X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
27 мая 2020
26 мая 2020
Фото: Константин Долгановский
185статей

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Что за станция такая?

Градостроительный совет при Пермской городской думе 7 апреля провёл публичное обсуждение реконструкции железнодорожного вокзала.

Проект выходит за рамки только лишь Перми II, здание которой вообще предлагается построить заново: здесь и перенос автовокзала, и появление гипермаркетов и гостиниц, и развитие улицы Строителей... Достаточно сказать лишь то, что общие затраты оцениваются в 10 млрд руб. Хотя никто не спорил с необходимостью решать наболевшие транспортные проблемы, дьявол укрылся в деталях. В итоге сам проект общественники, учёные и депутаты приняли достаточно настороженно.

Клубок транспортных проблем

Обсудить строительство нового транспортного узла чиновники, депутаты, учёные и архитекторы собрались за столом в зале повышенной комфортности самой Перми II. Поэтому в доклады и дискуссии часто вклинивался предупредительный голос, любезно сообщающий членам градостроительного совета пути прибытия и время отправления поездов.

— Вокзал морально устарел и современным требованиям по безопасности и обслуживанию пассажиров не удовлетворяет. Отсутствуют нормальные подходы, взаимосвязь территорий, «отрезанных» железной дорогой в двух направлениях, общественный транспорт достаточно далеко от пересадки на железнодорожный, — начал свой доклад исполнительный директор компании «РВ-Проект» Евгений Борисоглебский.

Что предложили разработчики, говоря о «транспортно-пересадочном узле»? По сути, в нём собрано несколько больших транспортных проектов: строительство нового здания железнодорожного вокзала и его привязка к общественному транспорту, перенос в этот же район автовокзала, задуманная несколько лет назад дорога «улица Строителей — площадь Гайдара».

Вместо здания железнодорожного вокзала по проекту появится новое, между горнозаводским и главным направлениями будет действовать многофункциональный комплекс (сам вокзал с системой переходов к пересадке на автобусы, троллейбусы и трамваи). С южной стороны будет возведено и новое здание автовокзала с 30 посадочными перронами (под отстойно-разворотную площадку парка, пункты обслуживания, мойки и дозаправки автобусов отведен участок в 2,5 га). Вдоль проектируемой улицы Строителей предполагаются офисно-деловая часть и гостиница, а также гипермаркет.

Здание МФК планируется развести с подземным паркингом, прилегающими плоскостными парковками, внутренними посадочными перронами на городской транспорт, реконструкцией трамвайного круга.

Пассажиры будут переходить между площадками по подземному переходу, галереи, соединяющие автовокзал с ж/д вокзалом и перронами городского транспорта.

Общие площади — свыше 200 тыс. кв. м, включающих в себя технологию, паркинги и коммерческие площади. Объём затрат — порядка 10 млрд руб. В эту сумму включены реконструкция транспортной инфраструктуры, организация территорий, благоустройство «Сада камней», который фактически сделают воротами в город.

На первом этапе начнётся строительство здания автовокзала с перехватывающими парковками и отстоем для пригородных автобусов. Разработчики предлагают ввести 2 дублирующие полосы для разгрузки улицы Строителей, позволяющие подъехать на автовокзал общественному транспорту и междугородним автобусам. Сюда же входит реконструкция улицы Локомотивной, строительство подземного перехода через Строителей, реконструкция перехода для соединения северной и южной частей проекта планировки.

Второй этап — размещение объектов капстроительства. Ж/д вокзал временно будет работать в новом автовокзале, будет возведена и перехватывающая парковка. Затем следует строительство необходимых проездов, реконструкция улицы Ленина с выделенной полосой для общественного транспорта и его подъезда на посадочные перроны, строительство разворотно-отстойной площадки.

Третий-четвёртый этап — коммерческая часть: гипермаркеты и гостиницы с парковками, офисный центр, продолжение улицы Строителей.

Дальше вместо дискуссии пошёл просто обмен выступлениями, разработчики не спорили, а лишь выслушивали членов градсовета по очереди. За два часа выявилось несколько проблем, которые волновали большинство участников.

Автовокзал: перенести или развести?

Разумеется, множество вопросов и критических реплик прозвучало по поводу переноса автовокзала в район Перми II — ведь с его строительства и предстоит начать первый этап.

Сторонники проекта указывали на тесноту у Колхозной площади и загруженность центра города автобусами. «Автовокзал крайне неудобен жителям, нет стыковки с ж/д вокзалом», — заявлял министр транспорта Алмаз Закиев. «Разгружается центральная часть города, площадь у рынка в режиме постоянного транспортного перегруза», — добавлял сити-менеджер Перми Дмитрий Самойлов. Впрочем, это как раз никто не опровергал, проблему видели в другом.

Член градсовета Виктор Суетин задался вопросом, что первично — вокзал или улица Строителей:

— Если мы говорим о развязке на 2016 год, начнём строить автовокзал, достаточно перевезти несколько десятков автобусов, и это будет огромнейшей проблемой. Просто не выедем и не заедем туда. Вначале надо понять, когда будет строительство дороги в обоих направлениях, тогда и перевозить автовокзал.

Архитектор Игорь Луговой вообще категорично заявил, что автовокзал в указанном «РВ-проект» месте построить не получится:

— В таком виде проект не будет реализован. Автовокзал в данном месте противоречит постановлению правительства № 611 о полосе отвода железной дороги, это вопросы безопасности, не говоря уже о гостинице или офисном здании. А это первый этап реализации проекта! Лучше рассмотреть возможность других решений — например, железнодорожный вокзал и автовокзал на привокзальной, тот самый многофункциональный комплекс.

«Вопрос, казалось бы, формальный, но может стать серьёзнейшей проблемой», — уточнил про полосу отвода вице-спикер Пермской городской думы Аркадий Кац. Про сам вокзал он высказался кратко: «Никто не спорит с тем, что сегодняшняя концентрация автовокзала на рынке ужасна, но мы рискуем перенести это безобразие сюда». Руководитель Центра дорожной информации Михаил Якимов отметил, что три года назад существовало две «честные, но принципиально разные концепции» развития:

  • Первый вариант — создание единого автовокзала в центре города, на который стягиваются все потоки.
  • Второй — разнесение, в центр идут только междугородние автобусы, а все пригородные сообщения замыкаются на периферийные автостанции, откуда пассажиры разъезжаются городским транспортом.

Над вопросом о централизации автовокзала разработчиков попросили подумать отдельно.

Торг здесь не уместен?

Зачем в проекте транспортного узла столько коммерческих площадей? Не приведёт ли это к коллапсу и перегруженности? Это всерьёз обеспокоило членов градсовета. Градозащитник Денис Галицкий заявил, что представлена вообще не концепция транспортно-пересадочного узла:

— Концепт проекта — не в том, чтобы уменьшить расстояние между местами выхода транспорта, а фактически в заполнении привокзальной площади торговлей. Мы получим обратный визуальный эффект. Сейчас мы имеем сжатое двумя путями пространство, на которое пытаемся посадить всё, но кроме транспортно-пересадочного узла там больше ничего не сядет.

По мнению Дениса Галицкого, о чём-то можно говорить, только убрав из проекта ТЦ с привокзальной площади. Следом депутат Заксобрания Олег Жданов заявил, что считает проект абсолютно противоречивым — одновременно ставятся задачи и разгрузить транспортные потоки, и притягивать людей в район вокзала. Он привёл в пример давнюю идею — отдать инвестору участок земли в районе Товарного двора Перми II под торговый центр, а этаж-два в нём отвести под автовокзал.

— К вокзалу есть все требования по количеству посадочных мест, буфетов-туалетов — это всё снималось бы с бюджетного финансирования и ушло на частное, так как владелец торгового центра инвестирует во всю инфраструктуру. Тогда понятно, но здесь-то они разведены между собой! Посадив большущий торговый центр, мы лишь усугубляем проблему, а не расшиваем её. Офисный центр — это тоже огромное количество парковочных мест, занятое работающими в нём людьми. Коммерческая составляющая снижает нагрузку? Не понял, почему. Дорожные-то дела она точно усугубляет.

Михаил Якимов засомневался в том, что запланированный возле Перми II «Ашан» будет принимать по 7-8 тыс. посетителей в день: «Гипермаркет „Семья“ в базарный день приносит 20-25 тыс. человек».

«Я посмотрел, 84 тыс. кв. м, площадь зон, которые пристраиваются к вокзалу: для понимания — это ТРК „Семья“. Давайте представим, что сейчас ТРК „Семья“ сядет на привокзальную площадь», — предложил Аркадий Кац.

Кроме того, как выяснилось, при учёте пассажиропотока из проекта выпал размещённый по соседству с вокзалом Пермский классический университет. А вуз может серьёзно повлиять на весь пассажиропоток узла, отметил ректор Игорь Макарихин:

— Это поток студентов и сотрудников уже в объёме только через улицу Данщина — шесть тысяч человек, а будет больше. В районе Окулова — студенческий городок. Уже тысяча студентов пользуется путепроводом, а будет опять же больше, мы будем строить дополнительные общежития на 2-2,5 тыс. студентов. Кроме того, я вижу в проекте, что планируется парковка ёмкостью 720 мест, заполняемость на 400 с чем-то машин. Сейчас только на территории университета каждый день паркуется 400-500 машин. При этом мы наших студентов туда не пускаем. А мы готовы вытеснить эти машины и сделать университет чисто пешеходной территорией, только мы фактически займём всю эту стоянку.

К тому же сейчас городские власти пока не понимают, сколько пассажиров будет подъезжать на городском транспорте к вокзалу, о чём прямо заявил начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов.

«Откуда же деньги найдутся?»

Разумеется, не обошлось и без больного вопроса — откуда брать деньги. «Насколько мы вписываемся в планы и дорожные бюджеты на пятилетку? В планы ОАО „РЖД“? Не получится ли так, что это будет очередная красивая картинка? Хотелось бы, чтобы проекты воплотились при нашей жизни. А не доставались в виде набора документов очередным поколениям», — пояснил Олег Жданов.

Схожим вопросом задался и Виктор Суетин, сделавший упор на улице Строителей: «Если за счёт города, то извините, даже соединить Дзержинского и Барамзина, сделав прокол, а ещё построить дорогу, сделать серьёзные многоуровневые развязки — да откуда же деньги найдутся сегодня?».

В полемику со строителем вступили сразу оба городских главы. «Мы в три этапа многое смогли реализовать на Героев Хасана, улица Строителей является второй по приоритету в решении транспортных проблем Перми. Строителей — ключевая транспортная артерия, без которой через год-два Коммунальный мост вообще перестанет работать в полном объёме», — заявил мэр Игорь Сапко. Сити-менеджер Дмитрий Самойлов на это добавил, что проект готово поддержать и руководство края. Однако Виктор Суетин, уже не первый год сподвигающий власти к строительству дороги ТР-53а, очевидно, остался при своём мнении.

Аркадий Кац, подводивший итог дискуссии, задался риторическим вопросом: «Не получится ли так, что количество денег, которое мы получим от инвестора, будет значительно меньше, чем дополнительная потребность в инфраструктуре, которая возникнет у нас при размещении такого количества коммерческих объектов?»

Ворота в город

Наконец, несколько замечаний прозвучало и на тему того, что увидят и как себя будут чувствовать гости и жители Перми. Первый замглавы администрации Перми Андрей Шагап попросту констатировал: «Этот объект будет доминантой территории на многие годы вперёд, это ещё и ворота в город. С точки зрения архитектурной выразительности, мы пока ничего не увидели».

Денис Галицкий отметил, что прибывший гость города попадет вместо вокзала на «технологический этаж»: «Это будет крайне непрезентабельный для города вид». Аркадий Кац попросил разработчиков посмотреть проект с точки зрения эргономики и эстетики: «Человек приехал на машине провожать гостя. Куда он встанет, как пойдёт? Когда трамвайное кольцо упирается в территорию, куда ты дальше пройдёшь, где идут тротуары?»

Детальный разбор градсовет продолжал около двух часов, пока не высказались все желающие. Доработка проекта будет продолжена. Очевидно лишь, что учесть все пожелания вряд ли возможно, и пока неясно, какими идеями в проекте транспортно-пересадочного узла на базе Перми II придётся пожертвовать, но это далеко не последнее публичное обсуждение. По крайней мере, Заксобрание предусматривает общественные слушания для всех инфраструктурных проектов стоимостью больше 1 млрд руб. для краевого бюджета. К этому моменту будет ясно, к каким советам разработчики прислушались, а какие отклонили.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь