X

Citizen

2 дня назад
19 октября 2017
18 октября 2017
17 октября 2017
16 октября 2017
13 октября 2017

Игра вслепую. Композитор Сергей Иванов придумал проект для детей, которые видят не всё

92статьи

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

Фото: Тимур Абасов

«Ты совсем ничего не видишь?» — «Совсем ничего». — «Зато круто слышишь!». Так закончился урок музыки в интернате для незрячих и слабовидящих детей.

Идея провести мастер-класс для тех, у кого зрение очень далеко от «единицы», пришла музыканту Сергею Иванову в ночном клубе. В шуме, гаме и полумраке танцевальной вечеринки он вдруг понял, что играет на ощупь, и подумал, как было бы интересно показать возможности современных музыкальных гаджетов тем, кто проводит жизнь в темноте. Тем более, что пальцы у людей с плохим зрением более чувствительные — тем проще им будет освоиться.

Площадкой для презентации проекта «Я вижу музыку» стал интернат для слабовидящих детей. Сразу стало понятно, что музыканты приехали по нужному адресу — в коридоре им повстречалась пара молодых людей, которые с увлечением что-то слушали, по-дружески разделив наушники.

И вот аппаратура расставлена и подключена, ученики заняли места в актовом зале.

«Кто из вас занимается музыкой?» — Сергей Иванов начал урок с вопроса.

Фото: Тимур Абасов

В ответ — лес взметнувшихся рук: «Я играю на гитаре», «А я на баяне», «А я учусь играть на пианино...» Как выяснилось, на музыкальных инструментах играют почти все. Поэтому с теорией было покончено быстро, и музыкант сразу перешёл к делу. Несколько прикосновений к кнопкам и клавишам, и в колонках вибрирует ритмичная мелодия.

«Вот это класс!» — не сдержалась Людмила Целищева, преподаватель русского языка и литературы. Она видит всё собственными глазами и всё равно с трудом верит, что эта музыка — дело рук одного человека. По словам Людмилы, многие ученики в интернате любят электронную музыку:

«Они этой музыкой живут, постоянно её слушают, она их вдохновляет. Но чтобы заниматься, не хватает учителей и технических возможностей. У нас есть своя хорошая музыкальная студия, но она всё же более традиционная. Когда я рассказала своим ученикам об этом проекте, первое, о чём они спросили: „Это будет только один раз, или они ещё появятся в нашей жизни?“»

Фото: Тимур Абасов

На сцене, между тем, начинается самое интересное — по задумке Сергея, музыку на уроке можно не только слушать, но и создавать самому. И вот к столу, заставленному электроникой, потянулись первые смельчаки. Основным инструментом в тот день стал каоссилятор. Это небольшой синтезатор без клавиш с сенсорным экраном. Он напоминает обычный смартфон, звуки появляются от простого прикосновения.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Эффект от первого знакомства с гаджетом трудно передать словами. У юных музыкантов порой перехватывало дыхание, когда они понимали, что ритм, несущийся в зал, слетает с кончиков их пальцев. А когда прошёл первый шок, за диджейским пультом начали «сколачиваться» ритм-банды: один отбивал бит в радиомикрофон, второй пытался совладать с каоссилятором, третий читал рэп. Зал не отставал и «раскачивался», как на настоящем концерте, поддерживая своих звёзд криками: «Даня, давай!».

«Я играю на классической гитаре, — рассказывает Данил, ещё не отошедший от своего первого выступления под аккомпанемент профессиональной техники. — Но сам слушаю альтернативный рок, как и все мои друзья. Мы обмениваемся треками в соцсетях, но не ходим на концерты, потому что дорого. Я уже записался на следующие занятия к Сергею, и, думаю, что в конце мы устроим крутую рэйв-вечеринку»

Данил Фото: Тимур Абасов

«А мне больше нравиться живая музыка, — смущенно замечает Валера. — И вообще я шансон люблю. Но, может быть, тоже запишусь...»

Сергей Иванов известен пермякам как автор музыки к песне «Мой Пермский край». Ещё он создатель образовательной «Музыкальной лаборатории» и продюсер группы «The AIRA». Электронной музыкой занимается вот уже 25 лет и никак не может понять, почему в XXI веке существует такой разрыв между тем, что даёт классическое музыкальное образование, и тем, что мы все слышим в окружающем мире:

Фото: Тимур Абасов

Даже если кто-то решит всерьёз заняться современной музыкой, он вряд ли найдёт себе специалиста, который бы ему объяснил, как она делается, даже в музыкальной школе, что уж говорить про общеобразовательную. И до сих пор существует некоторое пренебрежительное отношение к электронной музыке, хотя, на мой взгляд, многие имена, на которые я ориентировался когда-то, стали классикой.

Многие ребята из интерната уже загорелись идеей двигаться дальше — сразу после мастер-класса администратор проекта Ирина Роголенко сформировала несколько групп, а теперь разрабатывает график будущих занятий. Ирина уверена: музыка нужна ребёнку не только для развития и самовыражения. Если будет возможность серьёзно заниматься, возможно, она станет его будущей профессией.

Фото: Тимур Абасов

«Кто знает, вдруг здесь на этих стульчиках сидят будущие великие композиторы, диджеи или МС?», — улыбается Ирина.

Сергей Иванов говорит, что проект «Я вижу музыку» изначально задумывался специально для детей, у которых есть проблемы со зрением. Но теперь композитор думает, что со временем он превратится в ещё одну «лабораторию», где смогут учиться все, кто захочет пойти по этому музыкальному пути.