X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 октября 2018
19 октября 2018

Сериалы против кино. Империя наносит ответный удар

Долгие годы Большое кино смотрело на своего младшего брата — телевидение — свысока и не скрывало своего пренебрежения к такому «низкому» жанру, как сериалы. И это странно, ведь сам кинематограф на заре своей юности тоже прошёл через строй унижений от театралов и представителей других «творческих» профессий.

Пока эти самые представители не поняли, что технический прогресс не только в несколько раз сокращает путь к славе и финансовому благополучию, но и поднимает престиж профессии, которая за несколько десятилетий превратилась из постыдной, по мнению большинства обывателей, в престижную, а сами актёры, актрисы и их коллеги по цеху стали не только популярней папы римского, но и обогнали по индексу доверия политических деятелей.

Так вот, до 2000-х годов киношники не просто не воспринимали телевидение всерьёз, а работа на ТВ считалась скорее ступенькой вниз, чем возможностью реализоваться. Мало того, фабрика грёз постоянно выпускала фильмы-манифесты, в которых кинохудожники позволяли себе очень острые высказывания по поводу тех или иных телевизионных жанров.

Чего только стоит очень популярный в своё время фантастический фильм 1987 года «Бегущий человек» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Фильм снят по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга и рассказывает о будущем после какого-то очередного катаклизма, в котором самыми популярными телепрограммами стали кровавые реалити-шоу. И, конечно же, насквозь тоталитарное правительство использует подобные передачи, чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем. И ему это удаётся — миллионы зрителей прильнули к голубым экранам и удовольствием смотрят, как здоровенные бугаи пытаются убить друг друга всеми подручными средствами. Но тут в игру вступает герой Арнольда Шварценеггера и через пару часов кровавой резни хэппи-энд выглядит примерно так: разъярённая толпа врывается в студию и разрушает ее до основания, продюсер шоу убит, правительство в панике, зрители по всей стране аплодируют.

Фото: Filmz.ru

Но еще более мощный эмоциональный удар по ТВ, а точнее, прямо по сериалам наносит фильм «Шоу Трумана». Главный герой Труман Бёрбанк (Джим Кэрри), прожив почти 30 лет, вдруг узнаёт, что вся его жизнь — это шоу, которое идёт в прямом эфире с самого его рождения. А всё, что его окружает — это декорации и актёры, включая любимую жену и лучшего друга. Преодолев целую череду препятствий, устроенных продюсером и съемочной группой, Труман всё же вырывается на свободу за периметр павильона, в котором провёл столько лет. А в финале нам показывают двух зрителей, решающих, что бы ещё посмотреть по телевизору.

Фото: Кинопоиск

Короче, посыл понятен даже ребёнку: кино — хорошо, телешоу — плохо.

Но тут незаметно заканчиваются 1990-е и начинаются нулевые с их массированной сериальной атакой.

В этот жанр «уходят» крупнейшие кинофигуры: сценаристы, режиссёры, продюсеры и актеры. Причём все они попадают в сериалы не в качестве камео (эпизодической роли, где известные личности играют сами себя), а используют на полную весь свой потенциал.

Нет смысла перечислять всех деятелей киноискусства, которые вложили свой талант в телевизионную революцию: во-первых, вы их всех прекрасно знаете, во-вторых, их реально просто очень много, и это давно уже не создатели «мыльных опер».

Вот что пишет о феномене «Большого сериального взрыва» доктор философских наук, профессор, заведующий отделением культурологии и кафедрой наук о культуре Высшей школы экономики Виталий Куренной:

«Сериал снимает ограничения, и это переворот с точки зрения производителя культуры. Он производит странную трансформацию с фигурой творца. Мы знаем авторов книг, режиссёров кино, а вот в сериалах они стремительно теряют значение, потому что для процесса производства это неважно. Сериал — это отражение нового этапа в искусстве».

Плюс: современные технологии позволяют зрителю смотреть сериалы, где и когда ему удобно, не дожидаясь определённого часа в определённый день недели. Можно остановить серию на любом моменте, а можно посмотреть все сезоны целиком в режиме нон-стоп.

И вот, накопив сил и собрав вокруг себя многомиллионную армию зрителей, телесериалы заходят на территорию, которая изначально принадлежала фабрикантам грёз — в кинотеатры.

Фото: Дом.ru

Весной пермский кинотеатр «Киномакс» пригласил зрителей на закрытый показ первой серии второго сезона «Мира Дикого Запада». Для телеком-оператора «Дом.ru» это не первый премьерный кинопоказ. Начиная с 2013 года, в формате кинотеатральной премьеры прошли показы таких сериалов, как «Игра престолов», «Ходячие мертвецы», «Теория большого взрыва» и других. На первую серию нового сезона «Мира Дикого Запада» пришло более 250 человек. Пока это всего лишь рекламные акции, цель которых, чтобы зритель всё же следующие серии смотрел онлайн. Но... Я бы на месте киномагнатов всерьёз обеспокоился таким тактическим решением своего телевизионного противника. Потому что фраза из фильма «Москва слезам не верит» про «одно сплошное телевидение через 20 лет», немного, конечно, устарела, но пока не утратила своего зловещего смысла.