X

Новости

Сегодня
Вчера
20 сентября 2019
19 сентября 2019
Фото: Тимур Абасов
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Как нам вырастить детей, которые умеют обращаться с деньгами?

Низкий уровень финансовой грамотности населения — одна из причин, тормозящих развитие экономики. Дети и деньги: что мы можем сделать сегодня, чтобы наши дети стали активными участниками экономических отношений?

В чём проблема?

За последнее время одни за другими появились результаты нескольких исследований на тему уровня экономической грамотности населения России. Пожалуй, самые красноречивые выводы были получены агентством S&P совместно с Gallup International. Респондентам было задано четыре вопроса, и результат оценивался в доле правильных ответов. Получилось, что уровень финансовой грамотности в России — 38 %, наравне с Кенией и Белоруссией.

Что это означает для реальной жизни людей? Уровень финансовой грамотности человека очень важен для его благополучия, уверена Венера Коробкова, декан факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ. И не только материального, но и психологического:

Экономическое образование способствует принятию более эффективных решений в сфере своего финансового обеспечения, минимизирует риски попадания в категорию малообеспеченных граждан и снижает уязвимость к финансовым мошенничествам. Но, кроме этого, финансовая грамотность позволяет человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы — а это важно для его психологического благополучия.

Кроме последствий личного порядка, есть и более масштабные, среди них — даже динамичность экономического развития страны.

Эдуард Матвеев, финансист, автор тренинга на тему финансовой грамотности для детей:

-Низким уровнем финансовой грамотности объясняются и диспропорциональные движения внутри российской экономики: люди не знают инвестиций, кроме банковских депозитов и недвижимости.

Конечно, системная причина, по которой экономическая грамотность российского общества находится на уровне кенийской, лежит в плоскости новейшей истории нашей страны. Однако плановая экономика осталась в прошлом четверть века назад, а российским обществом до сих пор сделано не так уж много.

Среди специалистов общепризнанным является мнение, что экономическая грамотность должна формироваться с младшего школьного возраста или даже чуть раньше. Как? По большому счету возможностей три: семейное воспитание, школа и дополнительные занятия.

Семья

Школьный возраст — это время, когда педагоги советуют начинать давать детям карманные деньги. С этого момента представления о том, как следует обращаться с финансами, переходят из сугубо теоретической плоскости в практическую.

По мнению Венеры Коробковой, карманные деньги не должны выполнять функцию награды за хорошее поведение или платы за помощь по дому. Главная их цель — научить ребенка тратить, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор. Кроме того, статистика показывает, что обладание достаточными по сумме карманными деньгами является профилактикой детского воровства.

Какую сумму считать достаточной? Ответ на этот вопрос у каждой семьи будет свой, поскольку в первую очередь она определяется ее доходами.

Сумма карманных денег должна соответствовать вашему бюджету. Независимо от того, как это заведено у одноклассников или друзей вашего ребенка, не следует давать ему денег больше, чем вы в состоянии себе позволить, — предупреждает Венера Коробкова.

Однако чем старше ребенок, тем больше денег нужно ему давать, поскольку его потребности растут.

Согласно исследованию компании Experian, 47 % британских родителей принимают решение о том, сколько денег дать детям, просто исходя из возможностей семейного бюджета, 29 % — исходя из возраста ребенка, а 26 % респондентов — в соответствии с финансовыми потребностями детей.

Педагоги отмечают, что экономическое воспитание ребенка должно соответствовать реальности, в которой они окажутся, став взрослыми. Поэтому в качестве «тренажёра» нелишним будет использовать детские пластиковые карты, предлагаемые сегодня некоторыми банками и рассчитанными на детей с 10 или даже 6 лет. Такие карты выпускаются дополнительными к счету родителей, и они ограничены в функционале: в зависимости от банка они не позволяют снимать наличность в банкомате, у них ограничен лимит трат и так далее. Несмотря на возможность сохранения контроля со стороны родителей через sms-банк, детские карты позволяют моделировать «взрослую» реальность.

Школа

Сегодня в России фактически не существует системы школьного экономического образования. По словам Екатерины Аликиной, заведующей кафедрой экономики ПГГПУ, действующие стандарты преподавания почти не оставляют возможности введения в школьную программу экономики в качестве отдельного предмета. В подавляющем большинстве школ экономические знания даются в очень малом объёме — несколько тем в рамках предмета «Обществознание». Но, во-первых, учителя обществознания не являются специалистами в области экономики: как правило, это историки. Во-вторых, само количество часов, отведённых на эти темы, позволяет давать только отдельные темы экономической теории, абстрактные и далёкие от практики.

Эксперты «Звезды» едины в своём мнении: тот объём экономических знаний, который дети получают в школах, совершенно недостаточен.

Лучше ситуация обстоит только в некоторых школах, где экономика вынесена в разряд профилирующих предметов, и объем ее преподавания расширен. Для реализации этих задач привлекаются не только школьные педагоги, но и преподаватели вузов. По словам Татьяны Миролюбовой, декана экономического факультета, занятия, проводимые последними, ориентированы на формирование интереса к созданию собственного бизнеса, а также развитие экономического мышления и личной эффективности. Объем курса составляет 5-7 встреч, плюс экскурсия на факультет, плюс экскурсия в компанию-партнер экономического факультета.

В этом проекте участвуют пермские школы № 1, 44, 59, 81 и 94, лицеи № 4 и 9, гимназии № 2 и 4, а также школа № 10 в городе Кунгуре. Занятия, проводимые педагогами ПГНИУ, ориентированы на учащихся 8-11 классов.

Большинство остальных школ в части преподавания экономических знаний действуют в рамках стандартной школьной программы, а значит, почти не дают их. При этом, по опыту Татьяны Миролюбовой, интерес детей и степень усвояемости ими знаний в рамках проводимых ПГНИУ занятий довольно высоки.

Дополнительное образование

Надеяться на то, что недополученные в школе знания можно будет наверстать в рамках вузовской программы, не приходится: если отбросить профильные специальности, то экономика в высшей школе не преподается. Получается, восполнять пробелы нужно иными способами.

Тематические игры и тренинги, разработанные специально для детей с учетом их возрастных особенностей, показывают свою действенность.

Светлана Чувызгалова, директор детского развлекательного центра:

В нашем обществе у детей действительно мало источников получения знаний и навыков, связанных с экономикой и деньгами. Я знаю о существовании образовательных проектов такой тематики в Санкт-Петербурге, но в Перми их почти нет, поэтому я посчитала важным организовать уроки экономики в «КиндерГраде».

Эдуард Матвеев полагает, что практическая направленность подобных занятий — одно из основных условий их эффективности:

В рамках тренинга моя задача — сделать максимум практики через задания, деловые игры, чтобы дети на практике поняли все нюансы «секретов денег», и это им действительно удаётся, несмотря на младший школьный возраст.

В зависимости от возраста детей обсуждаемые вопросы должны различаться, уверена Светлана Чувызгалова. По ее словам, дошкольникам в результате занятия достаточно усвоить причинно-следственную связь «выполнил работу — получил деньги». Младшие школьники уже в состоянии понять суть денег, усвоить несколько основных экономических понятий и понять принципы формирования личного бюджета. Со школьниками среднего звена можно обсуждать уже более сложные вопросы — семейный бюджет и позже — принципы построения собственного бизнеса.

Силы влияния

Кроме перечисленных «сил влияния», на формирование финансовой грамотности детей серьёзное действие оказывает массовая культура — журналы, фильмы, телевидение и т. д., а также сверстники. Схожим образом ситуация обстоит и за рубежом. В ходе исследования компании Experian, на вопрос о том, кто оказывает наибольшее влияние на отношение ребенка к деньгам, 68 % родителей ответили, что наиболее влиятельная фигура — это они сами. На втором месте были ровесники ребенка (44 %), на третьем — телевидение (25 %).

Несмотря на это, подавляющее большинство (61 %) отмечает, что их ребенок мог бы в школе получать больше информации о том, как правильно управлять деньгами, а четвёртая часть из этой категории убеждена, что такой информации могло бы быть намного больше.

Пермские педагоги согласны: влияние массовой культуры на современных детей является чрезмерным, неконтролируемым и часто — вредным. Не всегда являются исключением и специализированные книги, содержащие основы экономических знаний, и ориентированные на младший и средний школьный возраст.

Таких книг много, но надо понимать, что не все из них достаточно качественны. Нередко в таких книгах содержится недостоверная информация, — отмечает Екатерина Аликина.

Педагоги говорят, что, несмотря на в целом достаточно высокий интерес детей к занятиям на экономические темы, в разных семьях отношение к ним разное. По словам Эдуарда Матвеева, спрос на его тренинг довольно большой, но прежде всего от финансово успешных родителей: они понимают, что их детям такие знания необходимы, что они дадут их детям фору перед сверстниками во взрослой жизни. При этом, по словам собеседника «Звезды», некоторые родители считают, что эти знания детям не нужны, поскольку они сами без них в своей жизни смогли обойтись.

На наши занятия приходят дети из разных слоёв общества и из разных школ — от элитных до периферийных, в том числе расположенных в крае. Поэтому я не могу сказать, что понимание необходимости получения детьми навыков в сфере экономики есть только у более обеспеченных родителей. Но всё-таки, чем выше уровень образования родителей, тем более важными они считают такие занятия, — делится опытом Светлана Чувызгалова.

«Есть ряд зарубежных исследований, которые определили серьёзную зависимость между финансовой грамотностью ребёнка и социально-экономическим статусом семьи, — подводит итог Венера Коробкова. — Чем состоятельней семья, тем более грамотны в экономической сфере дети. Эта закономерность, на мой взгляд, одна из главных причин, почему необходимо заниматься финансовой грамотностью в школе — чтобы попытаться создать равные условия для детей в будущем».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь