X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
04 декабря 2019
03 декабря 2019
Фото: Константин Долгановский
180статей

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Дорога как предчувствие

В Перми неожиданно активно обсуждается способ решения одной из ключевых транспортных проблем города — транспортная доступность центра для жителей северо-восточной части — малой Мотовилихи и Орджоникидзевского района. Журналисты собирают подписи под просьбой открыть дорогу от площади Восстания до Перми I по ул. Монастырской. Одни политики и эксперты симпатизируют этой идее, другие считают, что её не реализовать.

Речь идёт о дороге вдоль Камы от площади Восстания до Перми I, сейчас перекрытой и отчасти используемой «Мотовилихинскими заводами» в производственных целях. Как утверждается в некоторых источниках, после того как советские цеха завода обнесли забором, пользоваться этим проездом могут только обладатели спецпропусков (одним из них был бывший губернатор Олег Чиркунов).

Пермские журналисты Вячеслав Дегтярников и Юрий Бобров разместили на сайте change.org петицию, под которой призывают горожан оставлять свои подписи: требование должно заставить чиновников с промышленниками договориться и открыть проезд по Монастырской. По мнению журналистов, это позволит и сэкономить бюджетные средства на строительство новых дорог и решить сиюминутные транспортные потребности города.

Вячеслав Дегтярников, один из инициаторов идеи открыть движение транспорта от площади Восстания до Перми I по ул. Монастырской:

— В начале марта на площади Восстания в Мотовилихе начали реконструкцию дорожной развязки. Дело, безусловно, нужное и важное. Но вопрос в эффективности действий. Уже сейчас понятно, что эффект будет минимальным. Всё дело в узком горлышке улицы Свердлова, куда неизбежно упрётся поток машин. Подъём, который в этом месте связывает исторический центр Мотовилихи с остальным городом, пытались расширить до четырёх полос ещё во времена А. Каменева. Но вопрос этот тогда решить не смогли. Городским властям не удалось договориться с владельцами домов, расположенных на нечётной стороне. В результате город вместо 4-полосной дороги получил только 3-полосную магистраль. И вот тогда (впервые на моей памяти!) возникла идея провести с «Мотовилихинскими заводами» переговоры о том, чтобы открыть для общего пользования внутризаводскую дорогу, которая связывает площадь у станции «Пермь I» с площадью Восстания.

Действующий тогда губернатор Пермского края Олег Чиркунов писал в социальных сетях: «Мы прорабатывали возможность открытия этой дороги с собственниками. Решение было реальным. Сейчас собственники изменились». Получается, что проект был вполне реальным, но собственники «Мотовилихинских заводов» и руководители края договориться почему-то не смогли. Ясно одно: переговоры велись в достаточно закрытом режиме, общественности города о них было известно мало.

Вспомнив про эту историю, я и ещё один мой коллега — журналист Юрий Бобров — решили рискнуть, подключив к обсуждению этой темы горожан. 20 марта мы разместили на интернет-ресурсе change.org петицию с призывом к властям города и края, к руководству «Мотовилихинских заводов» — вернуться за стол переговоров и ещё раз проработать вопрос о возможности открытия этой дороги для общего пользования.

Наша петиция моментально получила достаточно большую поддержку, и мне стало ясно, что тема открытия для общего пользования уже существующей дороги, которая связывает центр Перми и Мотовилиху, живая и вызывает большой отклик у горожан. Приведу только несколько наиболее ярких комментариев, которые оставили под петицией:

  • «Считаю, что данная дорога решит проблемы с пробками на Уральской, значительно сократит время жителей Перми и гостей в дороге по Мотовилихе и в конечном итоге принесёт прибыль городу...»
  • «Считаю, это облегчит загруженность центра города и Мотовилихинского района, а также есть перспектива строительства моста ч/з реку Кама по ул. Смирнова и ул. Верхнекурьинская»
  • «Нужна ещё одна дорога в центр. Нужно разгрузить улицу Уральскую, КИМ. И вообще, сейчас все стали ездить в город через Иву, за год убили всю улицу Восстания! А она не предназначена для такого трафика!».

Я понимаю, что в процессе переговоров возникнет немало вопросов, но, как мне кажется, все они могут быть решены с учётом интересов градообразующего предприятия. Я считаю, что открытие дороги позволит сделать ещё один шаг к развитию города от закрытого областного центра до современного мегаполиса.

***

В защиту своей идеи авторы приводят два основных аргумента:

  1. На данный момент транспортную ситуацию усугубила идущая реконструкция на площади Восстания — и без того невысокая пропускная способность упала. Глава Перми Игорь Сапко признал, что «это будет очень сложный момент», и предложил водителям искать другие варианты проезда через центр Перми: вплоть до Коммунального моста или Восточного обхода с заездом через Садовый.
  2. Существует проект эстакады от улицы Целинной на Вышке-2 до улицы Грибоедова на Иве. Однако на строительство аналогичного перехода Стаханова — Старцева из бюджета края ушло более двух миллиардов рублей. Сейчас, в период кризиса, с деньгами в бюджете всё плохо, и шансов на новое строительство практически нет. А в ситуации с проездом (он уже существует, затраты на его открытие для общего пользования минимальные, а эффект — максимальный) —город фактически без вложений получает новую трассу.
Фото: Игорь Сапко / Facebook

***

Идею открыть улицу для транспорта уже поддержали сотни жителей Перми. На момент написания материала число подписей перевалило за тысячу. Пока идею в интернете азартно обсуждают эксперты в градостроительной и транспортной сфере.

Архитектор Игорь Луговой (он считает идею «интересной, но не реализуемой») обращает внимание, что авторы петиции допустили ошибку, сообщив что: «Дорога эта исторически связывала центральную часть Перми и посёлка Мотовилиха. До революции её активно использовали граждане. Но после того, как советские цеха завода обнесли забором, пользоваться этим проездом могут только те, у кого есть спецпропуска».

Игорь Луговой:

— Этого полуострова и, естественно, дороги не было до революции, что видно на известной карте Перми «Топографическая карта O-40-65. Пермь», составленной по материалам топосъёмки 1957 г. Издание 1979 года.

Нетрудно заметить, что т. н. Мотовилихинского полуострова не было ни в 1957, ни в 1969. Там, естественно, не было цехов и дороги. Намыв этой территории продолжался в течение нескольких лет во 2 половине ХХ века для расширения производственной территории Машиностроительного завода им. В. И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы»). Это подтверждает, что до революции 1917 г. этой дороги не было.

***

Директор института транспорта ПНИПУ Михаил Якимов говорит, что вопрос с открытием дороги вставал как минимум дважды: в 2009 году (при разработке нового Генерального плана) и в 2011 году (при попытке воплотить это в жизнь). Дорога через территорию предприятия есть и в действующем генплане. Она решает задачу сквозного проезда вдоль берега между береговой кромкой и линией железной дороги, но не выходит на площадь, потому что генплан решал эту проблему по-другому — продлением улицы Целинной.

Архитектор Александр Виноградов называет предложение модной в последние годы транспортно-градостроительной «косметикой». По его мнению, реально решит проблему строительство автодороги ТР-53а, которая соединит улицу Старцева, проспект Октября и улицу Целинную. В прошлом году заинтересованные в разгрузке дорог строители уже предлагали губернатору Виктору Басаргину активизировать работу по ТР-53а. Но в строительство этой дороги сейчас мало кто верит.

— У нас очень хорошо работали маленькие проектики. Мегапроекты сейчас не нужны, — возражает Виноградову Михаил Якимов. — Проектировать ТР-53? Да давайте! Только кучу денег нужно найти ещё и на две стадии проекта. Даже не на стройку! Замучаемся искать даже на проект.

***

Составленная журналистами петиция адресована к губернатору Виктору Басаргину, главе Перми Игорю Сапко и руководству ОАО «Мотовилихинские заводы». Между тем сами адресаты пока комментируют инициативу сдержанно. Развёрнутый ответ представили только «Мотовилихинские заводы». И, судя по официальному сообщению, предприятие пока не спешит ни поддерживать предложение, ни отвергать его с ходу.

В пресс-службе «Мотовилихинских заводов» признали проблему с транспортными потоками от площади Восстания до Разгуляя, но заявили, что предложенный под дорогу участок является территорией режимного, оборонного предприятия с высоким уровнем секретности.

«Более того, интересующий участок территории предприятия задействован в технологическом цикле производства техники специального назначения в рамках Государственного оборонного заказа, — говорится в сообщении. — Технология выстроена таким образом, что исключить из неё использование данной территории просто не представляется возможным. В любом случае реализация этой инициативы потребует очень больших затрат».

Парадокс в том, что развитие громадной территории, через которую предлагается пустить транспорт, пройдёт в интересах самого собственника — тех же «Мотовилихинских заводов». На это обращает внимание Аркадий Кац, первый сити-менеджер Перми в 2006-2009 годах, а ныне вице-спикер Пермской городской думы.

Аркадий Кац:

— Строительство любой дороги — это не только функция транспортной корреспонденции, а развитие территории. Дорога — это жизнь. Конечно, развитие узла площадь Восстания — Славянова — Смирнова может способствовать бурному развитию территории. Вопрос владельцам: территория используется достаточно эффективно или нет? А это больше 100 га земли! Это ещё одна Бахаревка! Если производство может быть размещено на гораздо меньшей территории, конечно же, новая дорога даст мощный толчок развитию. Выход на Каму, укреплённый берег, железная дорога с остановкой — там просто начнётся вторая жизнь!

Первой стадии квалифицированного обсуждения журналистам добиться удалось. Это срабатывает далеко не с каждой петицией! После того как число подписей превысит 1000, начнётся второй этап: дискуссию попытаются перенести из радиоэфиров и социальных сетей во властные кабинеты — за тот самый «стол переговоров», куда авторы петиции надеются усадить людей, способных решить этот вопрос.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь