X

Новости

Сегодня
Вчера
20 сентября 2019
19 сентября 2019
Фото: Пресс-служба Пермской филармонии

Всероссийский виртуальный концертный зал: союз филармоний и интернета

Цель проекта — формирование единого культурного пространства страны при помощи интернет-технологий.

29 ноября в органном зале Пермской краевой филармонии состоялась презентация проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал». Наряду с 11 городами в Перми прошла прямая трансляция церемонии открытия и первого виртуального концерта с участием выдающегося пианиста, народного артиста России Дениса Мацуева и Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии им. П. И. Чайковского под управлением Юрия Симонова.

«Всероссийский виртуальный концертный зал» — проект федерального значения, инициированный Министерством культуры Российской Федерации в рамках проведения Года культуры в России. И во время презентации, и позже это событие в прессе названо знаковым, историческим, беспрецедентным, уникальным. «Звезда» побывала на церемонии открытия Всероссийского виртуального концертного зала и попыталась понять, почему новшество заслужило эти эпитеты.

Все приглашены

Зал камерной и органной музыки Пермской краевой филармонии, где проходила презентация проекта, был полон. Более 400 пермяков были приглашены присутствовать на первом Всероссийском виртуальном концерте. Он транслировался в прямом эфире в 30 регионах страны из Концертного зала им. П. И. Чайковского.

У тех, кто получил пригласительные, была возможность в реальном времени услышать выступление народного артиста России Дениса Мацуева и Академического симфонического оркестра под управлением Юрия Симонова. Для ценителей это настоящий подарок.

В программу концерта вошли три жемчужины русской классической музыки: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

На сцене разместился большой экран, на котором зрители одновременно могли видеть трансляцию из главного филармонического зала страны, а также из концертных залов других городов: Белгорода, Екатеринбурга и Свердловской области, Рязани, Хабаровска, Вологды, Сургута, Улан-Удэ, Якутска, Севастополя, Омска и т. д.

Фото: Пресс-служба Пермской филармонии

Прозвучала увертюра Глинки, и ведущий пригласил на сцену начать торжественную церемонию открытия Всероссийского виртуального концертного зала заместителя председателя правительства РФ Ольгу Голодец и министра культуры РФ Владимира Мединского.

В своём приветственном слове заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец напомнила, что культурное богатство России давно признано в мире.

— Но мы поставили себе другую задачу. Наши шедевры и высокое исполнительское искусство должны быть доступны всей России. Сегодня открытием Всероссийского виртуального концертного зала мы делаем ещё один большой шаг навстречу всем российским слушателям. Это будет способствовать развитию нашей культуры и в будущем.

Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал проект прорывом в будущее, предположив, что аудитория виртуального концертного зала расширилась до таких размеров, что уже в день его открытия достойна Книги рекордов Гиннесса. Однако точные цифры относительно аудитории виртуального концерта остались за кадром.

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

— Наша страна необъятна. Один только Хабаровский край — не самый крупный! — занимает площадь, почти равную территории двух Германий. До Якутска, который сегодня тоже участвует в прямом эфире, можно добраться только на самолёте в очень хорошую погоду. Поэтому для многих жителей отдалённых регионов побывать на концерте звёзд мирового уровня, таких как Денис Мацуев и Академический симфонический оркестр под управлением Юрия Симонова, — это первый шаг на пути к великому российскому музыкальному искусству. И я всех вас поздравляю с этой возможностью!

Слово — регионам

В прямом эфире к организаторам и слушателям концерта с торжественной речью обратились представители власти 11 городов — первых участников проекта. Одни руководители говорили о достижениях своего региона в области культуры, другие — о федеральной помощи, необходимой для дальнейшего развития. А каждый зритель виртуального зала мог увидеть те концертные залы российских городов, откуда велась прямая трансляция. Обращала на себя внимание их разнородность. Все залы отличались друг от друга как по масштабу и вместимости зрительской аудитории, так и по соответствию интерьеров современности и амбициям федерального проекта. Очевидно, что для каждого города «прорыв в будущее» измеряется разной мерой усилий и времени.

Например, в Екатеринбурге и Свердловской области опыт создания виртуальных концертных залов начался ещё в 2009 году. Онлайн трансляции концертов Свердловской государственной филармонии организованы более чем в 20 муниципальных образованиях Свердловской области.

Старт Всероссийского виртуального концертного зала, по словам министра культуры Свердловской области Павла Крекова, даёт основание полагать, что «работа велась в верном направлении». У региона нет проблем с количеством залов, теперь необходимо работать над качеством:

— Нам нужно сделать эти залы массовыми — в хорошем смысле этого слова. Особенно для нас важны Филармонические собрания, всего по области это более 600 любителей классической музыки.

Передовым опытом реализации культурного развития региона поделился и начальник управления культуры Белгорода Сергей Курганский. Он рассказал о том, что в Белгородской области регулярно проводятся творческие десанты: один раз в месяц творческие коллективы местной филармонии, музеи, библиотеки, театры, писатели, художники города выезжают в один из сельских районов, чтобы на 20 площадках одновременно организовать праздник культуры.

Сергей Курганский, начальник управления культуры города Белгород:

— Есть все возможности для реализации и развития этого проекта. Без преувеличения могу сказать, что у нас создана уникальная материально-техническая база. Помимо 134 Домов культуры в Белгородской области (практически все эти учреждения модернизированы: свет, звук, подъездные пути, благоустройство), в течение 10 лет построено 25 новых Домов культуры и 4 музыкальные школы. На это ушло более 6 млрд руб. И правительство области вкладывает деньги в эту сферу... Потому что, как известно, это самый выгодный способ вложения инвестиций, который даёт отдачу в виде цивилизованного общества.

В своих приветственных речах главы регионов и руководители министерств культуры отмечали, что виртуальный концертный зал позволяет всем участникам проекта почувствовать сопричастность главным событиям в музыкальной жизни страны.

Планы Пермской филармонии

Как рассказали в Пермской краевой филармонии, виртуальный концертный зал — это наиболее реальный способ донести лучшие образцы классического искусства до самых отдалённых территорий региона. Оборудование будет установлено в Домах культуры, клубах, библиотеках, больницах и других культурных и социально значимых учреждениях.

Пермская филармония ещё несколько лет назад одной из первых в стране начала использовать современные медиа-технологии и в дальнейшем планирует осваивать инновационные форматы работы со слушателями. С открытием виртуального зала самые важные и интересные концерты филармонии будут транслироваться в городах края.

Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края:

— И в этом смысле наша филармония, которая своей миссией избрала очень активную работу с муниципальными образованиями, с малыми городами и поселениями, абсолютно точно вписывается в этот контекст.

Фото: Пресс-служба Пермской филармонии

О развитии проекта сказала директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина:

— Мы уже решаем, что и куда будем транслировать. Либо мы связываемся с Москвой, и через наш сигнал событие подаётся в край. Либо наши концерты согласно выстроенной программе и системе транслируются в край. Первый город, который мы выбрали и который сам вышел с инициативой, — это Губаха.

Нюансы восприятия

Несмотря на то что виртуальный концерт можно, скорее, сравнить с просмотром телевизора или видео на мониторе компьютера (нет ощущения, что ты присутствуешь на живом концерте), он обладает несомненными плюсами.

На обычном симфоническом концерте ни один зритель не увидит вдохновенных лиц дирижёра и музыкантов, не разглядит крупным планом музыкальные инструменты и руки солирующего пианиста, не говоря уже о том, чтобы видеть многочисленный оркестр во всём его великолепии сверху. Для аудитории виртуального концерта возможности восприятия расширяются благодаря трансляции с нескольких камер, демонстрирующих разные планы и ракурсы концертного зала и сцены.

При этом качество виртуального концерта оказывается зависящим не только от мастерства исполнителей, но и от уровня технического обеспечения трансляции. Малейший сбой оборудования может нарушить целостность впечатления, как это произошло во время исполнения увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского. Вдруг на несколько минут исчез звук, доступно было только изображение на экране. В этот момент у присутствующих (и это можно было наблюдать) включилась иная модель поведения: отсутствие в руке индивидуального пульта побуждало зрителей активно давать советы организаторам, как вернуть звук.

Так, синтез концерта в филармоническом зале и возможностей интернет-технологий размыл привычные шаблоны поведения слушателей, что тоже стало в определённом смысле уникальным опытом.

Финальный аккорд

Самой долгожданной частью концерта стало выступление Дениса Мацуева. Он обратился ко всем российским слушателям:

— Я обожаю гастролировать по России. И рад тому, что у наших соотечественников появилась возможность слушать филармонические концерты высокого класса, не выезжая из своего города. Всё же хочу призвать всех: не уходите совсем в виртуальную реальность, приходите слушать живую музыку.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь