X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Первым делом — самолёты. Меряемся аэропортами

25статей

Проект, в котором мы будем сравнивать наш любимый город с другими российскими городами по конкретным показателям. У нас нет цели доказать, что «там хорошо, где нас нет», мы постараемся быть максимально объективными.

Фото: Тимур Абасов

За последнее десятилетие тема реконструкции пермского аэропорта навязла на зубах. Чем-то эта история похожа на историю с реконструкцией набережной. Неужели в других городах так же?

Уфа

Нет смысла сравнивать аэропорты города-миллионника и городов с населением 400-600 тысяч человек, поэтому на этот раз в проекте «Пермь. Чем бы нам помериться?» принимают участие только мегаполисы.

Один из них — Уфа. Здесь расположен одноимённый международный аэропорт федерального значения. С 2012 года он является крупнейшим по пассажиропотоку в Приволжском федеральном округе и десятым в России: в 2015 году он обслужил 2,3 млн человек. Также в прошлом году Международный аэропорт Уфы получил национальную авиационную премию «Крылья России» как лучший аэропорт страны.

Услугами аэропорта пользуются 32 авиакомпании, для одной из них — Ямала — он является хабом. Из Уфы можно вылететь в 56 городов России и мира.

Фото: newspile.ru

Уфимскому аэропорту присвоен первый класс, это означает, что он может принимать самолёты почти всех типов, в том числе двухдвигательные и широкофюзеляжные (и любые вертолёты тоже). С 2001 года действуют два терминала — для внутренних и международных рейсов. В прошлом году закончилась реконструкция международного терминала, и его пропускная способность увеличилась с 200 до 800 пассажиров в час.

Уважающий себя международный аэропорт должен иметь магазин дьюти-фри. Уфимский аэропорт себя уважает, более того, по последним данным, именно компания из Уфы откроет магазин Duty Free в пермском аэропорту.

Также совсем недавно в аэропорту Уфы был запущен сервис MyDutyFree: сайт и мобильное приложение, с помощью которых можно посмотреть цены на товары в магазинах Duty free в международном аэропорту «Уфа», сделать предзаказ и получить скидки на покупки.

Аэропорт Уфы Фото: avia.pro

Благодаря возможностям и инфраструктуре аэропорта «Уфа», к нему постоянно привлечено внимание перевозчиков и других интересантов. Например, с середины июля сообщалось, что ещё один перевозчик организует перелёты из Уфы в Питер, ранее перевозки по этому маршруту уже осуществляла авиакомпания «Россия». Или вот ещё недавние новости: Уфа (вместе с Казанью и ещё несколькими городами) попала в зимнюю полётную программу Минтуризма Израиля, в рамках которой будут субсидироваться рейсы из регионов России в Тель-Авив. В начале лета Росавиация выдала допуск на полёты из Уфы в Вену и Тбилиси. В июне авиакомпания Ellinair начала регулярные полёты из Уфы в Грецию, а «Айфлай» — в Симферополь.

Именно аэропорт Уфы летом этого года стал местом обсуждения вопросов авиационной безопасности: здесь состоялось совместное заседание комитетов по авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА и Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Это несколько десятков руководителей аэропортов и авиакомпаний, отвечающие за обеспечение авиационной безопасности, представители образовательных учреждений, организаций — ведущих разработчиков и поставщиков технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, а также представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Новый терминал в Уфе Фото: bashinform.ru

И вот ещё немного о том, как влияет аэропорт на жизнь города. Местные СМИ отмечают, что в 2016 году количество посетивших Уфу туристов достигнет одного миллиона человек. Отмечается, что уровень развития инфраструктуры, к которой относятся и все вокзалы, — одно из основных условий прогнозного прироста турпотока на 56 % по сравнению с предыдущим годом.

Екатеринбург

Упоминания «Кольцово» в этом сравнении не избежать. Из-за географической близости пермяки нередко пользуются его услугами, если «Большое Савино» по каким-то причинам не подходит.

Аэродрому «Кольцово», как и уфимскому, присвоен первый класс. Как и уфимский, он имеет две взлётно-посадочные полосы, позволяющие принимать все современные типы воздушных судов российского и зарубежного производства. Если уфимский аэропорт был признан лучшим в 2015 году, то екатеринбургский — в 2014-м. А в прошлом году авторитетная исследовательская компания Skytrax присудила аэропорту оценку в 4 звезды. Это серьёзная оценка качества его работы: «Кольцово» стал лишь двадцатым аэропортом в мире с такой оценкой.

Фото: airlines-inform.ru

Но деятельность «Кольцово» всё-таки более масштабна: аэропорт является шестым в России по объёму годового пассажиропотока после трёх московских, петербургского и симферопольского аэропортов. Так, за 2015 год аэропорт Кольцово обслужил более 4,2 млн человек, примерно две трети из которых приходятся на внутренние авиарейсы. На текущий момент из Екатеринбурга можно вылететь в 93 города России и мира.

Общая площадь аэровокзального комплекса «Кольцово» превышает 90 тысяч квадратных метров, а пропускная способность — 8 млн 400 тысяч пассажиров в год.

Фото: парадсобытий.рф

В настоящее время услугами аэропорта пользуются 32 перевозчика (столько же, сколько и в Уфе), для двух из них «Кольцово» является хабом: «Уральские авиалинии» и «РусЛайн». Кроме того, в аэропорту расположена главная техническая база и штаб-квартира российской авиакомпании «Уральские авиалинии».

Кроме гражданской авиации, на аэродроме «Кольцово» базируется также военная авиация Министерства обороны России.

Фото: proekat.ru

Управление аэропортом осуществляется компанией ОАО «Аэропорт Кольцово», входящей в крупный российский аэропортовый холдинг «Аэропорты Регионов», подразделение группы компании «Ренова». При этом Российский фонд федерального имущества обладает блокирующим пакетом акций аэропорта.

«Кольцово» отличается более высокой, чем в других городах, транспортной доступностью. Из разных районов города до него можно добраться пятью регулярными маршрутами автобусов и микроавтобусов. Между аэропортом и железнодорожным транспортом ходит электропоезд (четыре рейса в сутки в каждом направлении). От города к аэропорту ведёт трасса шириной по 4 полосы в каждом направлении, оснащённая двухуровневыми развязками.

Бесплатная парковка личного транспорта и такси разрешена перед аэропортом только на 15 минут, далее — за плату.

Зато Wi-Fi в «Кольцово» бесплатный. Аэропорт вообще не чужд современных технологий. СМИ отмечают волну попыток городского бизнеса привлечь к себе клиентов из числа любителей Pokemon Go. Для этого они устанавливают в своих офисах модули, привлекающие покемонов. Но первым в городе об этом заявил... аэропорт «Кольцово».

Пресс-служба аэропорта Кольцово:

На территории доступно сразу пять Pokestops, которые расположены у VIP-терминала, входа в терминал международных авиалиний, зоне ожидания на втором этаже, а также в зале вылета внутреннего терминала и у ж/д станции. Gyms находятся на открытом воздухе: у памятника самолёту Би-1 на привокзальной площади и у гостиницы «Лайнер». (цитата по 66.ru)

Также «Кольцово» является участником и культурной жизни города. Например, в апреле этого года он впервые принял участие в акции «Ночь в музее». В экспозицию была выставлена техника, использующаяся для подготовки к полётам (и было показано, как она работает), а детей учили мастерить воздушных змеев. Вблизи можно было увидеть аэродромный тягач, технику для скоростной уборки взлётно-посадочной полосы, машины для противообледенительной обработки и загрузки бортового питания и так далее. Кроме того, проводились экскурсии, касающиеся истории аэропорта.

И это не всё. Сейчас в «Кольцово» проходит выставка, аналогов которой в России нет. «Мир глазами пилотов» — это 60 фотографий, сделанных семнадцатью пилотами из восьми авиакомпаний. Большинство фотографий сделаны из кабины пилота.

Фотография с выставки «Мир глазами пилотов» Фото: 66.ru

Но происходят в аэропорту и истории совсем другого толка. Например, в начале августа грузчик «Кольцово» буквально на рабочем месте попытался задушить свою экс-возлюбленную уборщицу. Ещё немного романтики: при выгрузке прилетевшего из Амстердама груза работник «Кольцово» попытался украсть 375 голландских гвоздик стоимостью более 9 000 рублей.

Если серьёзно, у «Кольцово» есть реальный шанс в скором времени подняться на несколько строчек в рейтинге аэропортов России. Этот шанс называется «Чемпионат мира по футболу 2018». В рамках подготовки к этому событию осуществляется реконструкция: планируется удлинить взлётно-посадочную полосу с 3 до 3,5 километра и существенно обновить инфраструктуру. На эти работы запланировано почти 6 млрд рублей. Ожидается, что в дни ЧМ пассажиропоток увеличится в два раза.

Челябинск

Среди городов с аэропортом, схожим по пассажиропотоку с пермским, — челябинский и нижегородский, и это уже совсем другие масштабы деятельности.

Например, челябинский «Баландино» в 2015 году перевёз 1,2 млн пассажиров — это 23-е место среди аэропортов России. Из Челябинска можно улететь в 24 города самолётами одной из семнадцати авиакомпаний. Для «Уральский авиалиний» аэропорт является хабом. Несмотря на большой отрыв, «Баландино» по объёмам авиационных перевозок занимает второе место в Уральском федеральном округе после «Кольцово».

Аэропорт Челябинска напоминает пермский Фото: megatrip.ru

Челябинский аэропорт также относится к первому классу, то есть имеет минимум ограничений по возможностям приема воздушных судов. По приёму вертолётов ограничений нет.

