X

Новости

Вчера
2 дня назад
12 ноября 2019
Фото: Иван Козлов
177статей

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Микрорайон посреди лесов: прогулка по Железнодорожному

На многих городских картах микрорайон Железнодорожный объединён с соседним Акуловским. У них общая история, а ещё это помогает избежать путаницы, потому что Железнодорожным принято называть ещё и район около ДКЖ и городского вокзала. Но всё же достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: тот Железнодорожный, что находится за Камой — место совершенно самодостаточное, отделённое от ближайших микрорайонов (в том числе и от Акуловского) десятками метров леса. Застраиваться он начал в шестидесятые — после того, как около платформы «Железнодорожная» образовался посёлок Заречный. С тех пор в нём, кажется, не случалось ничего исторически значимого, но тем интереснее посмотреть, что там происходит в наши дни.

Чтобы начать исследовать этот микрорайон с его самой отдалённой северной части, можно дождаться автобуса 10т, чтобы доехать сразу до педагогического колледжа. Но ждать его долго, поэтому лучше добраться на любом автобусе до остановки «Железнодорожный микрорайон» и пройти пару кварталов вверх по улице Хабаровской. По сторонам можно пока особо не глядеть, да и смотреть тут особо не на что, не на новую же застройку.

Фото: Иван Козлов

Во дворе педагогического колледжа — едва ли не единственный мемориал во всём микрорайоне (если не считать типовую стелу около одной из школ) — бюст Василия Алексеева, генерал-лейтенанта танковых войск, героя Советского Союза. Он родился в Молёбке, погиб в бою в Румынии и, в общем, не имел никакого отношения к Железнодорожному, который появился через двадцать с лишним лет после его гибели. Но всё равно хорошо, что этот мемориал тут есть.

Фото: Иван Козлов

На стене одного из корпусов колледжа — типичный советский лозунг. Хотя, кажется, в современном городском пространстве он уже мало где остался, если не считать вариацию с красными человечками.

Фото: Иван Козлов

А на соседней стене — панно с подъёмным краном. Похожее панно есть на стене лицея на Вышке-2. Но там-то хотя бы понятно, там исторически готовили людей рабочих специальностей. А вот что делает подъёмный кран на стене педагогического колледжа? Может, это его строители так увековечивали память о себе? В советской индустриальной символике тоже не всё так просто, оказывается.

Фото: Иван Козлов

В общем, в плане стрит-арта этот микрорайон достаточно уныл, но не всё так безнадёжно, подрастает новое поколение молодых уличных художников. Смотрите, например, как изящно неизвестные авторы обыграли дыру в стене:

Фото: Иван Козлов

Помимо колледжа, в северной части района ещё есть пусконаладочная станция, заброшенный полигон, спортплощадка с футбольным полем и пересыхающее русло речки Чёрной, но поздней весной всё это скрыто под коркой подтаявшего снега и выглядит примерно одинаково. Так что, можно сказать, делать тут больше нечего. Жилая застройка тоже оригинальностью не отличается (хотя закатное солнце красиво просвечивает в стыках домов)

Фото: Иван Козлов

За время прогулки я ни с кем не встретился и не расспросил, как тут живётся людям. Но голубям точно живётся вольготно:

Фото: Иван Козлов

Спускаемся ниже. В юго-западной части квартала выстроен жилой комплекс «Боровики» от «Камской долины».

Фото: Иван Козлов

Обычный такой ЖК, главное (а может, и единственное, не знаю) достоинство которого — его расположение. «Боровики» стоят практически в лесу, территория которого обустроена разными местами отдыха и экологическими тропами. Есть даже «площадка для общения с собаками». Мне нравится эта трогательная формулировка: куда меньше отдаёт объективацией, чем «площадка для выгула собак».

Фото: Иван Козлов

Кстати, вы давно были в пермских лесопарках? В Балатовском, например, или вот за Камой? Уже как минимум год, как в моду вошло массовое создание кормушек по индивидуальным проектам: школьники делают их и завешивают целые поляны. Их потом очень интересно разглядывать. В этом лесу такая поляна тоже есть:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Вообще, единственное, что в этом микрорайоне есть архитектурно интересного — стоящий на кромке ЖК «Боровики» храм во имя Петра и Февронии. Впрочем, новодельный, воздвигнутый одновременно с ЖК.

Фото: Иван Козлов

Гулять по таким районам весной — одно удовольствие. Радостно наблюдать, как освобождаются из-под снега и тянут мордашки к солнцу первые приколоченные к пенькам медведи, лебеди из шин и свиньи их пятилитровых пластиковых бутылок. Природа пробуждается, так сказать.

Фото: Иван Козлов

Здесь же (в старой части микрорайона, между улицами Хабаровский и Заречной) можно набрести на гараж-самоочевидность:

Фото: Иван Козлов

Вообще, конечно, эта старая часть, застроенная пятиэтажками, выглядит привлекательнее, чем кварталы нового ЖК. Смотреть тут тоже особо не на что, но гулять приятнее:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

На перекрёстке улиц Заречной и Ветлужской — Лицей № 1, а на его территории ещё одна небольшая достопримечательность -стела в память о воинах, павших в годы ВОВ. Правда, рассмотреть её поближе нет никакой возможности — территория наглухо закрыта, а на заборе я насчитал аж пять табличек, которые запрещают разные вещи как прохожим, так и самим школьникам. Безопасность, я всё понимаю. Но вообще страшно представить, каково детям учиться в такой среде, где всё жёстко регламентировано, а на каждом углу повешена запрещающая табличка.

Фото: Иван Козлов

По традиции, ворота, огораживающие территорию, где всем всё запрещено, должно украшать мудрое изречение на латыни. Впрочем, это изречение означает всего лишь «Мы можем столько, сколько мы знаем».

Фото: Иван Козлов

Переходим улицу Ветлужскую. Архитектура в кварталах между этой улицей и железной дорогой сильно отличается от всего, что мы только что видели. Это такая специфическая и странная архитектура позднесоветских общежитий. Даже на детских площадках здесь выстроены совершенно особенные объекты:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

А вот из-под снега вытаяла очередная ЖЭК-артовская рептилия. Добро пожаловать в клуб! (в городе есть ещё как минимум три крутых самодельных рептилии, одна живёт на Авторадио, а две —на Водниках).

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Мне очень нравятся такие дворы, которые встречаются на Пролетарке, в соседнем Комсомольском и здесь, на Железнодорожном. Это тыльная сторона дома (в данном случае, дома на Заречной, 162), как таковых детских площадок тут почти нет, но есть узкое пространство между стеной, гаражами и железной дорогой, как будто бы частично заброшенное, но оборудованное парой лавочек, на которых можно сидеть, смотреть на закат и слушать, как скрипят грузовые составы на Сортировочной. Хорошие дворики, медитативные такие.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Ещё в этом квартале есть несколько общежитий и старых магазинов, тоже частично покинутых.

Фото: Иван Козлов

И вот ещё голубятня во дворе на Ветлужской, 68. Продолжу традицию фоткать каждую встреченную на пути голубятню, раз уж их становится меньше год от года.

Фото: Иван Козлов

Покинутую пристройку к дому на Кочегаров, 71 подростки облюбовали в качестве места для тусовок (других-то мест на районе особо и нет).

Фото: Иван Козлов

Кто-то вон даже написал на стене целое стихотворение. Судя по всему, авторское, потому что я могу различить только строчки «Жил-был на свете мохнатый медведь» и «Был у медведя огромный пердак», а целиком стихотворение по этим строчкам не гуглится.

Фото: Иван Козлов

Это бывший ТЦ «Майский» — пристрой к соседнему дому. Выглядит получше, но тоже заброшенный.

Фото: Иван Козлов

Закатная Ветлужская ведёт к границе Кировского района, а мы ещё раз переходим улицу, чтобы осмотреть последний небольшой квартал в западной части, между Бажова и Краснодворской.

Фото: Иван Козлов

На одной из здешних панелек сохранился старый (вероятно, советский ещё) орнамент:

Фото: Иван Козлов

А вот как выглядит со стороны та самая архитектура «позднесоветских общежитий», для которой я уже второй год не могу подобрать подходящего термина. Более того, даже не могу до сих пор определиться, нравится она мне или ужасает.

Фото: Иван Козлов

И вот, наконец, вечерняя Хабаровская, которая уходит под уклон к остановочному пункту и территории железнодорожного депо. Можно уехать отсюда и на электричке, но я, пожалуй, дождусь автобуса — надо всё-таки пользоваться моментом, пока маршрутная сеть не сменилась.

Фото: Иван Козлов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь