X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 октября 2018
18 октября 2018

«Приручая пустоту»: фоторепортаж с выставки о современном искусстве Урала

Фото: Иван Козлов

За два с лишним года существования выставочное пространство Центра городской культуры принимало у себя разные проекты, но перспектива вместить целых полвека уральского искусства всё равно казалась невероятной. И всё же это было успешно сделано: 18 сентября в стенах ЦГК открылся проект уральского филиала ГЦСИ «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала».

Это действительно очень масштабный проект: в него вошли работы авторства более 50-ти художников и творческих объединений Урала, самая ранняя из которых датируется 1967 годом, а самая новая — 2017-м. Всё это — не просто сборник наиболее значимых произведений, а попытка глубокого исследования уральской культурной ситуации, развивающейся в общем культурном и политическом поле.

В Перми выставка «Приручая пустоту» удачно вписалась в контекст других проектов сходной тематики — «Перми Третьей» музея PERMM и «Авангарда, которого не было» Пермской Галереи. Но если они были посвящены именно пермской ситуации, то «Приручая пустоту», напротив, исключает Пермь из сферы своего исследования (если не считать художника Алексея Щигалева, да и то только потому, что он в своё время учился вне Перми) и фокусирует внимание на авторах из Екатеринбурга, Челябинска и Нижнего Тагила. Таким образом, «Приручая пустоту» продолжает историю, начатую PERMM и Галереей, и в сочетании с ними даёт довольно исчерпывающее представление об актуальном искусстве уральских городов.

Фото: Иван Козлов

Это, конечно, не означает, что «Приручая пустоту» — не самодостаточный проект. Он успешно существует и вне подобного контекста и уже был показан в Екатеринбурге, Москве, Нижнем Новгороде и Красноярске. Проект представляет законченную и внятную историю полувекового развития уральского искусства, но при этом не претендует на энциклопедичность и тем более на академический подход. Об этом сказано и в кураторском тексте за авторством екатеринбургского художника Владимира Селезнёва, который готовил выставку вместе с искусствоведами Татьяной Жумати и Тамарой Галеевой:

«Мы не ставили задачу сделать академическое исследование заявленного периода — это скорее попытка интуитивной генеалогии уральского искусства, история самоощущения и саморефлексии художников-участников процесса. Нас интересует возникновение питательной среды для появления современного искусства, взаимодействие старого и нового, преемственность, влияние на конкретных художников среды».

Объект Николая Панафидина Фото: Иван Козлов

Вопрос о среде, действительно, очень интересный. Выставка раскладывает всю историю уральского искусства на периоды, но не даёт однозначного ответа на вопрос о том, откуда, собственно, в провинциальном городе возникали некоторые художественные прозрения, опередившие своё время. А к однозначному ответу не располагают трудности, сопряжённые с изучением провинциального авангарда как такового. Во-первых, как отметила Татьяна Жумати, изучение подобного искусства не всегда поощрялось в академических кругах. Но если эта проблема зависела во многом от внешней конъюнктуры и постепенно ушла в прошлое с политическими и социальными переменами, то гораздо более живучей оказалась проблема стереотипного восприятия. Уничижительное мнение о провинциальном авангарде как о чём-то сугубо вторичном в той или иной степени до сих пор встречается в художественной среде. Проект «Приручая пустоту» не просто полемизирует с подобными стереотипами, но и довольно однозначно развенчивает их. Как минимум несколько художников, работы которых участвуют в выставке, значительно опередили своё время и мировые тренды. Достаточно сказать, что ключевая работа экспозиции — картина свердловчанина Валерия Дьяченко «Чьё это облако?», созданная в 1967 году, предвосхитила появление столичного концептуализма. А, например, Владимир Жуков из Березовского работал в стиле «Arte povera» одновременно с его расцветом в Итали и не имея о нём никакого представления (причины, правда, были разными — выбор стиля для советского художника был скорее вынужденным — но тем не менее).

В общем, проект «Приручая пустоту» как минимум ознакомит, а в некоторых случаях и полностью изменит ваше представление о «провинциальном» (после изучения экспозиции это слово кажется возможным писать только в кавычках) уральском авангарде и актуальном искусстве. Тем более, что, по словам Тамары Галеевой, каждый показ проекта в новом городе по-новому открывает его и для зрителей, и для авторов — это зависит не только от перемен в экспозиционном пространстве, но и от городского контекста, в котором оказывается выставка. А в Перми этот контекст, как было упомянуто выше, очень и очень насыщенный. Представление о том, как проект «Приручая пустоту» выглядит в пермском выставочном пространстве, можно получить из нашего фоторепортажа:

Перформанс Светланы Спириной «Ослепление» в исполнении Лены Рэмбо Фото: Иван Козлов
Перформанс Светланы Спириной «Ослепление» в исполнении Лены Рэмбо Фото: Иван Козлов
«Враг» арт-группы «Злые» Фото: Иван Козлов
Объект Николая Панафидина Фото: Иван Козлов
Объект Николая Панафидина Фото: Иван Козлов
Алиса Горшенина, серия «Уральская кома» Фото: Иван Козлов
Алиса Горшенина, серия «Уральская кома» Фото: Иван Козлов
Кристина Горланова, «По женской линии» Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Саша Салтанова, «Бабушка моет бахилы в снегу» Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Валерий Павлов, «Портрет жены художника» Фото: Иван Козлов
Владимир Жуков, «Небо, пришитое к земле» и «Энзима» из цикла «Металлопластика» Фото: Иван Козлов
Евгений Малахин (старик Б. У. Кашкин), из серии «Инфографикопоэтика»
Евгений Малахин (старик Б. У. Кашкин), из серии «Инфографикопоэтика» Фото: Иван Козлов
Леонид Луговых, серия «Время» Фото: Иван Козлов
Николай Федореев, «Посвящение Е. Малахину» Фото: Иван Козлов