «мартышкин труд». На внесение поправок ко второму чтению депутатами или через депутатов Гордума отвела всего две недели. Для того, чтобы подготовить качественные поправки в этот важный документ в столь короткий срок, нужно буквально бросить всё и заниматься только ими. Но какой в этом смысл? Заранее ясно, что эта работа будет напрасной, внесённые поправки не будут учтены. Мы это проходили когда в прошлый раз вносили свои поправки ко второму чтению проекта изменений правил благоустройства в декабре прошлого года. Тогда наши поправки не приняли, сказав, что мы вводим новое регулирование и для этого нужны публичные слушания. Зато другие 50 поправок от главы города приняли, назвав их редакционными правками и уточнениями, не требующими слушаний.

Надежда Баглей, общественница, организатор движения «Слушай соловья»

— Проект новых Правил благоустройства вновь оставляет без внимания долины малых рек Перми — значительную часть территории города, от состояния которой зависит качество жизни пермяков. Мы предлагаем исправить это с помощью вот таких поправок.

Среди основных понятий Правил есть «Овраг — крутосклонная долина, образовавшаяся в результате активной деятельности временных водных потоков». Предлагаем добавить «Долины малых рек — территория кромки до кромки долины и от истока до устья реки, имеющей береговую полосу общего пользования, водоохранную зону и прибрежную защитную полосу».

Документ никак не учитывает возможности, которые долины малых рек дают пешеходам. В проекте Правил есть такая формулировка: «Обособленные пешеходные зоны — участки территории города, расположенные за границей улично-дорожной сети, на которых организовано движение населения». Вместо этого предлагаем: «Обособленные пешеходные зоны — участки территории города, расположенные за границей улично-дорожной сети, в том числе в береговой полосе долин малых рек, на которых организовано движение населения путем устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, велосипедных их или пешеходных мостиков, лестниц, подходов к родникам».

Соответственно этому уточнению должны измениться и подходы к содержанию пешеходных зон. Предлагаем внести корректировки: учитывать велосипедные дорожки при определении правил содержания обособленных пешеходных зон, добавить требование о том, что обочины обособленных пешеходных зон должны один раз в год в июле очищаться от высокой травы и поросли на ширину 1,5 метра с обоих сторон, а в зимний период — очищаться не только от снега, как это указано в проекте документа, но и от мусора.

Светлана Кулакова, доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ

— В новой редакции документ изменился в лучшую сторону в плане детализации. В его начале дано больше терминов и определений, содержательно он снимает много вопросов, которые раньше были «подвешенными». Например, определено, кто отвечает за мусор в процессе его погрузки. Прежний документ определял ответственных за его хранение и перевозку, а ответственных за процесс отгрузки не было. Аналогичный пример — определение ответственного за загрязнение дорожного полотна при выезде техники со стройплощадки. Есть и другие аспекты, которые раньше никак не регулировались.

Что касается содержания зеленых насаждений, то кроме специализированной главы появился раздел «Содержание зон отдыха», который также затрагивает эти вопросы. Теперь регулирование стало более детальным.

Елена Плешкова, биолог, президент фонда «Обвинская роза»

— Проект следует скорректировать таким образом, чтобы сделать отношение к зеленым насаждениям и другим природным объектам нашего города более бережным.

Например, пункт, посвященный организации работ по уборке и вывозу снега предлагаю пополнить следующим положением: «Запрещается механизированная уборка снега в непосредственной близости от стволов деревьев. Очистка снега от стволов производится вручную». Также необходимо запретить временное складирование снега на территории газонов при формировании снежных валов, а также складирование снега на подходах к родникам.

К иным запретам в садах, парках, скверах, на бульварах, на придомовых территориях, газонах, цветниках, иных озелененных территориях следует добавить запрет подвешивать к деревьям и кустарникам электрические и иные гирлянды, элементы праздничного оформления, гамаки и качели.

Также следует исключить существующее в проекте положение о том, что владелец здания, строения, сооружения, расположенного на территории, прилегающей к территории общего пользования, вправе разместить своими силами или за счет собственных средств праздничную иллюминацию в виде светодиодных гирлянд на деревьях.

Следует иначе регламентировать работы в период листопада. Предлагаю такую формулировку: «В период листопада производится сгребание и вывоз листвы, опавшей на газоны, расположенные вдоль улиц и дорог. Сгребание листвы к стволу деревьев и ветвям кустарников запрещается. Уборка и вывоз листвы из — под деревьев и кустарников запрещается».

В разделе, посвященном порядку проведения земляных работ, следует добавить следующую норму: «Оградить деревья, находящиеся на территории, прилегающей к границам раскопки, сплошными щитами высотой не менее 1 м и расстоянии от ствола дерева, равного ширине его кроны с двух противоположных сторон».

Екатерина Безгодова, председатель правления ТСЖ «Ленина, 69»

— Мы, как представители экспертного сообщества, надеялись принять активное участие в обсуждении Проекта решения Пермской городской Думы «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми и о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы». Однако ни публичных слушаний, ни иных форм взаимодействия власти и граждан города, так и не состоялось.

Тем не менее, на сегодняшний день депутатами Пермской городской думы скоропалительно были приняты Правила благоустройства территории города Перми в первом чтении. При буквальном прочтении данного документа, складывается мнение о его недоработке в части терминологии, законотворчества, что затрудняет его понимание. Более того, мы опасаемся, что ряд положений данных Правил могут создать возможность коррупционной составляющей при их фактическом исполнении.

В частности, в п.9.4.4.2 Правила содержат понятие «визуальное восприятие», которое может носить субъективный характер в каждом конкретном случае. По идее, любые требования должны подкрепляться перечнем технических и иных характеристик, исключая субъективизм в оценке того или иного объекта при контроле со стороны Администрации.

На территории, регулируемой данными Правилами, находится старый, зачастую изношенный жилой фонд. Собственники, проживающие в таком фонде, не имеют доходов, позволяющих в полной мере взять на себя финансовое бремя восстановления самого дома и принадлежащей им придомовой территории. Принимая данные Правила, город обязывает собственников к дополнительным материальным затратам. Например, п.18.3 возлагает обязанность организации и содержания подсветки многоквартирных домов за счет средств ТСЖ или УК, то есть собственников. При существующей финансовой нехватке средств для проведения ремонта старого жилого фонда, дополнительное бремя воспринимается как насмешка над гражданами, а не благоустройство города. Невыполнение требований данных Правил влечет за собой штрафные санкции, то есть исчезнут последние деньги для содержания домов.

Пункт 9.4.4 Правил вызывает возмущение тем, что фактически собственники лишаются возможности использовать земельные участки в соответствии со ст. 36.44 Жилищного кодекса РФ. Ранее собственники доходы от аренды общего имущества использовали в целях содержания последнего. Более того, в Решении Пермского краевого суда от 06.07.2018 дело № 3а-137/2018 был отменен запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях. Формулировки новых Правил благоустройства завуалированно воспроизводят те же нормы.

Принятие данных Правил благоустройства приведет к тому, что закроются, прекратят свою деятельность десятки нестационарных торговых объектов, исчезнут сотни рабочих мест, сократятся соответствующие налоговые отчисления в бюджет. Мы предвидим последующие банкротства ТСЖ и как следствие, ухудшение фактического состояния многоквартирных домов и разрушения их до аварийного состояния. А это повлечет за собой увеличение расходов из бюджета на исправление аварийной ситуации.

Инна Бабина, координатор «Дедморозим»

— Проект Правил благоустройства в части организации пешеходных зон и беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп написан в слишком общих формулировках. Например, ничего не сказано о разметке для слабовидящих людей и о светофорах со звуковым сопровождением. Возможно, это оговорено в других документах.

Самая распространенная проблема, с которой мы сталкивались, когда перемещались по городу с подопечными «Дедморозим» на инвалидных колясках, это отсутствие бордюрных пандусов, по которым можно подняться с проезжей части на пешеходную, и наоборот — спуститься. Пытаясь преодолеть высокий бордюр, человек в инвалидном кресле может перевернуться, или остаться на проезжей части уже при красном свете светофора, когда начинается интенсивное движение.
Условия для возможного перемещения людей с ограниченными возможностями по городу складываются из мелочей, о которых нужно спрашивать непосредственно у участников движения, а не формулировать в кабинетах. Например, есть такая проблема: в желобах для стока воды застревают колёса инвалидного кресла. Но такая мелочь, как сетка, положенная сверху, может решить эту проблему.

Иван Козлов, поэт, журналист

— Предлагаемый проект Правил благоустройства запрещает использовать автомобильные покрышки для организации клумб. Но я считаю это ошибкой.

Мнение о том, что покрышки во дворах ухудшают экологию, мне не кажется особо состоятельным. Напротив, их использование — это прекрасный вариант вторичной переработки.

Фото: Иван Козлов

К использованию покрышек в искусстве и оформлении прибегает всё больше современных художников (достаточно вспомнить огромный шар на Перми Второй или огромного же Медведя, стоящего в ремесленном дворике). А плюсов у их бытования во дворах очевидно больше: зачастую они являются единственным доступным для горожан бюджетным средством изменения и оживления окружающей их среды, которая в спальных хрущёвских районах часто оказывается слишком серой и скучной.
И ещё важное: покрышка как декоративный элемент является важной частью определённого уклада, возникающего в провинциальных дворах. Это может звучать смешно, однако и лебеди и клумбы из покрышек, и самодельные скульптуры, и мягкие игрушки в палисадниках — всё это важная и аутентичная часть низовой дворовой культуры, которая постепенно уходит в прошлое, поскольку дворы стремительно становятся похожи один на другой. В этой связи её нужно изучать и по возможности сохранять, а не наоборот.

Денис Галицкий, градозащитник

— Попытки вчитаться и понять новые Правила благоустройства Перми обречены на провал — настолько они сумбурные, нелепые и оторванные от реальности.

Отчасти это вина городской администрации и депутатов — осмысленного и концептуального подхода к написанию Правил благоустройства никогда не было, а нынешний текст представляет собой просто многолетние наслоение разных правок: если кто-то что-то хотел запретить или «отрегулировать», то впихивали в Правила дополнительную норму. Это была такая свалка всякой всячины — от подметания улиц перед входами в магазины до декоративной подсветки зданий...

С другой стороны, сами пермяки Правила благоустройства вообще никак не применяли, хотя, казалось бы, документ был написан для защиты нас от грязи, снега, потопов при ливнях и антисанитарии. Как-то так получилось, что хотя много лет говорят о комфортном городе и даже реализуют проекты такого рода, но законодательство о благоустройстве никто не знает и не применяет. А раз никто не применял закон, он мог быть каким угодно глупым и бессмысленным, ведь потребность в работающих законах возникает тогда, когда их пытаются применить.

Так бы и валялись Правила благоустройства, покрытые паутиной, но губернатор вышел на тропу войны с павильонами, а народ решил не дать расправиться с источниками дешёвых продуктов. Возникла ситуация, когда Правила благоустройства достали, прочитали и попытались применить. И вот тогда всем стало очевидно, что надо что-то менять.

Понятно, что у губернатора возможностей больше, и под его желания Правила полностью переписали. Правда получился всё тот же винегрет, только в профиль. Этот винегрет конечно примут — административный ресурс сработает чётко, но ситуация не будет уже прежней!

Противостояние по нестационарным торговым объектам и спешное принятие гордумой новой редакции Правил оказались в фокусе внимания общественности — теперь очень много людей узнали, что есть такие Правила и этот документ регулирует важные стороны жизни города!
Нетрудно предсказать, что в ближайшие годы возникнет вал споров с применением Правил благоустройства, в том числе судебных.

А раз применение нормативного акта будет расширяться, то будет расти давление на власть, чтобы привести Правила благоустройства в удобоваримое состояние. Чтобы в них чётко описывались обязательства города, бизнеса и жителей по обеспечению пресловутой комфортной городской среды. Чтобы требования к содержанию территории учитывали специфику нашего города, а не были просто переписаны из советских нормативов. Чтобы нормы учитывали интересы разных групп населения, от беременных женщин до подростков на самокатах...

Если городская администрация умна и смотрит сколь-нибудь вперед, она начнёт разработку новых Правил благоустройства. Через год общественность Перми, я полагаю, осознает необходимость обсуждения городской среды в виде конкретных норм и параметров, но к этому времени черновик новых Правил должен быть уже готов.

Работа сложная, начинать надо сегодня.