X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

«И эта школьная система запрещает нам ковыряться в носу». Алексей Семёнычев — о том, чем домашнее образование лучше традиционного

28статей

В этом проекте мы расшифровываем и публикуем самые важные и яркие, на наш взгляд, речи общественных, политических и культурных деятелей.

Фото: Же Лёвушкина

В Перми прошёл Фестиваль альтернативного образования, одна из площадок которого была полностью посвящена семейной форме обучения. Эту площадку открыл Алексей Семёнычев, президент Ассоциации развития семейного образования (АРСО), отец троих детей, основатель сообщества «Альтернативное образование в России» и автор книг, посвящённых теме семейного образования. Его доклад оказался своеобразным манифестом движения хоумскулеров.

— У меня есть хобби — читать биографии великих людей. Это очень интересно. Возьмите любую, и вы увидите: в жизни 90 % людей, которых мы относим к категории великих, большую роль сыграли родители или люди, которые их замещали. Отец и мать Сергея Довлатова были редакторами, его тётя редактировала издания Мандельштама. Кем мог стать человек, который рос в этой атмосфере постоянного редактирования, обсуждения? Воспитанием Пушкина занимался его дядя, который был литературным критиком, водил Сашу на дополнительные занятия. Дом тоже был замечательным — там бывали все дворяне, множество интересных знакомств.

Я считаю, что новая жизнь — это не новые компьютеры, это новое отношение к детям. Образование — вторично. И самое главное в семейном образовании именно то, что оно позволяет заниматься воспитанием в достаточной мере. Ведь школа отвечает за знания, но не даёт воспитания.

Но сначала об образовании. Родители, забравшие детей из школы, часто слышат: «Ваши дети не учатся»... А у вас учатся! У вас из тридцати человек двое получают пятёрки, и вы считаете, что у вас дети учатся? Просто у вас один стандарт — пятёрки и четверки, а у нас другой стандарт — чтобы человек нашёл себя и учился жить. Научился жить так, как он хочет.

Вот мы, родители, все закончили традиционные школы. Если вы займётесь семейным образованием, внезапно поймёте, что вы не знаете, что такое звонкие и мягкие звуки — и как вы до сих пор без этого жили, вообще непонятно. А это, между прочим, второй класс. Фонетический разбор — страшное дело, а математика — вообще убийственная сила.

Да что там, некоторые сейчас жалуются, что дети в седьмом классе не могут найти корень! Даже таблицу умножения плохо знают в шестом-седьмом классе. И эта школьная система нас ещё при этом жизни учит и запрещает ковыряться в носу...

Вообще в школе всё очень интересно устроено. Когда всё хорошо, причина в том, что школа хорошо учит и учителя хорошие. А если ученик плохо учит, кто виноват? Семья. Вызывают родителей и спрашивают — что это у вас ребёнок плохо знает таблицу умножения, что ж вы его недоучили, а? Вот видите — Вася, его учитель хорошо учил, он таблицу умножения знает. А вы со своим ребёнком почему плохо учили таблицу умножения?

Если вы боитесь, что на семейном образовании будет что-то не получаться, я скажу страшную тайну — да, так и будет. Иногда это получается косячно, да, мы все не идеальны. Но эта неидеальность рождает ощущение жизни, ощущение того, что вы вообще что-то делаете для ребёнка. Вообще эволюция происходит только потому, что мы все время сомневаемся и пытаемся сделать по-другому. Мы так устроены. Кстати, не все дети, находясь на традиционном образовании, успевают за школьной программой, но ничего, все живы-здоровы, потом сдают экзамены, поступают в вуз, ещё никто от этого не умер.

Я один воспитываю троих детей, так получилось. Однажды на семинаре мне задали вопрос: может ли мать-одиночка воспитывать детей на семейном образовании. И я ответил, что, честно говоря, если у вас двое-трое детей и вы одна, вам будет очень трудно справиться. Оптимальный вариант — это когда папа зарабатывает деньги, а мама занимается семейным образованием. Поэтому, скорее всего, у вас не получится. Но когда семинар закончился, ко мне подошёл знакомый и говорит — «Ты что, с ума сошёл? Какие мамы-одиночки не могут учить детей дома? Ты вообще на себя посмотри!» Больше я так никогда не говорю.

Алексей Семёнычев Фото: Же Лёвушкина

Ещё один упрёк, который слышат родители, забравшие детей на семейное образование: «А как же социализация?» Один психолог на всю школу, один! А потом эти люди приходят и говорят: а вы знаете, у нас в четвёртом классе наркомания, у нас в школе стреляют, а у нас учителей бьют! Ребята, слушайте, в среде семейного образования наркомания редка, если она вообще есть. А вот убийств нет совсем. Какой социализации пытается научить школа? О чём вы вообще?

Когда вы столкнётесь с семейным образованием, вы поймёте, что это очень просто. Для того чтобы пройти школьную программу дома, в день достаточно заниматься 2-3 часа. Поэтому продумать дополнительные занятия — это очень важный момент, чтобы ребёнок не сидел дома. Ребёнок не должен сидеть дома, в том числе и на семейном образовании. Крупные города дают детям множество возможностей развития, которые не может дать школа. Они смогут в полной мере воспользоваться ими, если мы, родители, переведём их на семейное обучение. Кружки, занятия в библиотеках, музеях, причём часть этих дополнительных возможностей бесплатна.

И, вообще-то говоря, уровень того, что даётся в этих кружках, вполне сопоставим с уровнем школы. Но есть одна хорошая вещь: там нет стресса. Оценок нет, преподаватели совершенно другие, коллектив детей совершенно другой. Они просто даже думают по-другому! Когда вы приводите ребёнка на дополнительные занятия по математике, там, скорее всего, будут дети, которые тоже интересуются математикой. Когда вы приходите на занятия по биологии, там, скорее всего, будут дети, которые тоже интересуются биологией, и такие же адекватные родители, которые стараются водить ребёнка куда-то ещё, кроме школы, чтобы он развивался. Это просто другая тусовка! Учась в школе, они чаще завязывают отношения с одноклассниками. Почему же дети должны общаться с людьми, с которыми они связаны только двумя факторами — географическим положением и одинаковым возрастом? Ничего больше общего между ними нет в принципе.

Мамы забирают детей из школ по очень разным причинам. Не всегда потому, что считают школу идеологически плохой. Вот я, например, именно по этой причине забрал.

А есть родители, которые забирают по очень объективным причинам. Дислексия, дисграфия, сложности в общении с детьми, синдром дефицита внимания и гиперактивности. В этом случае мама забирает ребёнка потому, что он физически не может учиться в школе. А самое поразительное другое: что эта хвалёная школа она с этими проблемами ни разу справиться не может. Да, есть квалифицированные педагоги, которые знают, как с этим работать. Но есть ещё класс, который давит со страшной силой. И в такой обстановке школа просто не знает, что с этим делать. Эта хвалёная школа, которая твердит про социализацию, про ЕГЭ, она не справляется ни с чем, на самом деле.

И если в Перми ещё очень всё неплохо, то если говорить про какой-нибудь маленький областной городишко, где есть точно такие же дети, то у них совсем всё плохо. Я уверен, что там есть учителя, которые не могут справиться с этими проблемами, они просто не знают, что это такое. И в посёлках немало детей переходит на семейное обучение именно по этой причине.

А самое поразительное другое. Что на семейном образовании многие из этих проблем довольно легко решаются. Просто для этого нужно дать ребёнку время, чтобы он двигался в собственном темпе, а школьная система его дать не может. И если такие проблемы были, то к 12-13 годам на семейном обучении они отпадают, и после этого ребёнка можно совершенно спокойно отдать в школу.

Я хочу, чтобы вы поняли, что это не так сложно, как кажется, и что всегда можно найти формат того, как вы это будете делать. Например, не обязательно забирать ребёнка из школы на все 11 лет. В любом случае, тот же образовательный результат, что в школе, можно легко получить на семейном образовании. Но многим нужно что-то ещё: ощущение свободы. Для меня семейное образование открыло множество возможностей. Оно открыло возможность общаться с удивительными людьми. У меня появилась возможность написать две книги. У меня появилась возможность ездить по стране, и никогда в жизни я не сделал бы всего этого, если бы не занимался семейным образованием.

Когда вы начнёте заниматься семейным образованием, вы увидите, насколько начинаете раскрываться вы сами. Вообще, в сообществе «семейников» очень много странных людей. Я ещё самый нормальный, поэтому меня и пригласили (смеётся). Кто-то живёт в Париже, некоторые в Чехии, некоторые из родовых поместий не вылезают. Многие в походы ходят целыми днями, другие музыкой занимаются, третьи книги пишут и стихи сочиняют.

Это очень важно. То, что делаете вы, будет отражаться на ребёнке. Поэтому следите за собой, следите за тем, что вы делаете и тем, как вы живёте. Детство наших детей — это всегда слепок нашего отношения к ним и слепок вашей собственной жизни. Если вы делаете свою жизнь полной и интересной, если в ней много всего замечательного — поездок, увлечений, хобби, друзей — скорее всего, так же будут жить и ваши дети.

***