Кипучей активности в работе аэропорта не наблюдается. Этим летом было увеличено количество рейсов в города России (Казань и Новосибирск), но на этом, в общем-то, и всё. В Челябинске не готовы даже принять предложение министерства туризма Израиля об открытии субсидированных авиационных перелётов в Тель-Авив (как из Уфы). Дело в том, что прямых перелётов из Южного Урала в Израиль нет и не планируется.

В целом здание аэропорта достаточно тесно и не обладает комфортной для людей пропускной способностью. Не так давно пассажиры жаловались на большие очереди, образующиеся на входе «Баландино»: вереница людей с чемоданами тянулась от дверей до проезжей части. А в аэропорту, несмотря на жалобы пассажиров, заявили, что не фиксируют скопления пассажиров в пиковые часы.

Очередь на вход в аэропорт Челябинска этим летом Фото: chelyabinsk.ru

Покемонов в челябинском аэропорту тоже не разводят, зато там делают предложения руки и сердца. Пару недель назад 26-летний лейтенант полиции проделал это на глазах десятков людей. Причём для этого ему пришлось попросить содействия сотрудников аэропорта — те пошли молодому человеку навстречу. Лейтенант провожал девушку в московскую командировку, проводил до зала вылета, и они попрощались. Он ждал её в бизнес-холле, куда привели и очумевшую девушку. Молодой человек встал на одно колено и позвал её замуж. Девушка ответила «да» и улетела с кольцом в Москву.

Но вся эта тишь в Челябинском аэропорту ненадолго. В 2020 году в городе пройдёт очередной саммит ШОС и БРИКС, и, по словам властей, к этому моменту Челябинск станет «совсем другим городом». Похоже на то: к этому моменту будут, например, построены 24 гостиницы, 5 дорожных развязок, отремонтированы более 300 фасадов зданий и 40 км дорог, реконструирована набережная и — построен новый аэропорт с площадью аэровокзала 24 000 м², с двукратным увеличением перрона. Уже известно, что на это будет потрачено 10 млрд рублей. Подробности проекта пока не известны, но очевидно, что после реконструкции статус челябинского аэропорта изменится.

Аэропорт Челябинска Фото: photohost.ru

Пермь

В сравнении с другими аэропортами «Большое Савино» — молодой аэропорт, он был построен в 1967 году, ранее единственным воздушным портом города была «Бахаревка». В частные руки «Большое Савино» также перешло недавно: в прошлом году собственником стала компания структуры «Новапорт».

Большое Савино Фото: wikimedia.org

Сейчас аэропорт обслуживает 19 авиакомпаний, которые летают примерно в 30 городов. Годовой пассажирооборот составляет менее 1,3 млн человек, в этом году фиксируется его снижение — в рамках тенденции, общей для всех. В 2015 году аэропорт занимал 22-е место в России по этому показателю.

Фото: Тимур Абасов

Сегодня у Перми нет собственной авиакомпании, «Пермские авиалинии» не осуществляют полёты с 2009 года. Сейчас базовой авиакомпанией «Большого Савино» является «Аэрофлот», для него же аэропорт является хабом.

Сейчас ждать рейса приходится стоя над своими чемоданами Фото: airlines-inform.ru

Перспективы развития «Большого Савино» связаны со строительством нового терминала и намерением компании «Новапорт» сделать его хабом для перевозок по Уралу. Это позволит увеличить количество совершаемых рейсов и, соответственно, пассажирооборот аэропорта. В случае, если планы «Новапорта» о создании регионального хаба будут реализованы, строящийся новый терминал может быть увеличен с запланированных пока 29 до 40 тысяч квадратных метров. Однако пока что это лишь намерение, никаких решений не принято.

Фото: Тимур Абасов

В любом случае новый терминал должен быть построен к концу следующего года, впрочем, весной сообщалось, что работы идут с опережением графика, ведутся в круглосуточном режиме. Общая сумма вложений инвестора — 5 млрд рублей. Пропускная способность терминала составит 2 млн человек в год, существующее здание аэропорта позволяет обслужить 1,5 млн человек в год.

Строительство нового терминала Фото: kommersant.ru

Впрочем, дело не только в количественных показателях. Надо полагать, новый терминал будет соответствовать представлениям людей о норме. Будет решён и вопрос с парковкой перед зданием аэропорта. Правило о бесплатных 15 минутах действует во многих городах, но даже перед челябинским аэропортом с типовым зданием и таким же пассажирооборотом парковка несравнимо более удобна.

В каком-то смысле Пермь изначально была «обижена». Построенный в 1967 году новый аэропорт в Большом Савино имел пропускную способность 200 в час — так же, как и аэропорты гораздо более мелких городов с населением 200-300 тысяч человек (в Перми тогда было 700 тысяч). В городах же сравнимого масштаба (Уфа, Тюмень) строились аэровокзалы с пропускной способностью, в два раза превышающую нашу. Это исторический факт, который Пермь почему-то не смогла преодолеть за полвека.