X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 марта 2019
Фото: Иван Козлов
6статей

Цикл статей, посвящённых проблемам общественного участия в городе Перми. Согласование общественных интересов, учёт мнения населения при принятии решений, работа каналов обратной связи в условиях нарастающего экономического и политического кризиса в стране становятся вопросами «стратегической безопасности».

Общественная экспертиза

Мы продолжаем прокачивать пермяков в освоении механизмов общественного участия. Сегодня речь пойдёт о таком специфическом инструменте, как общественная экспертиза. Для того чтобы им воспользоваться, необходимо обладать рядом экспертных навыков. Но нет ничего невозможного, было бы желание. Общественная экспертиза — это профессиональный инструмент влияния, мощный аргумент в отстаивании своей позиции, поэтому стоит разобраться с ним подробнее.

Суть формы

Общественная экспертиза является одной из форм участия горожан в осуществлении местного самоуправления. Это основательное исследование какой-либо городской проблемы с использованием профессиональных знаний и навыков. Экспертиза может касаться самых разных сфер городской жизни — экономики, ЖКХ, транспорта, образования, медицины и т. д. Соответственно необходимо находить и привлекать разных экспертов — носителей специальных знаний. Эксперт оценивает текущую ситуацию или анализирует предложенные изменения. Сравнение обычно делается с принятыми стандартами и нормами, соответствует ли им предлагаемая новация или нет. После этого эксперт пишет заключение и выдаёт свои рекомендации.

Правовой фундамент

Право на проведение общественной экспертизы установлено Конституцией РФ, Уставом Пермского края, Уставом города Перми, а с апреля 2018 года администрация Перми утвердила специальный Порядок проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации города Перми (Постановление администрации города Перми от 5 апреля 2018 года N 210). Согласно ему общественную экспертизу могут проводить некоммерческие организации города Перми, органы территориального общественного самоуправления, а также граждане. То есть любой желающий горожанин.

Данное положение регламентирует процедуру проведения экспертизы в отношении проектов муниципальных актов. Она проводится на предмет соблюдения прав и законных интересов горожан. По её результатам должно быть представлено экспертное заключение — итоговый документ, содержащий:

  • выводы о соблюдении или несоблюдении прав и законных интересов граждан;
  • общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия проекта решения;
  • рекомендации по совершенствованию проекта решения.

Как уже отмечалось, экспертиза может касаться не только муниципальных актов, а различных сфер жизни города. Выделяют следующие виды общественной экспертизы:

  • Антикоррупционная общественная экспертиза;
  • Экспертиза проектов административных регламентов;
  • Экологическая общественная экспертиза;
  • Оценка регулирующего воздействия;
  • Культурная, экономическая и комплексная экспертизы.

Поскольку формат статьи не даёт возможность рассмотреть все виды экспертиз, мы разберём алгоритм экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации города Перми как наиболее актуальный и универсальный механизм.

Как провести экспертизу

Для того чтобы горожане могли проанализировать проект решения, администрация Перми или конкретное её подразделение заранее размещают документ на официальном сайте. Найти такие проекты можно на сайте администрации города в разделе «Документы» — «Проекты и правовые акты города». Там же вместе с проектом указывается адрес электронной почты, по которому должны быть направлены экспертные заключения и устанавливается конечный срок.

Не рассчитывайте, что у вас будет много времени на экспертизу. В Положении установлен срок — 10 календарных дней со дня размещения проекта решения на интернет-сайте.

В общем виде порядок проведения общественной экспертизы выглядит следующим образом:

  • Этап подготовки. Он включает в себя формирование инициативной группы, первичное рассмотрение проекта решения, составление проблемных вопросов на которые предстоит найти ответы, разработку технического задания на экспертизу, поиск и приглашение экспертов, разработку инструментария экспертизы.
  • Этап проведения. В ходе данного этапа нужно найти источники информации, собрать данные для экспертизы, обработать количественные и качественные сведения, сформировать выводы, обязательно написать рекомендаций, подготовить экспертное заключение.
  • Этап продвижения. После того, как экспертиза проведена, её результаты должны быть донесены до лиц, принимающих решения. Для этого экспертное заключение направляется в орган, инициировавший проект решения. Также стоит сделать рассылку по СМИ, общественным структурам и академическим институтам. Возможно проведение переговорных площадок, круглых столов с представителями органов МСУ и органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства.

Однако важно помнить, что все экспертные заключения носят рекомендательный характер и подлежат лишь учёту при рассмотрении и принятии соответствующего проекта решения. По результатам рассмотрения заключения администрация направляет мотивированный ответ.

Особенности общественной экспертизы

Особенность общественной экспертизы заключается в том, что потребность в её проведении определяется не столько юридическими требованиями, сколько общественным запросом. Кроме того, заказчиком экспертизы выступает не какое-то конкретное юридическое или физическое лицо, а всё местное сообщество — через представителей в общественных организациях.

Из-за этого общественная экспертиза во многом носит творческий характер, состав экспертов и методы экспертизы каждый раз определяются индивидуально, исходя из конкретной ситуации. Однако есть ряд жёстких требований.

При проведении общественной экспертизы проекта решения в обязательном порядке должен проводиться анализ содержания исследуемого проекта в контексте правового поля. Соответствует ли проект решения принятым федеральным, региональным и муниципальным актам, иным действующим стандартам и нормам, не входит ли он с ними в противоречие. Это первооснова, фундамент экспертизы. Также важно учитывать и предпочтения горожан, как они отнесутся к предлагаемым нововведениям. Для этого могут использоваться социологические методы исследования, анализ статистических данных и прочее.

В целом при проведении общественной экспертизы необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли проект решения требованиям действующего законодательства?
  • Какая социальная группа проигрывает при реализации проекта решения и что она теряет? Кто выигрывает от данного решения?
  • Правильно ли выбрана или сформулирована проблема, насколько она обоснована, каковы причины её появления, как она проявляется и какие могут быть последствия?
  • Какие существуют иные альтернативы решения данной проблемы, в чем их достоинства и недостатки?
  • Содействует ли проект решения повышению качества жизни местного сообщества?

Существует специализированная экспертиза по оценке экономических последствий проекта решения — оценка регулирующего воздействия. Она проводится в отношении проектов нормативных правовых актов с целью выявления предложений, которые вводят избыточные обязанности, запреты, ограничения или необоснованные издержки для бизнеса. Словом, такая экспертиза отвечает на вопрос: «Улучшит или ухудшит предлагаемое решение положение бизнеса в Перми?» Для её проведения смотрите Постановление администрации Перми от 25.12.2014 № 1041.

Ещё один вид экономической экспертизы — независимая антикоррупционная экспертиза. Эксперт должен выявить перечень норм, отвечающих признакам коррупционности в соответствии с коррупционными факторами, дать прогноз о возможных нарушениях прав и гарантий граждан, которые могут возникнуть из-за наличия данных норм, и предложить рекомендации по их устранению. Для данного вида экспертизы принято Постановление администрации Перми 01.02.2010 № 24.

Сколько стоит

Общественная экспертиза не предполагает уплаты какой-то пошлины и проводится инициаторами за счёт собственных средств.

Продолжение следует.