Игра вслепую. Композитор Сергей Иванов придумал проект для детей, которые видят не всё

Фото: Тимур Абасов

«Ты совсем ничего ни видишь?» — «Совсем ничего». — «Зато круто слышишь!». Так закончился урок музыки в интернате для незрячих и слабовидящих детей.

Идея провести мастер-класс для тех, у кого зрение очень далеко от «единицы», пришла музыканту Сергею Иванову в ночном клубе. В шуме, гаме и полумраке танцевальной вечеринки он вдруг понял, что играет на ощупь, и подумал, как было бы интересно показать возможности современных музыкальных гаджетов тем, кто проводит жизнь в темноте. Тем более, что пальцы у людей с плохим зрением более чувствительные — тем проще им будет освоиться.

Площадкой для презентации проекта «Я вижу музыку» стал интернат для слабовидящих детей. Сразу стало понятно, что музыканты приехали по нужному адресу — в коридоре им повстречалась пара молодых людей, которые с увлечением что-то слушали, по-дружески разделив наушники.

И вот аппаратура расставлена и подключена, ученики заняли места в актовом зале.

«Кто из вас занимается музыкой?» — Сергей Иванов начал урок с вопроса.

Фото: Тимур Абасов

В ответ — лес взметнувшихся рук: «Я играю на гитаре», «А я на баяне», «А я учусь играть на пианино...» Как выяснилось, на музыкальных инструментах играют почти все. Поэтому с теорией было покончено быстро, и музыкант сразу перешёл к делу. Несколько прикосновений к кнопкам и клавишам, и в колонках вибрирует ритмичная мелодия.

«Вот это класс!» — не сдержалась Людмила Целищева, преподаватель русского языка и литературы. Она видит всё собственными глазами и всё равно с трудом верит, что эта музыка — дело рук одного человека. По словам Людмилы, многие ученики в интернате любят электронную музыку:

«Они этой музыкой живут, постоянно её слушают, она их вдохновляет. Но чтобы заниматься, не хватает учителей и технических возможностей. У нас есть своя хорошая музыкальная студия, но она всё же более традиционная. Когда я рассказала своим ученикам об этом проекте, первое, о чём они спросили: „Это будет только один раз, или они ещё появятся в нашей жизни?“»

Фото: Тимур Абасов

На сцене, между тем, начинается самое интересное — по задумке Сергея, музыку на уроке можно не только слушать, но и создавать самому. И вот к столу, заставленному электроникой, потянулись первые смельчаки. Основным инструментом в тот день стал каоссилятор. Это небольшой синтезатор без клавиш с сенсорным экраном. Он напоминает обычный смартфон, звуки появляются от простого прикосновения.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Эффект от первого знакомства с гаджетом трудно передать словами. У юных музыкантов порой перехватывало дыхание, когда они понимали, что ритм, несущийся в зал, слетает с кончиков их пальцев. А когда прошёл первый шок, за диджейским пультом начали «сколачиваться» ритм-банды: один отбивал бит в радиомикрофон, второй пытался совладать с каоссилятором, третий читал рэп. Зал не отставал и «раскачивался», как на настоящем концерте, поддерживая своих звёзд криками: «Даня, давай!».

«Я играю на классической гитаре, — рассказывает Данил, ещё не отошедший от своего первого выступления под аккомпанемент профессиональной техники. — Но сам слушаю альтернативный рок, как и все мои друзья. Мы обмениваемся треками в соцсетях, но не ходим на концерты, потому что дорого. Я уже записался на следующие занятия к Сергею, и, думаю, что в конце мы устроим крутую рэйв-вечеринку»

Данил Фото: Тимур Абасов

«А мне больше нравиться живая музыка, — смущенно замечает Валера. — И вообще я шансон люблю. Но, может быть, тоже запишусь...»

Сергей Иванов известен пермякам как автор музыки к песне «Мой Пермский край». Ещё он создатель образовательной «Музыкальной лаборатории» и продюсер группы «The AIRA». Электронной музыкой занимается вот уже 25 лет и никак не может понять, почему в XXI веке существует такой разрыв между тем, что даёт классическое музыкальное образование, и тем, что мы все слышим в окружающем мире:

Фото: Тимур Абасов

— Даже если кто-то решит всерьёз заняться современной музыкой, он вряд ли найдёт себе специалиста, который бы ему объяснил, как она делается, даже в музыкальной школе, что уж говорить про общеобразовательную. И до сих пор существует некоторое пренебрежительное отношение к электронной музыке, хотя, на мой взгляд, многие имена, на которые я ориентировался когда-то, стали классикой.

Многие ребята из интерната уже загорелись идеей двигаться дальше — сразу после мастер-класса администратор проекта Ирина Роголенко сформировала несколько групп, а теперь разрабатывает график будущих занятий. Ирина уверена: музыка нужна ребёнку не только для развития и самовыражения. Если будет возможность серьёзно заниматься, возможно, она станет его будущей профессией.

Фото: Тимур Абасов

«Кто знает, вдруг здесь на этих стульчиках сидят будущие великие композиторы, диджеи или МС?», — улыбается Ирина.

Сергей Иванов говорит, что проект «Я вижу музыку» изначально задумывался специально для детей, у которых есть проблемы со зрением. Но теперь композитор думает, что со временем он превратится в ещё одну «лабораторию», где смогут учиться все, кто захочет пойти по этому музыкальному пути.