X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 июля 2019
18 июля 2019
Фото: Диана Корсакова

Несбывшаяся квартира. Государственная жилищная программа по поддержке молодых семей в Пермском крае не работает

Федеральная программа поддержки молодых семей действует в Пермском крае с 2005 года. Количество сертификатов, выдаваемых на приобретение жилья, уменьшается из года в год. Пермяки вылетают из очереди из-за возрастного порога, так и не получив заветную субсидию. В министерстве соцразвития говорят, что никакого резкого снижения финансирования не происходит, и делают акцент на том, что государство не обязывает местные власти вкладываться в эту программу, а значит, они никому ничего не должны.

«Раньше многодетные стояли год, от силы — два»

Екатерина Кузнецова живёт в однокомнатной квартире с тремя детьми. Жильё — в ипотеке. С мужем она развелась, тот исправно платит алименты — 15 тысяч ежемесячно. Эти деньги полностью уходят на погашение ипотечного кредита и оплату коммунальных услуг. Катя работает кладовщиком на заводе, получает ещё 15 тысяч рублей. На эти деньги семья живет в течение месяца.

«Я стою в очереди на получение сертификата в 35 % от стоимости жилья уже два года. Свою платежеспособность — то есть, что у меня есть остальные 65 % — я подтвердила этой квартирой. Когда встала в очередь, то была 87-я, потом стала 110-я, сейчас снова 80-я. Раньше многодетные стояли год, от силы — два. Сейчас вперёд продвигаются те, кто родил третьего ребёнка, но встал в очередь раньше меня. В этом году в Перми выдадут всего 45 сертификатов, и я стану сороковой. Но осенью меня исключат из списков, так как мне исполнится 36 лет».

Фото: Диана Корсакова

Чтобы стать участником программы, надо подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий и платежеспособность. Нуждаемость рассчитывается так. По нормативу на каждого члена семьи должно приходиться не менее 12 кв. метров жилья. Если меньше, то семья нуждается в улучшении условий. Например, если четыре человека проживают в квартире площадью 33 кв. метров, то на каждого приходится по 8 с небольшим кв. метров. Значит, семье надо увеличить жилплощадь до, как минимум, 48 кв. метров.

Если вы доказали свою нуждаемость, то, по условиям программы, вам могут выдать сертификат, который равен 35 % от стоимости необходимого жилья. Но надо доказать свою платёжеспособность — наличие финансовых ресурсов, которые позволят семье добавить остальные 65 %. В случае Екатерины это уже имеющаяся квартира. Также это могут быть деньги, которые есть на счёте, или предварительное согласие банка на выдачу ипотеки.

Ещё одно условие — возраст обоих супругов не должен превышать 35 лет. Срок реализации сертификата — 7 месяцев. Госпрограмма, направленная на улучшения жилищных условий молодых семей, финансируется за счёт средств федерального, регионального и местных бюджетов.

В январе этого года счетная палата провела проверку реализации программы на территории Пермского края. Согласно выводам контрольного органа, программа не работает из-за недостаточного финансирования. Кроме того, семьи без детей, с одним и двумя детьми зачастую не могут воспользоваться правом на получение господдержки, так как выплаты идут преимущественно многодетным семьям. Значительное количество семей не смогли реализовать свое право на соцвыплату в связи с достижением предельного возраста участников в 35 лет.

«Снижения финансирования нет»

Мы запросили в администрации Перми информацию о количестве выдаваемых сертификатов в городе. Как пояснили в управлении жилищных отношений, в связи с истечением срока хранения документов информация за период с 2005 по 2010 не сохранилась. В 2011 году было выдано 206 свидетельств, в 2012 — 166, в 2013 — 118, в 2014 — 129, в 2015 — 66, в 2016 — 110, в 2017 — 90, в 2018 — 46.

Из бюджета Перми на предоставление социальной выплаты молодым семьям в 2006 году было выделено 13 млн руб., в 2007 — 30 млн руб., в 2008 −12,353 млн руб., в 2009 — 48,387 млн руб., в 2010 — 22 млн руб., в 2011 — 28,1 млн руб., в 2012 — 30,4 млн руб., в период с 2013 по 2018 — ежегодно по 22 млн руб.

В список претендентов на получение социальной выплаты в размере 35 % на 2019 год включено 45 семей. В соответствии с решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 № 270 «О бюджете города Перми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в бюджете города Перми в 2020 году на обеспечение жильем молодых семей запланировано также 22 млн руб. Уменьшение количества выданных сертификатов в мэрии связывают с уменьшением выделяемых средств из федерального бюджета и бюджета Пермского края.

Реализация программы «Молодая семья» в Перми в 2017-2019 гг. (30-35 % и 10 %)
Сумма средств местного бюджета (для выплат в 35 %)Сумма краевых средств (для выплат в 35 %)Сумма федеральных средств (для выплат в 35 %)Общая сумма средств (для выплат в 35 %)Количество семей, получивших выплату 35 % от стоимости жильяОбщая сумма средств (для выплат в 10 %)Количество семей, получивших выплату (для выплат в 10 %)Количество семей (всего)
201722 000 00061 698 410083 698 41090нет данныхнет данныхнет данных
201822 000 00018 391 29110 645 75951 037 0504643 649 787137183
201922 000 00020 233 63813 739 64055 973 2784542 835 785173218

Замминистра соцразвития Пермского края Марина Визе говорит, что край, в свою очередь, финансирование не снижает:

«Средства, которые мы выделяем на выплаты в 35 %, они были — что в 2017, что в 2018, что в 2019, — поясняет она. — Сказать, что много денег или мало... По федеральной программе многодетные семьи имеют приоритетное право на получение социальной выплаты. Социальная выплата рассчитывается на каждого члена семьи, поэтому объём выплаты на многодетную семью достаточно существенный. Поэтому, может быть, количество семей, которые получают выплату в размере 35 %, покажется небольшим, но объём средств, которые мы выделяем для социальных выплат этим семьям — он достаточно существенный. Ведь средняя сумма, закладываемая в сертификат, — от 900 тыс. до 1 млн рублей».

Из графика ниже видно, что в последние два года финансирование программы из бюджета края уменьшилось в два раза. Так, с 2011 по 2014 годы на эти цели выделялось более 300 млн рублей ежегодно, в 2018 годах и 2019 годах — 82 млн рублей. В 2017 году Пермский край не получил средств из Федерации, и выплаты были сформированы только из краевого и местных бюджетов. По словам замминистра, регион заявлялся на участие в программе, но на уровне Федерации заявка не была одобрена. По каким причинам, чиновница не пояснила. Семейный адвокат Людмила Меновщикова предполагает, что вливание краевых бюджетных средств в подпрограмму в 2017 году могло сказаться на её финансировании в 2018 и 2019 годах:

«В 2017 году край закрыл своими средствами федеральную часть, по какой причине и что там получилось, я не знаю, но мне кажется, что это повлияло на бюджет следующих лет».

В крае есть города, которые довольно успешно реализуют программу на своей территории. На протяжении трёх последних лет Соликамск, население которого 94 тысячи человек, что в 10 раз меньше, чем в Перми, выделяет на программу 10-12 млн рублей ежегодно. В 2019 году там сертификаты получат 33 семьи. В Березниках с населением 145 тысяч человек, что в семь раз меньше, чем в краевой столице, — на программу выделяют по 10 млн рублей. В 2019 году будет выдано 28 сертификатов.

В Перми, начиная с 2013 года, на программу по улучшению жилищных условий молодых семей из городского бюджета ежегодно выделяется по 22 млн рублей (в 2019 г. — 45 сертификатов). Посмотреть и сравнить цифры за 2017, 2018 и 2019 годы по муниципалитетам вы можете в этих таблицах.

«Программа — это добровольное обязательство»

Замминистр социального развития Пермского края Марина Визе подчёркивает, что участие региона в программе добровольное, и никакого установленного норматива по сертификатам нет.

«Программа — это добровольное обязательство, она не является каким-то государственным обязательством с точки зрения финансирования. У нас государственные обязательства — это материнский капитал, это субсидирование ставки по ипотеке с 2018 года семьям, где родились второй и последующие дети. Программное мероприятие определяет направление и общий объём средств. И этот общий объём средств на реализацию программы не снижается. Есть у нас ряд муниципалитетов, у которых снижается размер средств, которые они предусматривают на реализацию этой программы, мы с ними работу ведём».

Жители Большесосновского, Кишертского, Красновишерского, Чердынскоого, Бардымского районов и пгт Звёздный в 2019 году не получат ни одного сертификата. Некоторые территории Прикамья вообще никогда не заявлялись в программу.

Семья Маланиных из села Платошино Пермского района претендует на получение субсидии в 35 % от стоимости жилья с 2016 года. Вера и Андрей растят двоих детей.

«Своего собственного жилья и дополнительных средств у нас нет, приходится ютиться с родителями, — рассказывает Вера. — В наше время очень тяжело молодой семье приобрести собственное жильё. Банки предлагают очень высокие проценты по ипотеке, а также требуют первоначальный взнос. Поэтому мы встали в эту программу, но у нашего поселения нет на неё денег».

В Платошинском сельском поселении Маланины стоят в очереди под № 1 уже два года. В 2018 году семья сертификат не получила, хотя в бюджете поселения средства на программу были заложены в размере 250,9 тыс. рублей. В Управлении социального развития администрации Пермского муниципального района Вере сообщили, что этих денег для предоставления социальной выплаты недостаточно. А дополнительных средств нет. В 2019 году сельское Платошинское поселение не участвует в программе в виду низкой наполняемости доходной части бюджета.

«То есть сумма местного бюджета должна была быть в 2 раза больше, — объяснила Вера. — Местные депутаты мне ответили, что и на ближайшие три года в бюджет нашего поселения на эту программу дополнительных денег не будет».

«Я писала в министерство соцразвития Пермского края, там ответили, что всё зависит от местных властей. Наши депутаты написали, что денег для нас в бюджете нет. Повлиять на администрацию Платошинского поселения мы не в силах. Согласно подпрограмме поселение участвует добровольно, и никто — ни прокуратура, ни суды — их не заставят выделить эти деньги из местного бюджета. Наша семья уже не улучшит свои жилищные условия. Через 2,5 года одному из нас будет 36 лет, и мы вылетим из этой программы».

Марина Визе подтвердила, что если муниципалитет не заявляет желание участвовать в программе, то оснований для его включения в заявку, которую раз в год направляют в Федерацию, нет:

«Сколько субъект выделяет, столько и предусматривается. С этими деньгами и краевыми средствами мы заявляемся в федеральный бюджет. Федеральный бюджет даёт нам свою составляющую, общий объём средств мы распределяем на семьи участников, если муниципалитет заявился. Вот принцип действия программы. Объём средств из федерального бюджета каждый год поступает разный».

Как пояснили в минсоце, распределение средств разных бюджетов осуществляется по формуле. В соответствии с этой формулой, процентное соотношение средств федерального, краевого и местного бюджета зависит от общего объёма федерального, краевого и местного бюджетов, выделенных на реализацию мероприятий в конкретном году. Муниципальные районы Пермского края впоследствии распределяют средства федерального бюджета и бюджета Пермского края между бюджетами поселений.

В целом, в 2015 году процентное соотношение федерального, краевого и местных бюджетов составило 27,91 %, 36,62 %, 34,47 % соответственно. В 2016 году — 31,89 %, 47,05 %, 21,06 %. В 2017 году — 73,72 % и 26,28 %. В 2018 году — 20,86 %,36,04 %, 43,10 %. В 2019 году доля федерального бюджета составила 24,55 %, краевого — 36,15 %, местных — 39,30 %.

Адвокат Людмила Меновщикова работает с участниками программы с самого начала её реализации. Люди обращаются к ней за разъяснениями о порядке очередности выплат, она защищает интересы семей в суде в случае их исключения из очереди.

«В маленьких поселениях не выделяют деньги. Стоит семья пять лет, а ей говорят „ждите, может быть, будет“, а сельское поселение может никогда не заявиться в программу. Вот семья стоит-стоит, а смысл, если поселение в принципе не хотело в эту программу вкладываться? Это относится не только к поселениям, но и к городам. Муниципалитет может в один год участвовать, а в другой — не участвовать. Бывает так, что деньги выделили, но чуть-чуть не хватило. Закладывали одну стоимость квадратного метра, а установили другую. Не знаю, какой тут может быть выход из ситуации — закладывать чуть-чуть больше и переносить неизрасходованные средства на следующий год. Березовка, Верещагино отказались от участия в программе. Они просто не посылают заявку из-за того, что бюджет, якобы, не может себе этого позволить. Причём бюджет там достаточный, они просто не хотят. „Не видим необходимости участвовать в этой программе“. „Деньги есть, но мы решили их на что-то другое потратить“. Никто их заставить не может. Нет механизмов».

По словам замминистра Марины Визе, край может рассмотреть возможность увеличить финансирование программы, если сначала увеличит свою долю муниципалитет. Это обсуждалось в декабре 2018 года на встрече, в которой участвовали молодые семьи, представители администрации Перми, министерства соцразвития и депутаты гордумы.

«Представители Пермской городской думы высказали предложение по возможному увеличению муниципальной составляющей для того, чтобы большее количество семей смогли воспользоваться этой выплатой. Мы договорились, что если городом будет принято решение увеличить на 2020 год свою составляющую, дополнительно с ними встретимся, чтобы посмотреть, какой объём средств потребуется из краевого и федерального бюджета. До настоящего времени пока обратной связи от города у нас нет».

10 % ни на что не хватает

В 2012 году руководством региона было принято решение выдавать сертификаты в 10 % от стоимости жилья. Эта программа финансируется из бюджета края без участия муниципалитетов и федерации. Аргумент: «чтобы больше семей смогли воспользоваться социальными выплатами».

«И в результате у нас более тысячи семей воспользовались этой выплатой, и на этот год мы планируем, что у нас будет 1300 семей-участников, получивших сертификат в 10 %», — сообщает замминистра Марина Визе.

Луиза Новожилова стоит в очереди на выплату в 35 % с 2008 года. У нее в собственности однокомнатная квартира, в которой женщина проживает с двумя детьми, один из которых — инвалид. На каждого члена семьи приходится меньше 12 квадратных метров, что меньше учётной нормы по городу Перми. Живёт семья на пенсию ребёнка-инвалида, на пособие, которое Луиза получает по уходу за ним, и на алименты от бывшего мужа. Получается около 30 тысяч рублей в месяц.

Луиза заметила, что со временем больше стали выдавать сертификатов на выплаты в 10 %, а количество субсидий в 35 % сократили. По её мнению, программа на 10 % неэффективная, потому что многие не знают, как реализовать эти деньги. На первый взнос по ипотеке их не хватает.

«А если продавать имеющуюся жилплощадь, чтобы потом купить квартиру побольше, то потеряешь в деньгах на сделках, заплатишь риэлтору и нотариусу, и от субсидии ничего не останется. По правилам, больше никуда деньги потратить нельзя. Некоторые отказываются. Например, на мою семью, если посчитать 10 % от стоимости жилья, получается 192 тысячи, а если 35 % — то 700 тысяч. Есть разница?»

Очередь из мёртвых душ

По данным минсоца, 118 семей в 2018 году не воспользовались выданными сертификатами. Замминистра Марина Визе говорит, что возвращение нереализованных средств отрицательно сказывается на дальнейшем распределении федерального бюджета:

«95 % из тех, кто не реализовал сертификаты, не смогли привлечь собственные средства. Они изначально должны были нас проинформировать о том, что у них что-то поменялось. Они должны сказать, что эта выплата им не подходит, тогда свидетельство будет передано следующему человеку, стоящему в очереди. Мне в соцсетях часто писали, что мы плохо контролируем ситуацию, потому что у нас остатки не освоены. Так как контролировать, если свидетельство у человека 6 месяцев на руках? Мы на сайте пишем, пресс-релизы пишем, в газетах пишем, что срок подходит, пожалуйста, реализуйте. А к концу года — 118 нереализованных свидетельств. Вот вам и программа. Как увеличить объёмы? Чтобы увеличить объёмы, должно быть 100 % освоение средств в пределах финансового года. А у нас нет 100 %, потому что есть семьи, которые не осваивают эти денежные средства».

Семейный адвокат Людмила Меновщикова подтвердила, что освоение средств действительно влияет на выделение денег из федерального бюджета:

«Там есть своя методика. Деньги федерация выделила, потом отчитались, сколько реализовано, почему не реализовано. От этого зависит, сколько денег будет выделено на следующий год. То есть федерация анализирует, как происходит расходование бюджетных средств, и из этого делается какой-то вывод. Дать столько же или дать меньше».

Участница программы Луиза Новожилова считает, что чиновники, отвечающие за госпрограммы, обязаны сами проверять «нуждаемость» у каждого перед тем, как распределять сертификаты:

«Кто-то уже купил квартиру, кто-то переехал, а в очереди они всё еще числятся. И каждый год, перед тем, как запланировать, кому и сколько денег давать, они должны проверить, кто в очереди стоит, проверить нуждаемость. А они не проверяют, в итоге получается очередь из мёртвых душ. Вот когда уже настает момент выдачи субсидий, людей приглашают, начинают проверять их документы. И выясняется, что они уже не подходят по каким-то параметрам. А деньги-то уже запланированы. И следующему по списку их нельзя перевести, потому что субсидия рассчитана конкретно на эту семью, например, из пяти человек, с такой-то площадью на каждого, а у следующих, допустим, четверо детей. Деньги то-разные нужны. И средства возвращаются обратно в бюджет».

«Очередь тасуется, люди ничего не понимают»

Госпрограмма, изначально направленная на то, чтобы молодые семьи оставались в Перми, обзаводились здесь жильём и рожали детей, почти сразу стала работать как программа помощи многодетным.

«Я встала, когда мне было 24 года. Стою уже 11 лет. В том году в списках была под № 120, сейчас — № 135. В следующем году меня тоже исключат из очереди. Мы только отодвигаемся, вперёд встают многодетные, — рассказывает Луиза Новожилова. — Сейчас и многодетные почти не получают сертификаты, их раздают „приоритетным категориям“ — тем, кто стоял в какой-то другой очереди до 2005 года, когда появилась эта программа. Есть какой-то подпункт в программе по поводу них, их перемещают из какой-то другой очереди в нашу».

В минсоце поясняют, что в первую очередь, в соответствии с условиями программы «Молодая семья», в предварительный список включаются молодые многодетные семьи и семьи, поставленные на жилищный учёт до 1 марта 2005 года. Семьи, не относящиеся к приоритетным категориям, включаются в предварительный список в порядке очерёдности в соответствии с датой включения в программу.

«Сейчас в Перми всего 45 сертификатов в год выдают. Это на 2800 семей в очереди, понятно же, что этого не хватит, — сокрушается Луиза. — А очередь двигается только за счёт тех, кто выбывает из-за возраста. Они (в министерстве — прим. ред.) рапортуют: 208 семей получили деньги! Но 208 семей — это на весь край, на очередь в почти 10 тысяч семей».

Фото: Диана Корсакова

По состоянию на 1 января 2019 года, в очереди на получение социальной выплаты в размере 30-35 % стоит 9 тысяч молодых семей Пермского края. Со слов семейного адвоката Людмилы Меновщиковой, сначала приоритет в выплатах был отдан семьям с наибольшим количеством детей на уровне края, а с февраля 2013 года эти поправки были внесены в правила госпрограммы на федеральном уровне.

«Из-за этого очередь тасуется, человек то поднимается, то вниз уходит. Это тоже иногда вызывает у людей непонимание и большую социальную напряжённость. Почему закон должен обратную силу иметь? „Если уж мы встали, так мы должны на одном месте и быть“. Когда было достаточное финансирование, допустим, в 2012 году, в Перми выдавали более 200 сертификатов на 35 %, то выплаты доставались и обычным семьям. Но как только количество сертификатов снизилось, в прошлом году их было всего 46, деньги стали получать только многодетные семьи. Поэтому изначально, когда появился этот приоритет, был круглый стол, обсуждали, что делать, чтобы соблюсти баланс. Было предложение ввести некое процентное соотношение, например, треть для многодетных и две трети для остальных. Но потом появился федеральный приоритет, и вопросы отпали».

По данным адвоката, в очереди стоит примерно 118-120 многодетных семей из Перми, и, если город продолжит выдавать по 46 сертификатов в год, то до тех, кто заявился в программу позднее 2008 года, очередь никогда не дойдёт.

«У многих нет физической возможности ребёнка родить, жилполщадь не позволяет или плохие заработки. Если бы город смог выйти на финансирование хотя бы 200 сертификатов в год, то этого бы хватило, чтобы „закрыть“ многодетных семей, и начать помогать парам с одним ребёнком или двумя».

Главная причина, по которой среднестатистическая пермская семья не успевает получить сертификат, — возрастное ограничение. Участники, достигшие 36-летнего возраста, исключаются из программы. По статистике, в Пермском крае средний возраст молодожёнов составляет 28 лет. При таких условиях шансов получить государственную поддержку в виде денежной выплаты у не многодетных семей практически нет. Замминистр соцразвития Пермского края Марина Визе считает возрастное ограничение госпрограммы разумным условием:

«Именно в этот возрастной период семья считается молодой. Именно в этот период ещё нет таких качественных претензий к уровню своей жизни. У молодёжи требования к жилому помещению, к площади немного другие, чем у состоявшегося человека, которому за 40, у которого семья и так далее. Поэтому возрастные границы определены федеральной программой, и мы должны выполнять эти правила».

Одна из участниц программы, пожелавшая сохранить свое имя в секрете, решила развестись с мужем, чтобы не вылететь из очереди из-за наступления его 36-летия:

«Я заметила, что очередь в Перми сдвигалась на 200 семей, даже когда сертификатов выдавалось 50. Я так понимаю, что 150 семей исключались из очереди из-за возрастного порога. Сейчас мы в очереди под номером 354, мужу исполнится 36 в 2021. Осталось 2 года, и мы будем в пролёте».

  • 19 марта 2019 года Екатерина Кузнецова и Луиза Новожилова вышли в одиночные пикеты с требованием увеличить финансирование программы по улучшению жилищных условий для молодых семей.
  • 20 марта 2019 года жительница села Платошино Вера Маланина также устроила одиночный пикет у здания администрации губернатора. После её пригласили на личный приём в Минсоц, который состоится 3 апреля. На встречу приглашены представители Министерства строительства и архитектуры и глава Платошинского сельского поселения.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+